СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ АНДРЕЮ ЖЕЛЬЧИЦУ Блаженны миротворцы. Автор Мария Гринберг ------------------------------------------- ------------- Ваша честь! Господа Присяжные! Уважаемые Гости! Сначала хочу поблагодарить вас за предоставленную мне возможность глубже ознакомиться с творчеством Марии Гринберг и вынести своё суждение о рассказе «Блаженны миротворцы». Это небольшое, но многоплановое произведение стоит того, чтобы вдуматься в прочитанное, поразмышлять, высказать своё мнение. Мне представилось удобным рассмотреть его, выделив отдельные слои текста и моего понимания их. Слой 1. Схема сюжета Спокойное внимательное прочтение сразу вырисовывает и подоплёку, и чёткую картину произошедшего. Героиня (далее, следуя пояснениям г-жи Гринберг в беседе с присяжными, также буду называть героиню Марией) не смогла простить ужасов войны, лично ею пережитых в детстве, и сожжения её деревни. Она становится любовницей генерал-губернатора, который сумел уговорить вожака повстанцев подписать мирный договор. На встрече представителей обеих сторон Мария расстреливает троих: подругу вожака, его самого и генерал-губернатора. Марию тут же убивает охрана. Приведены предсмертные мысли Марии, поясняющие её поступок. Для рассказа, в котором менее 4500 знаков, это очень насыщенный информацией текст. Слой 2. Фактографическая информация. Анализ Что же нам представлено в качестве места действия, времени действия. Время, полагаю – современность, приблизительно, конечно, так как есть её приметы: джип, автомат. Место действия. Зацепился за единственное – «генерал-губернатор». Почему у одного из героев такая должность? Например, в России в 18-м веке были Генерал-губернаторы (государевы наместники), которые следили за политическими настроениями сословий, подавляли восстания. Власть Генерал-губернатора, особенно на окраинах, носила характер военной диктатуры. На пост Генерал-губернатора назначались обычно наиболее реакционные генералы, пользовавшиеся особым доверием царя. Должности эти были упразднены Февральской революцией. Генерал-губернатор в таких странах, как Канада и Индия, – термин, обозначающий назначенного представителя главы государства или правительства для управления территорией, обычно в колониальном контексте. Этот титул до сих используется Короной в Королевствах Содружества Наций или в странах, бывших британским владением (например, Генерал-губернатор Австралийского Союза, Г.-г. Новой Зеландии). Пожалуй, остановлюсь на функциях, выполняемых им в Российской Империи, но только на функциях. Итак, место действия – либо некоторое условное современное государство, находящееся под эгидой другого, в котором властвует «кровавый режим». В самом протекторате (доминионе) идёт многолетняя гражданская война. Либо это часть территории одного государства. Впрочем, к этому я ещё вернусь ниже. «Примирение казалось невозможным – кто поверит генералу, присланному кровавым режимом?» Несколько удивили прения присяжных насчёт имени вожака восставших – Каин. Вот Василий Доконт: «" И тут происходит совершенно неожиданное – вождь восстания, с кем связаны все её надежды, кому она, может, верила как Богу, совершает такое неслыханное предательство, идёт на мир с кровавым режимом! (…Неспроста у него такое прозвище…)" Мария, предательство - это стезя Иуды, а не Каина». Вот Елена Николаева: «Честно говоря, я тоже не вижу общего между Каином (библейским) и предводителем повстанцев по прозвищу Каин. Если только не имеется в виду "восстал Каин на Авеля, брата своего", т.е. можно привязать (с натяжкой) к развязыванию гражданской войны. Однако автор в пояснении говорит о предательстве. Предательство, вне сомнения, связано с именем Иуды. Боюсь, Мария, вы сами себе оказали сомнительную услугу. Ведь, соединив в одном абзаце "неслыханное предательство" и прозвище, данное предводителю повстанцев РАНЕЕ (это очень важно, т.е. НЕ в момент подготовки к перемирию и не героиней), вы тем самым взвалили вину Иуды на бедного Каина. :)». Елена Николаева верно подмечает, что это имя или прозвище дано не героиней и не в момент подготовки переговоров о мире. Так в чём же дело? Нам не показано, какие поступки совершал этот герой. Под таким именем он мог просто проходить у представителей «кровавого режима» – ведь восставший доминион мог быть старше, как государство, по сравнению с метрополией, и старший пошёл против младшего. Вполне возможно, например, что это связано с реальным или мнимым убийством своего брата (родственника), выступавшего на стороне противника. Может быть потому, что Каин, как и его библейский тёзка, был убеждённым земледельцем, по каким-либо причинам притеснявшим скотоводов (Авель). Однако ничего, что давало бы повод считать, что г-жа Гринберг «взвалила вину Иуды на бедного Каина», я не увидел. Другое дело, что, используя такое историческое имя, автор мог бы дать соответствующие пояснения, либо именовать героя по-другому. Но это, без сомнения, на усмотрение автора. Слой 3. Достоверность или возможность произошедшего Определённый автором жанр «Просто о жизни» полностью соответствует основному содержанию: все образы героев, хотя и представлены всего несколькими штрихами, жизненны, но весь рассказ носит в себе и некоторые авантюрные черты. Авантюра – рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех (по словарю Ожегова), приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков. Ситуация, в основном, вполне возможна: известны случаи убийств и парламентёров, и переговорщиков. О мотивах такого поступка – их рассмотрении – позже. Очень большое внимание уделили присяжные обсуждению самой возможности возникновения перестрелки, видов оружия, последовательности выстрелов и так далее. Действительно, некоторые неточности из-за беглости описания этих сцен мне также бросились в глаза: сколько было автоматных очередей, как Мария получила ранения в живот? Сама г-жа Гринберг пояснила при обсуждении это так: «Для понимания ситуации со стрельбой хотелось бы уточнить расположение действующих лиц в пространстве. Что ж, попробую. Джип въезжает в ворота резиденции, в нём находятся: Каин и Юлия на заднем сиденье и адъютант Каина за рулём. Помощник Дмитрия Алексей (без оружия) и Мария (с фальшивой фотокамерой, в которой спрятан Браунинг) стоят на крыльце, ожидая их. Джип останавливается перед крыльцом, из него выходят Каин и Юлия, демонстративно оставив на заднем сиденье своё оружие – Дезерт Игл и Узи». Всё. Прекращаю цитирование. Не поверю, что противной стороне, даже едущей на подписание мирных соглашений, разрешили бы провезти с собой скорострельное оружие вплоть до дверей резиденции. Ведь ничего бы не могло помешать, например, адъютанту Каина, будь он таким же патриотом, как Мария, убить самого Генерал-губернатора. Считаю, что вся сцена со стрельбой должна быть приведена в соответствие с реальными возможностями. Кажется, что я понял причину такого не совсем чёткого текста: Мария Гринберг опасалась потерять темп повествования. Действительно, если бы между последними двумя выстрелами героини мы читали подробнейшие описания: расстановка стрелявших на местности, марки оружия и другие подробности, то, возможно, пропало бы впечатление скоротечности схватки. Мне не понятна последовательность выбора мишеней: почему «главная мишень» – Дмитрий - оставлена напоследок? Какой резон был начинать с Юлии, привлекая к себе внимание первым выстрелом? Уверен, что г-жа Гринберг найдёт нужную меру решения всей этой сцены. Что касается двадцати дырочек на платье, то, думаю, здесь взято просто некоторое большое круглое число, которое произвольно использует в своём внутреннем монологе Мария. Предложения некоторых присяжных (Галины Пиастро) снизить их количество до 5-6 мне кажется слишком буквальным пониманием этого числа – двадцать. Ведь следует учесть некоторую экзальтированность речи умирающей, а уж вести точный подсчёт пулевых отверстий она не могла. Слой 3. Стиль. Частные средства стиля. Внимание к деталям Композиция рассказа содержит небольшое введение, в котором главная героиня, Мария, представлена поначалу пустой светской дамой, единственно обеспокоенной соответствием своего наряда предстоящему торжеству. Только дальше читатель поймёт всю обманчивость первоначального впечатления о Марии. Небольшой штрих – сравнение броши с боевым крестом, и общее представление о Дмитрии уже создано. Во втором абзаце вводной части обрисована интрига рассказа: предстоящие мирные переговоры. Текст выверенный, чёткий: «край, охваченный многолетней гражданской войной», «кто поверит генералу, присланному кровавым режимом?», «я видела слёзы на его глазах» – это, последнее, говорит о том, что бравый генерал несколько слаб, а его доверие к возлюбленной – полное. Фраза: «Ещё месяц назад такое не могло и присниться самым смелым мечтателям» корректнее должна звучать так: «Ещё месяц назад такое не могло присниться и самым смелым мечтателям». Фраза: «Дмитрий и Каин поднимались по лестнице рука об руку». Фразеологизм «рука об руку» имеет ряд синонимических единиц: «плечом к плечу», «бок о бок» и других, означающих, что некоторое дело, работа, борьба выполнялись совместно, заодно, объединившись. Говорить так о просто идущих рядом по лестнице мужчинах не совсем верно. Сочетание «смуглый черноволосый великан» – красивость. Заключительное фраза-слово рассказа: «Cheese…». Это, в прямом переводе «сыр», произносимое при фотосъёмках, известно как призыв широко улыбаться. В данном случае, это призыв самой к себе умирающей героини. «Красивый будет снимок», когда понаедут её бывшие коллеги. Окончание рассказа явно удачно. Автор внимателен к деталям: цвет платья героини, белокожая Юлия рядом со смуглым Каином, «алое пятнышко под левой лопаткой, фонтан крови из разорванной груди» – всё это делает зримым, выпуклым, кинематографичным этот небольшой рассказ. Кстати, упомянутый «Cheese» несколько дополнил ассоциацию: это также имя программы, которая позволяет делать фотографии и записывать видео с веб-камеры, подключенной к компьютеру (или встроенной в ноутбук). Помимо этого, имеется несколько веселых эффектов, которые можно применить как к видео, так и к фото. Но это к слову. Слой 4. Проблема рассказа Случайно или намеренно к охваченной войной территории применен термин «край»? Хочу думать, что при однородном с центром (метрополией) этносе имеется в виду всё же некоторая обособленная часть суши: остров, территория, отделённая высокими горами и др., иначе не совсем понятно, почему этот почти пятнадцати- двадцатилетний военный конфликт не охватил и другие территории. Либо это сложный национальный анклав, где могут войти в конфликт различные племена, приверженцы различных религиозных направлений. Считал бы достаточно важным описание, упоминание причин и ожидаемых повстанцами результатов при их победе, так как это во многом могло бы помочь глубже понять поступок героини. « И я не дала прекратить войну. До победы, пока не сдохнет последняя тварь. Не найти им больше такого, как Дмитрий, а даже если – ни один лидер повстанцев теперь не пойдет на переговоры», – заявляет Мария. Может быть. Но не исключено, что найдётся и новый генерал, и новый переговорщик. Хотя есть большая вероятность того, что центр просто усилит своё военное присутствие и с ещё большей кровавостью будет подавлять повстанческое движение. Мировая история знает много различных примеров по каждому из случаев. А кто же она, Мария? Как характеризовать её поступок? Она находилась в стане врага, другой воюющей стороны. Скорее всего, это диверсионное действие. Следует вспомнить, что она не менее трёх месяцев была рядом с Дмитрием, знала (вызнавала) ряд военных секретов, вполне возможно, для передачи «своим» – но об этом ничего не сказано, потому не развиваю. Может быть, она одиночка? Тогда возникает вопрос: является ли её поступок акцией террора? Кстати, именно такой вопрос был задан присяжной Надеждой Николаевной Сергеевой: «А не такие ли мысли звучат в головах шахидок, несущих смерть?» Диверсия – действия групп или отдельных лиц в тылу противника по выводу из строя военных, промышленных и др. объектов, нарушению управления войсками, разрушению коммуникаций, узлов и линий связи, уничтожению живой силы и военной техники, воздействию на морально-психологическое состояние противника. Террор – насилие, запугивание, устрашение. Каково же, как сейчас принято говорить, «правовое поле» поступка Марии, если вообще можно говорить о праве на убийство? А правомерно ли вооруженное восстание? Невольно приходят на память военные конфликты современности. Вооружённое извне Косово, потребовавшее отделение от Югославии. По ходу конфликта была убита масса и мусульманского, и христианского населения. Государство Югославия было уничтожено. Ирак и недовольные курды, издавна мечтающие организовать своё государство, из-за чего там всегда было множество военных конфликтов. Ну и Ливия, наконец, где вооруженное противостояние с властью начали часть племенных вождей, а также примкнувшие некоторые члены вооруженных международных группировок, связанные с «Аль-Каидой». Я привел эти примеры только потому, что всё это очень неоднозначно, сложно в мире: всегда ли повстанческое движение сулит счастье всему народу страны. Потому так же сложно однозначно оценить действие Марии, которая, к слову, заодно с военачальниками, застрелила и девушку Юлию. Кстати, «Проект соглашения готов, его подписание – это мир» – мир, а не капитуляция, потому неизвестно ещё, как хотел Каин распорядиться этим «миром», на каких условиях, возможно, как передышкой или др. Встреча лидеров оценивается Марией как «неофициальная», так что неизвестно, как к предполагаемому миру отнесся бы штаб повстанцев. Именно поэтому не могу совсем отвергнуть предположение, что Мария вела себя именно как террорист-одиночка. Слой 5. Блаженны миротворцы… Мария Гринберг приводит в заключение слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст, этой Заповедью Блаженства Христос «не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует большего, а именно – чтобы мы примиряли несогласия и раздоры других». По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устраивает на земле мир: «Блаженны миротворцы, то есть, во-первых, те, которые САМИ СЕБЯ умиротворяют от страстей, подавляют их в себе и всемерно стараются поддерживать добрый мир с ближними; во-вторых, те, которые всегда стараются о примирении враждующих ВСЕМИ зависящими от них средствами» (выделено мной, А.Ж.). Однако о «миротворчестве» тех, которые всегда стараются о примирении враждующих ВСЕМИ зависящими от них средствами (вооружений?), при этом, не сильно озаботившись об умиротворении САМИХ СЕБЯ (при попытке развязывания агрессии), человечеству нужно сильно призадуматься. Может быть, и об этом тоже хотел нам сказать автор? Рассказ Марии Гринберг «Блаженны миротворцы», безусловно, признаю неординарным, значительным, в котором ярко выражены «ПРИЗНАКИ МАСТЕРСТВА АВТОРА». Вердикт-Прокурор Андрей Жельчиц |