Дмитрий Чарков «АГЕНТАМ НЕ…» …Изумруды и рубины осыпаются дождём. Если хочешь быть богатым, Если хочешь быть счастливым Оставайся, мальчик, с нами: Будешь нашим королём! Р.Саакянц, «В синем море» Я подошел к парадному входу трёхэтажного офисного здания и, перед тем как войти, ещё раз обернулся, чтобы удостовериться, что втиснутый между двумя иномарками мой неприметный представитель отечественного автопрома всё ещё находится в первозданной целости и относительной сохранности. Неделю назад случился неприятный казус, когда я, открывая дверцу, слегка задел припаркованную рядом «Мазду» - никаких видимых последствий на кузове соседа не было, и на моей «Ниве» тоже, но разбирательств хватило на десять нелицеприятных минут оживленного диалога с владельцем «японки», с упоминанием действующих цен на косметический ремонт и возможных последствий простоя его автомобиля в автосервисе. Претензии были беспочвенны и слабо аргументированы – кулаками махать не хотелось, а знакомый «гаишник», как выяснилось в процессе общения, оказался самым знакомым инспектором в городе. На том и разошлись. В холле здания было довольно-таки прохладно – работал кондиционер, и контраст с уличным зноем вполне мог стать причиной банальной простуды, поэтому я почти бегом преодолел два лестничных пролёта и, машинально пригладив волосы и поправив галстук, тактично постучал в дверь офиса, на которой висела табличка: «Отдел по работе с персоналом». Не дожидаясь ответа, я вошёл и, быстро окинув взглядом небольшое помещение, втянул в себя смесь всевозможных ароматов духов и разом выдохнул: - Добрый день, у меня назначено собеседование на 15-00. Одна из девушек слева подняла глаза от монитора: - Здравствуйте, вы Афеноген Ильич? Проходите, присаживайтесь. Я с улыбкой шагнул к её столу и присел на краешек стула. Девушке на вид было лет двадцать пять - двадцать семь, с весьма правильными и пропорциональными чертами лица. Она держала карандаш в левой руке, с этой же стороны располагалась и мышь компьютера. - По-моему, я во время, - резюмировал я и добавил: - Вы чудесно выглядите. Карие глаза девушки в неожиданном и коротком замешательстве сделали характерное движение вправо-влево, и мне уже представлялось вполне определенно, в каком ключе следует строить свою речь – передо мной был типичный представитель творческих кинестетиков. Во многом общение с этим психотипом всегда было в забаву, но, с другой стороны, существовали ограничения к прагматичному ведению диалога. - Спасибо, - ответила она ровным голосом. – Меня зовут Елена Кардышева, в компании я отвечаю за подбор персонала. Насколько я понимаю, вы претендуете на вакансию Директора подразделения продаж нашего холдинга. Я утвердительно кивнул. - Отлично. Давайте побеседуем. Что в вашем понимании означает термин «прямые продажи»? Этот вопрос не был неожиданным – он подавался у любого потенциального работодателя, занятого в бизнесе, под тем или иным соусом. - Чувствую, что я выражу не только своё личное мнение, если скажу, что прямые продажи – это один из способов, или технологий, обеспечения дистрибуции товара предприятия посредством прямых контактов с потенциальным покупателем, клиентом или конечным потребителем – в зависимости от рынка сбыта, на котором оперирует данное предприятие. По форме они могут быть активными или пассивными, тактически – агрессивными или оперативными. Субъектом коммуникации выступает торговый представитель или коммерческий агент. Готов обсудить проблемы телемаркетинга, - уверенно отрапортовал я. Елена слушала, согласно кивая время от времени головой. - По вашему резюме, вы когда-то три года отработали торговым агентом в табачной компании. Насколько вам знакома фраза «Агентам не беспокоить»? Я снова улыбнулся: - Очень знакома. Можно сказать, это бич всех торговых представителей. Правда, к «табачникам» это имеет не совсем прямое отношение… - Я понимаю. Но вы себя всё же ощущаете торговым агентом? Вопрос показался мне достаточно провокационным – с одной стороны, в подчинении Директора по продажам находятся торговые специалисты, и их руководитель, несомненно, должен знать специфику изнутри, а с другой – он призван в первую очередь быть организатором их работы, ответственным за конечный результат. - Должен признаться, что в душе каждый из нас – кто вполне коммуникабелен, заметьте! – чувствует себя коммерсантом, в той или иной степени… Елена опять не дала мне договорить: - Не могли бы вы ответить кратко – да или нет? - Ну… собственно… если вы так ставите вопрос… - Именно так. - Да, конечно. - Что значит «да, конечно»? – переспросила она. Её манера вести интервью начинала меня несколько задевать. При этом тональность её голоса и сдержанно-отрешенный формат общения напоминал автоответчик с бесстрастным «Извините, линия перегружена» и «Двери закрываются». Я нервно сжал и разжал пальцы и ответил: - Я чувствую себя агентом в первую очередь, а затем уже… - Тогда вы наверняка обратили внимание на довольно-таки объёмное объявление в холле, при входе – то самое, о котором мы с вами говорили только что – «Агентам не беспокоить»? Разумеется, я не помнил, было ли при входе такое объявление – не было нужды рассматривать интерьер, когда мне точно было известно, что встреча на втором этаже. - Безусловно. Такие детали замечаешь непроизвольно – это, можно сказать, профессиональный рефлекс, каким бы шрифтом не… - Если вы профессиональный агент, по вашим же словам, и видели это объявление, то почему вы здесь? Вопрос совершенно сбил меня с толка. Я внимательно посмотрел на кадровичку, которая с не меньшим вниманием ожидала моей реакции – причем, казалось, совершенно искренне уверенная в абсолютной адекватности своего вопроса. Я даже вдохнул запах, исходящий от неё, но алкоголя в нем витало ровно столько, сколько содержится в одном- двум пшике парфюма, не более. Естественно, давать волю своим эмоциям здесь, на собеседовании, было бы нелепо. - Вы намерены молчать, молодой человек? Тут только мне пришло в голову, что это наверняка форма проверки коммуникативных навыков, и, быстро взяв себя в руки, я не нашёл ничего более уместного, как доверительно приблизиться ближе к столу, надвинуть на глаза неподдельную профессиональную искренность и еле слышно быстрым речитативом произнести в сторону её солнечного сплетения: - Нет, конечно. Это всё запах… запах ваших духов – он напомнил мне одну сказку, очень романтичную и очень печальную на самом деле, ведь всем известно, что ничто не навевает таких ярких и эмоциональных воспоминаний, как запах женщины и музыка – любая музыка, независимо от жанра и типа произведения – будь то классика или рок, но однажды услышанная в определенной обстановке, при надлежащем свете и общем настроении… а я тогда был представителем весьма известной на рынке парфюмерии компании, и это, кстати, тоже отмечено здесь, в бумагах на вашем столе, и я был лучшим, но… этот запах, который я сейчас ощущаю, запомнился мне больше всех, поверьте, и я несколько даже растерялся, когда присел к вашему столу, Лена, честное слово – до того реальным мне представилась ситуация, хоть и давно она случилась, но – не поверите!- сейчас прямо-таки встаёт перед глазами, словно вчера только произошло, ну разве с вами не случались такие казусы, почти как чувство де-жа-вю, ей-Богу; а, кстати, тоже где-то читал, что это чувство… вернее, объект, который вызывает такое чувство, сам обладает характерными признаками провидца – да-да, ни больше-ни меньше!- и способен совершать великие дела – не знаю, насколько это соответствует истине, поскольку сам редко сталкивался именно с людьми, ведь воспоминания вызывают в основном, как я уже говорил, запахи и звуки… Елена начала улыбаться – сперва сдержанно, потом всё смелее и смелее, пока ей из скромности естественным жестом не пришлось прикрыть губы салфеткой. Улыбка у неё была приятной. Я был уверен, что достиг желаемой цели и сломал барьер взаимного отчуждения. - Так почему вы здесь? – неожиданно повторила она свой вопрос. Улыбки уже не было, в глазах же светился неподдельный интерес. - Имею намерение баллотироваться на должность Директора по продажам, - я старался изо всех сил скрыть свое не менее искреннее раздражение и сохранить приветливо-лояльное выражение на лице. Хотелось добавить: «Но не попутал ли я адрес, часом?» Но главная заповедь истинного сэйлза – «первое впечатление можно произвести только один раз» - смиряла рвавшиеся наружу эпитеты. Сохраняя улыбку, я невзначай обвёл взглядом стены кабинета с развешенными графиками, наверху – стандартный подвесной потолок; пониже – лица других двух сотрудниц, которые оставались нейтрально- безучастными, будто происходивший рядом спектакль с Афеногеном и Кардышевой в главных ролях совершенно их не интересовал. «Вот выдержка у девчонок!» - усмехнулся я про себя. - Вы действительно считаете, что с подобным навыком, извините, «продувать уши», способны организовать своих подчиненных? - Гм… этот навык, смею вас заверить, шлифуется годами ежедневным общением с клиентами. Также хочу заметить, что этот навык позволяет за пять минут на утренней планёрке так эмоционально зарядить людей, которые отправляются «в поля», чтобы подобные записки типа той, что у вас на первом этаже в холле, не отворачивали их от своей работы, а, наоборот, только добавляли энтузиазма и стремления обойти разные условности и непонимание людей – и это в интересах не только их самих, для заработка, но и в интересах работодателя – ведь кто, как не мы, продвигаем вашу продукцию на рынке? - Кстати, там, в холле, у нас нет этого объявления. - Простите, не расслышал? – мне действительно показалось, что я что- то неверно понял. - Я про то объявление, которое вы на уровне профессионального инстинкта прочитали при входе. - А-а, то объявление! «Не беспокоить»? - Точно. - Его там нет? - Нет, представьте себе. - И это не удивительно. - …? – её тонкие брови изогнулись в недоумении. - Если бы оно там было, разве бы мы беседовали с вами сейчас вот так, запросто, на предмет вакансии? Я, как истинный агент по продажам, просто развернулся бы и ушёл. - Но вы же только что говорили о совершенно ином подходе! - Верно, но в вашем объявлении о вакансии тоже сказано нечто совершенно иное, должен заметить. - Я бы не хотела комментировать наши методы подбора персонала. «Первое разумное изречение», - подумал я, а вслух сказал: - Но мы можем вернуться к теме нашей беседы? - А мы от неё, кажется, и не отходили. - Предлагаю всё-таки построить процесс с обратной связью – не возражаете, если и я предложу некоторые вопросы? - Я планировала дать вам время для этого в конце интервью. - Но, Елена, согласитесь, так было бы уж совсем прагматично: сперва ваши, потом наши. Давайте одновременно – это будет, на мой взгляд, и компромиссом, и внесёт некий элемент творчества в диалог, не находите? Елена согласилась, и я лаконично изложил, что меня интересовало в первую очередь, и получил некоторые туманные ответы. Я хотел эту работу. Сидеть без дела и без денег уже порядком надоело, если не считать делом хождения по сетевым фирмам – хотя тоже спорно: некоторые только этим и живут, как-то умудряясь ещё и зарабатывать. Дальше собеседование развивалось уже по более-менее предсказуемому сценарию – взгляды на структуру продаж, принципы формирования команды, насколько ярко выражено скрытое стремление залезть боссу в карман и по переносице – всё это являлось базовыми принципами, давно уже мною пройденными на тренингах и «в полях». Лена уже не казалась столь агрессивно настроенной, как в дебюте встречи, но именно тот эпизод моего интервью беспокоил меня больше всего. Но стараться замять свой явный промах с вывеской в холле я не пытался: оправдываться значило косвенно признаться в огрехе, а как раз этого и не было – кадровичка сама зачем-то спровоцировала такой поворот событий. В заключение Лена спросила: - И последнее: есть ли у вас какое-то профессиональное кредо? Я, не задумываясь, ответил: - «Если первым взаимодействуешь не ты, то тебя отвзаимодействует кто-то другой». И тут же прикусил язык. - Весьма… агрессивно. - А бизнес – это разве не агрессивно? Она не нашлась, что на это возразить. - Могу я поинтересоваться, когда ожидать результат? – спросил я, поднимаясь с кресла. При этом обшивка из кожзама так характерно выпустила пригретую мною воздушную прослойку, что мне даже показалось, что к своему вопросу я добавил ещё что-то вполне членораздельное. Но девушка, видимо, на своей работе привыкла не удивляться всему тому, что неслось с кресла кандидатов. - В общем-то, вакансия достаточно срочная. Как обычно, её нужно было закрыть ещё вчера, поэтому, я думаю, до конца этой недели решение будет принято. Кандидатам, прошедшим этап первичного собеседования, будет предложено встретиться с генеральным директором, который и примет окончательное решение. Таких кандидатов будет только два. - Из скольких, позвольте полюбопытствовать? - Вы уже тридцать четвёртый. - О, моё любимое число! Оно непременно принесёт мне удачу, - широко улыбнулся я, хотя совершенно не чувствовал какой бы то ни было уверенности в этом утверждении, да и число было абсолютно нелепым и каким-то безликим в этой ситуации. - Спасибо вам за предоставленную возможность поучаствовать в конкурсе, Елена. Рад был личному знакомству. «Вот лжец!» – одновременно пронеслось у мня в голове, но доставлять людям мелкие радости было моим вторым профессиональным кредо. Впрочем, Лена тоже, по-видимому, не питала иллюзий относительно моего истинного мнения о прошедшей встрече, и я это ясно прочитал в её слегка насмешливом взгляде. А, может, она только теперь расслышала невнятную реплику моего обиженного кресла. - Мы с вами свяжемся – вероятно, быстрее, чем вы думаете. Всего доброго! Я простился и вышел, не уточняя смысла этой последней фразы. Может, стоило бы пригласить её на ужин? В автомобиле я попытался проанализировать эту встречу – меня одолевали смешанные чувства: с одной стороны, я был уверен в правильности своих взглядов и свей способности вытянуть эту должность профессионально; с другой – не было внутреннего позитива в отношении произведенного благоприятного впечатления на кадрового специалиста холдинга. А гармоничное сочетание именно этих двух факторов предопределяло успех всего действа. Было бы досадно не пройти отбор – я уже прямо-таки начал планировать свою новую работу, определять первые шаги, которые предприму в новой должности: мысленно меблировать офис, подбирать команду… да и материальная составляющая заметно прибавляла настроения. «На этой неделе. Если учесть, что сегодня четверг…» Рынок труда, вообще-то, в последние месяцы представлялся весьма ограниченным в плане интересных предложений. Сегодня я постарался продать свои знания и возможности, и по опыту в продажах знал, что результат может быть долгоиграющим – в данном случае это не партию столичной водки в супермаркет загнать: это уже высшая материя – продажа собственного потенциала, от этой сделки зависело будущее. Я осторожно выехал с парковки, приветливо помахал охраннику и направился в центр, где ещё оставались некоторые незавершенные дела. Остаток дня прошёл в суете – пробки, стоянки, объявления, дорожные инспекторы. Но, наверно, не проходило и часа, чтобы не мелькнула мысль: «Как же всё обернётся?», а затем снова Афеноген погружался в вереницу рутинных забот. Уже в половине восьмого вечера на мой мобильный поступил звонок, номер которого был скрыт. - Да, слушаю вас. - Добрый вечер, Афеноген, это Елена Кардышева, у вас есть возможность сейчас говорить? «Ну вот, так быстро только отказы приходят», - подумалось непроизвольно. - Да, конечно. Вы всё ещё работаете? - Да, представьте. Но ближе к делу: во-первых, я должна принести официальные извинения от компании… «..?» -… за использованный нами метод так называемого стресс-интервью. Вам что-нибудь известно о таком? - Вот-ты-ж… - вырвалось у меня: я действительно где-то читал о таком раньше. - Это когда интервьюер ставит вас в заведомо дискомфортную с психологической точки зрения ситуацию и оценивает вашу реакцию и поведение в таких условиях. - А-а… Ну, и как эксперимент? - Вы его успешно прошли, и мне лично, поверьте, тоже не всегда комфортно проводить такие собеседования – в основном это применяется только при подборе руководителей среднего звена и топ- менеджеров. Есть необходимость объяснять цели такого метода? - Нет, я понимаю, продолжайте, пожалуйста. - Тогда второе: у вас после собеседования изменилось отношение к нашей вакансии? Это важно. - Только в сторону ещё большего стремления её закрыть собственной персоной. Полагаю, от недостатка лояльности к сотрудникам компания не страдает, - не удержался я от сарказма. - У нас очень хороший показатель по текучке кадров – её практически нет, только плановая. И я вас поздравляю – вы проходите в следующий тур конкурса. Завтра в 12.00 вам назначена встреча с генеральным директором. Вам удобно это время? Удобно ли мне это время?! Удобно ли мне это вр… - …время? 12.00? Я сделаю всё возможное, чтобы быть предельно пунктуальным, уверяю вас. - Замечательно. Тогда я желаю вам удачи – она вам завтра действительно понадобится. У вас достойный коллега-конкурент. - Не сомневаюсь. Лена, спасибо вам. - Это вам спасибо – мне было чрезвычайно приятно с вами общаться. - Также приятно, как с тем коллегой? - Без комментариев, - рассмеялась она и попрощалась. Я захлопнул флип своего телефона и машинально сунул его в карман. Пройдя несколько шагов, присел на парапет набережной, с которой приятно тянуло вечерней прохладой. Я вглядывался вдаль, глаза отдыхали, а в угловатую декоративную выемку массивного ограждения набережной лёгкий бриз занёс клочок бумаги надорванного А4, на котором виднелось строгое «Коммерческим агентам НЕ…» - дальше текст отсутствовал. Я повернулся к тротуару и медленно побрёл вдоль набережной, не заметив, как этот обрывок листа подхватило ветром и унесло в никуда. |