Прокурорские игры "Серебряный крестик". Автор Сергей Власов Глубокоуважаемый Суд! Господа присяжные заседатели! Являясь представителем обвинительной стороны, вижу своей задачей в рассматриваемом деле указать на имеющиеся факты преступного замысла, использование недозволенных приемов и прочих свидетельств совершенного проступка. Степень виновности подсудимого определит Суд, я же со всей ответственностью приступаю к изложению сути, и поблажек от меня не ждите. Прежде всего, совершенное деяние - написание рассказа - не оставляет сомнений в наличии проступка. Другое дело, как его квалифицировать - имелся ли умысел, или проступок совершен по неосторожности. Справедливости ради, обвинение склонно считать, что преступление совершено спонтанно, чему свидетельствует довольно запутанное начало рассказа, изложенное длинными, с повторами слов, предложениями. Однако этот же факт может говорить о том, что преступник работал один, без сообщников (корректора или редактора). Но обвиняемый не так прост! Чтобы запутать следствие, применив недозволенные приемы (необоснованные повторы, нестыковки) он заставляет свидетелей (читателей) сосредоточиться на незначительных фактах, с целью отвлечь внимание от основного действующего лица. Однако, как ни хитер автор, а добивается он прямо противоположного – читатель-свидетель продолжает наблюдение за странным объектом (героем произведения), который старается казаться обычным, ничем не примечательным человеком. Причем, этому способствует искусное повествование – никакого трагизма. Спокойно и без надрыва сообщается о жизненных, скажем прямо, катастрофах, от которых другой давно спился бы. Здесь же перед нами предстает выдержанный, стойкий мужчина, которого не согнули невзгоды, который сохранил способность к самоиронии, не потерял человеческих привязанностей. И тут я говорю – виновен подсудимый, ох, как виновен! Создать подобный настрой не каждому под силу. Но вот поезд трогается, и это настораживает! Появляется попутчица, а с ней и интрига. Почему нательный крестик привлек внимание женщины? Почему герой от этого «внутренне содрогнулся»? Ага! Вот где собака зарыта! Чуть приоткрыв завесу прошлого, нам сообщают, что мужественному герою тоже свойственны слабости, а значит, он и в правду похож на обычного, нормально (если можно так выразиться) страдающего человека. Но не зря в начале рассказа нас уверяли в абсолютной уравновешенности героя. (Заметьте, по этому признаку отбирают шпионов!) Свидетели уже почти уверовали, что сейчас прошлые эмоции возьмут верх и справедливость восторжествует, ведь тут уже замешана Любовь. Но… Герой оказывается настоящим мужчиной. Ему не привыкать к страданиям, но заставлять страдать любимую женщину противно его натуре, и он отпускает ее – возвращает ей крестик-оберег. Чтобы уже ничего больше из прошлого не беспокоило ее, чтобы знала она, что спас ему жизнь в критический момент ее оберег, а значит, он выполнил свое назначение. И тут я снова повторю – виновен обвиняемый автор! Виновен в тонкости чувств, способности передать простыми словами, без вычурности и пространных рассуждений психологизм ситуации. В чем же общественная значимость проступка (написания рассказа)? Обвинение усматривает ее в том, что автор, затрагивая вечную тему любви, сумел показать, что в нашем обществе на фоне общего душевного обнищания человечества сохранилось еще в отдельных индивидуумах достойное похвалы мужское благородство. Надо иметь мужество оставаться человеком в инерции повседневности. Без озлобления, без желания мести. Причем, чтобы так написать, надо либо самому быть тем героем, либо обладать некими способностями, если не сказать талантом. Таким образом, по моему мнению, проступок совершен автором явно с умыслом, далеко не по халатности или неосторожности, а значит, вердикт должен быть – виновен! Смягчить приговор может только факт отсутствия группового сговора. Не сомневаюсь, что Высокий Суд, взвесив все за и против, примет справедливое решение, и «преступник» понесет заслуженное наказание. Прокурор Скажу Что Думаю |