Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Валентин Алексеев
Объем: 9201 [ символов ]
"Образ наших дней" (предисловие к книге стихов Никиты Брагина "Пятый угол")
Мне всегда казалось, что хорошие стихи похожи на своего создателя, например, отражают его походку или манеру речи, передают те особенные нюансы, которые так явственно проявляются при личной встрече с человеком и которые мы потом вспоминаем как нечто характерное, связанное только с этим собеседником. Поэтому, когда я впервые несколько лет назад встретился с Никитой Брагиным, профессором геологии и известным московским поэтом, на его творческом вечере в Петербурге, то совсем не удивился, насколько стихи, со многими из которых я, конечно, был знаком, похожи на их автора. Ибо уже в самой нашей беседе в полной мере проявилась любовь Никиты Брагина к неспешной модулированной речи и длинным периодам, внешне неброским, но глубоким суждениям. Обращаясь к стихам поэта, вряд ли следует ждать поражающего воображение виртуозного звукового ряда или нарочитых смысловых каверз, но читатель может быть уверен, что перед ним – по-настоящему глубокая, мудрая, пронизанная истинным гуманизмом в высшем смысле этого слова гражданская лирика.
Книга, которую читатель держит в руках, озаглавлена «Пятый угол». Само название призывает остановиться, задуматься, тщательно проникая умственным взглядом в бездну смысла. Ибо «пятый угол» – это и грань абсурда, и Голгофа, и место спасения героя, и театр теней, и пространство соприкосновения противоположного. Мир стихов, представленных в книге, весьма своеобразен, отличается весьма причудливым сочетанием романтики и сарказма, иронии и лирики, ясности и парадоксов, современности и анахронизмов, и требует поэтому глубокого восприятия не только сердцем, но и разумом.
Поэзия Никиты Брагина вырастает из трепетного и чуткого отношения автора к миру, из умения проникать острым взглядом (не просто поэта, но поэта-мыслителя), за внешнюю бутафорию событий и видеть не только суть происходящего, но и корни этого в прошлом. И вот здесь мы подходим к очень важной константе мировосприятия поэта, к способу преломления окружающей действительности в сознании автора стихов – к постоянному обращению к истории, но не просто истории как таковой, а к истории чувств, сознания, совести человека. К истории человеческой личности, что, кстати, было характерно в своё время для романтизма.
История и неотделимое от неё время – это тот камертон, с которым автор сверяет не только день сегодняшнего мира, но и самого себя, движения собственной души, сверяет каждую свою строку. Поэтому строки так насыщены самыми разнообразными аллюзиями как из истории и культуры, так и из поры молодости автора. Часть из них автор раскрывает в примечаниях к книге. И прочитать их – значит совершить дополнительное увлекательное путешествие в процессе понимания поэзии автора.
Например, в замечательном и изысканном стихотворении «Диалог Осла и Росинанта» (уже само название обращает наш взгляд к опыту предшествующих эпох), можно уловить сходство с аллегорической и дидактической поэзией Возрождения. Но, несмотря на это, через строки стихотворения проходит и интонация сомнения и разочарования в ценности усилий на жизненном пути, и предупреждение в низменном, падшем характере этого мира – вполне в духе постромантической декадентской манеры:
 
Но мы живём – слезу, а чаще хохот
Приносят постоялые дворы,
Где спят в одном хлеву и смерть, и похоть.
Соединив потери и дары,
Когда с улыбкой, а когда со вздохом
Мечта свершает нищие пиры.
 
Однако же и ею не исчерпывается интонационная гамма автора, и звучит ясно различимый призыв жить «по совести и чести», заметны и мотивы утопии Нового времени:
 
Но мир души не уступает силе
Вселенской тьмы, кромешного огня,
И времени, ведущему к могиле.
 
Проецирование героев стихотворения на известные читателю идеальные образы, в том числе нашедшие воплощение в знаменитых персонажах и локусах мировой литературы, как-то: Санчо Пансы и Дон Кихота, Фродо и Сэма, кельтского Аваллона и италийской Аркадии, «Города солнца» и платоновского государства только обогащает многослойную ткань замечательного стихотворения Никиты Брагина:
 
Вот образ, удивительно простой,
Но совершенный – благодатный остров.
Ячмень до человеческого роста
Вздымается, упругий и густой.
Там зеленеют вечные оливы,
В тени их досыта едят и пьют,
Везде тепло, светло и справедливо.
Там жители от радости поют…
 
Наконец, стихотворение «Диалог Осла и Росинанта» – это изысканный литературный опыт, представляющий цикл из четырёх сонетов с классической строфикой и рифмовкой. В этом тоже можно усмотреть знаковое место, осознанное намерение автора, ведь сонет сам по себе представляет собой, пожалуй, наиболее яркую сохранившуюся культурную традицию в поэзии, дошедшую до нас из глубины веков.
 
***
 
Надо подчеркнуть, что диалогическая направленность стихов является одной из особенностей поэзии Никиты Брагина. Казалось бы, в этом нет ничего особенного, поскольку любая поэзия, в сущности, это диалог с читателем, нередко – исповедального характера. Но у Никиты Брагина эта диалогичность приобретает особенные черты, особую степень напряжённости. Нередко автор настолько энергично ищет словом собеседника, что, кажется, обращается только к тебе, именно здесь и сейчас. Это можно сравнить с эффектом, который достигался мастерами портретной живописи – с ощущением, что, где бы ни стоял зритель, взгляд персонажа картины будет направлен только на него. Такая фокусировка внимания достигается в стихотворении, открывающем книгу – «Выбор собеседника». Это и выбор собеседника-читателя, и собеседника-поэта, наконец, выбор слова, уникального и неповторимого. Причём самый этот выбор невозможен без погружения в историю, в ретроспективу культуры. И вот уже:
 
Листаю века, шуршу фолиантами,
и погружаюсь во время оно…
 
Неслучайно я упомянул чуть выше о романтизме. Автор – безусловно романтик. Уже давно общим местом в осмыслении романтизма стало понимание того, что «способность романтического произведения вбирать в себя «злобу дня», сплавлять её с самыми грандиозными символическими обобщениями, с вечными вопросами бытия, видеть прошлое в свете дня нынешнего, а нынешнее – в свете прошлого – эта способность принадлежит к коренным свойствам романтического сознания» [1]. Думается, именно поэтому мы встречаем на страницах книги имена Нерона и Тарковского, Карамзина и Ульянова, Калигулы и Чаадаева, Пушкина и Бондарчука, и многих других. Именно поэтому автор помещает себя самого и читателя в фантасмагорическую действительность, где тени Рима окружаются огнями Бродвея и Куршевеля, Атлантида соседствует с Назаретом, Колизей – с Мавзолеем, античная квадрига – с брутальным «хаммером», а сленг перемежается античными цитатами. Самая эта связь прошлого и настоящего, столь характерная для романтизма, есть тот фокус, который позволяет увидеть что-то главное или существенное в нашем сегодняшнем дне, есть тот «образ наших дней», черты которого просвечивают в каждой строке из книги.
Думается, что в центре внимания автора не просто современный нам герой, но герой романтический, которого можно назвать «проблематичным». Этот лирический герой «не только и даже не столько действует, сколько наблюдает за собой и анализирует себя, и в то же время становится объектом анализа либо со стороны других персонажей, образующих как бы внимательную аудиторию, либо со стороны автора и читателя» [1]. Именно таким способом Никита Брагин достигает той степени погружения в реальность, когда за внешними атрибутами начинает проглядывать фантастическая до жути «изнанка мира», где ex machina [2] вместо Бога выскакивает дьявол, и внимательный взгляд автора встречается с ответным взглядом Вия.
Действительность для Никиты Брагина – это своего рода маска, сквозь которую просвечивает потустороннее, сокрытое, но связанное невидимыми нитями бытие. Каждому событию или явлению можно найти оппозицию, соотнесение, аналогию. Дуализм находит выражение и в двуплановой композиции книги, и в антагонизме настроений двух частей книги, на протяжении которых автор переходит от пессимизма к надежде, от ужаса «изнанки» – к светлой радости, к прозрению сквозь Рублёвку той настоящей, чистой, «вешней» Руси, о которой мечтает, которую находит в своих снах и строках… И эти строки – о любви и гармонии, в которой, как уже цитировалось, «мир души не уступает силе вселенской тьмы, кромешного огня…» И поэтому хочется закончить словами первого стихотворения сборника Никиты Брагина, ибо лучше него я уже не скажу:
 
И этот нищий пятый угол
в пыли и горечи полыни
развёртывается упруго
путём, простёртым по пустыне,
где вечер тих и необъятен,
где ветер холоден и сух,
где слышит голос благодати
освобождающийся дух.
 
Услышать голос благодати я и пожелаю читателю при чтении этой книги.
 
Валентин Алексеев,
Член редакционной коллегии МЛХС «Арт-э-Лит»
Под редакцией Никиты Брагина
 
Примечания:
 
[1] Тертерян И.А. Романтизм: [Литературы Западной Европы первой половины XIX в.] // История всемирной литературы: Т. 6. – 1989. – С. 16–27 / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994.
 
[2] «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины») – выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора.
 
Издание книги было осуществлено при содействии МЛХС «Арт-э-Лит»
Дата публикации: 05.02.2012 23:55
Предыдущее: "Заметки бросившего писать или по следам одного конкурса"Следующее: Очертания слова или поэзия как форма (конкурсный сокращенный вариант)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта