Жить среди людей тяжело, но Алёша терпел неприятности, постоянно обрушивающиеся на него, так как по непонятной причине считал своё появление на этой земле не случайным, а с целью, неизвестной до каких-то пор, но которая когда-нибудь обнаружится. Он ждал момента озарения, однако, годы шли, а тайна так и не открывалась. Посещение храмов, увешанных иконами с ликами святых, с надеждой уразуметь, когда и как осуществится его миссия на земле, не давало ответа и каждый раз, не найдя разгадки, он возвращался из храма с сомнениями в душе: «А есть ли Бог?». Когда умирали близкие и знакомые, Алёша внимательно вглядывался в застывшие лица, пытаясь понять, что же давало им силы жить, что же вдохнул в них Бог или кто-то там другой? Ему было непонятно: откуда, когда и как появилось в нём сознание, и он стал мыслящим человеком. Попытки вспомнить первый миг проблеска разума приводили к одному - перед глазами возникала маленькая тёмная комнатка с окном, выходящим во двор, где играли соседские дети. Он лежал на кровати и сгорал от телесного жара. Над ним склонилась мама. Позже Алёша узнал, что переболел тяжёлой формой кори. Доктора отказались выхаживать его. С того света вытащила бабка-ворожея, что-то нашептавшая на ухо и давшая силы побороть тяжёлую болезнь. До сих пор в ушах звучат слова ворожеи, но он не понимает их смысла и не может разобрать, что она бормочет, какой ларец открывает в душе. Может быть, первое духовное озарение пришло к нему в тот миг, когда родители оставили его у бабушки, в покосившемся деревянном домике на берегу сурового и бурного Амура, а сами уехали отдыхать далеко-далеко на знойный юг, к Чёрному морю. Он помнил миг расставания: стоя на кухонном столе, смотрел в окно на уходящих родителей и орал во всё горло от нахлынувшего чувства обиды и одиночества. С тех пор они поселились в его сердце навсегда и тревожили душу с завидным постоянством. Куда ни кинь, выходило, что его сознание породили болезнь, обида и чувство одиночества. Отсюда у него были все основания ненавидеть людей и весь окружающий мир, Но, как говорится, нет худа без добра. По мере того, как в теле развивались болезни, в сердце накапливались обиды, и обострялось чувство одиночества, в душе пробивались ростки любви - протеста против несправедливости жизни. Сначала распустились листочки слияния с природой: весенней травкой, пробивающейся через войлок отмершего растительного опада; восходом огромного, ещё не яркого и не жаркого солнца; росой, покрывшей холодными каплями луговые травы; собакой, преданно смотревшей на него своими влажными и блестящими глазами. Он плакал от избытка чувств, накатывающихся при виде великолепия, красоты и таинственной прелести природы. Потом его стали притягивать к себе люди. В первый раз он влюбился в соседского мальчика, шустрого и бойкого татарчонка Карима, сына дворника. Ему нравились чёрные, с чуть заметными зрачками глаза приятеля. Они гипнотизировали его и заставляли делать всё, что ни предлагал дружок. Мальчишки вместе бегали к кондитерской фабрике и выпрашивали сладости через крошечную форточку в огромном запылённом окне. Он стеснялся клянчить конфетки, а Карим, просунув руку в форточку, выкрикивал: «Дай ириску!», - до тех пор пока не получал болезненный удар по рукам или ещё тёплые сладкие квадратики в ладошку. Тёплые конфетки быстро таяли во рту, оставляя сладковато-горьковатый привкус. Вечером, забравшись под одеяло, он сглатывал воспоминания о сладких минутах, проведённых с Каримом, и чувство благодарности волной жара пробегало по его телу, и каждый раз, засыпая, он мечтал о следующей встрече с другом и не представлял жизни без него. Алёша ещё не знал, что такое любовь, что апофеозом любви является слияние плоти и духа, что это единство очень неустойчиво и неуловимо. Он считал, что любит свою маму и бабушку, так как очень скучал без них, потому что они заботились о нём и уделяли ему назойливое внимание, как единственному мужчине в доме. Отец умер рано, и он не успел полюбить его. К тому же в памяти Алёши отпечатался больной шлепок, которым наградил его отец за непрекращающийся рёв из-за боли в животе, попавшей туда с молоком, и почему-то обидевший на всю оставшуюся жизнь. Он принимал за любовь всё, что вызывало в нём ощущение сладкого томления и предчувствие желанной встречи. Именно поэтому в зрелом возрасте первой любовью он считал мальчика, а начало её видел в природе. Но Карим изменил ему, подружившись с девочкой из другой татарской семьи, которой не нравилось, что её новый друг отдаёт каком-то русскому мальчишке конфеты, выпрошенные на кондитерской фабрике. К тому же её родители постоянно молились Аллаху, а русский мальчишка вовсе не ходил в церковь. И однажды она сказала Кариму: - Выбирай, с кем ты будешь дружить: со мной или с ним! Карим выбрал её, стал избегать друга, и, в конце концов, попросил не ходить в гости. - Отец ругается, что я дружу с безбожником и внуком врага народа, - объяснил он свою просьбу. Дед, действительно, пропал в магаданских лагерях, осуждённый тройкой НКВД за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Когда-то он был большим коммунистическим начальником, и дед Карима, тоже дворник, каждый раз ломал шапку при встрече с ним. Теперь пришла пора возвращать долги, но должники сгинули в сталинских лагерях, и по долгам поневоле приходилось отвечать их детям и внукам. После первой близости с женщиной Алёша удивился, что чувство любви вспыхнуло и сгорело очень быстро, как сухие щепки в ночном костре. Потом это же повторилось с другими женщинами, и он понял, что слияние плоти не порождает, как пишут в книгах, любви, а только удовлетворяет на какое-то время плотское желание. Слияние же мужской и женской душ – явление маловероятное, как неожиданное совпадение замка и ключа, найденных случайно в огромной куче хлама. «Если два человека – мужчина и женщина, влекомые зовом плоти, не могут долго любить друг друга, то, что говорить о любви к другим, так называемым ближним?» – мучился он вечным вопросом. «Как можно возлюбить преступника, жестокого убийцу, того, кто лишает тебя жизни?» – недоумевал он. В жизни Алёша видел гораздо больше ненависти, чем любви: бытовые убийства по поводу и без повода, разорванные террористическим взрывом на части тела невинных, жестокие издевательства одних людей над другими. «Чему научил людей Иисус Христос, приняв за них страшные муки? – не понимал он. - Ни человек, ни человечество не стало лучше за две тысячи лет после его распятия на кресте. Скорее, оно стало ещё хуже и катится в тартарары. Люди всё меньше и меньше ценят жизнь себе подобных. Человек начинает считать себя равным Богу: «Я захотел – и он умер, а я остался жить. Бог дал, а я захотел – и отнял. Чем я отличаюсь от Бога? » На него напали поздно вечером в парке, когда он возвращался с работы домой. Два наркомана, угрожая ножом, потребовали отдать сумку и вывернуть карманы. Алёша воспротивился такому наглому насилию и получил удар ножом в живот. Истекая кровью и чувствуя, как жизнь уходит из него, он с недоумением спрашивал у кого-то, то ли у себя, то ли у Бога: «Неужели жизнь кончается так глупо и жестоко, не дав ему возможности понять, зачем он родился, в чём смысл его существования? Почему чужие люди отняли у него жизнь?» И Алёше открылась тайна его предназначения: «Родиться, чтобы умереть». |