Кузьма Шимкевич был легендой организации или, как теперь говорят, фирмы. Трудиться в ней он начал ещё до войны, а, демобилизовавшись, вернулся, и работал мастером-маляром. Начав ещё мальчишкой до революции окрашивать кареты (в то время это считалось высшим классом малярного искусства), он после войны обучал рабочих мастерству окраски пианин, роялей, правительственных автомобилей и ещё бог знает чего. Но особое уважение среди маляров Кузьма заслужил после того, как в 1953 году его прямо из дома забрала команда КГБ во главе с каким-то маршалом, и несколько суток он под бдительной охраной малевал на Мавзолее временную надпись «ЛЕНИН», а ниже ещё одну - «СТАЛИН». Так эта надпись, имитирующая гранит, просуществовала некоторое время, пока в одну из ночей не установили настоящую гранитную плиту. Спустя несколько дней после этого, директор, считавший себя большим знатоком живописи, вручая на общем собрании премию Кузьме, хвалил его: - Ну, Кузьма! Ну, Шимкевич! Да вы теперь известнее самого Малевича с его «Чёрным квадратом»! Такое задание выполнили! И вообще, что-то общее у вас с ним есть! Надо сказать, что и правда, работу Кузьма выполнял всегда замечательно, но при обязательном условии лёгкого подпития. Ежели уровень этого подпития был недостаточен, то и работа валилась из рук. А уж коли этот уровень переходил из лёгкого в средний, работа спорилась, но тогда своё малярное призвание Кузьма подкреплял смачными выражениями. Теперь, благодаря обидному для Кузьмы сравнению с каким-то Малевичем, к ругательствам добавилось и это: - А видел я энтого Малевича в белых тапочках. Вот пущай он попробует нарисовать ЛЕНИНА со СТАЛИНЫМ. Слабо! Потому как карет он ни в жисть не красил. Да кто ему и доверит мавзолей-то?! Однажды директор принёс почитать ему брошюру «Отец супрематизма». Кузьма с трудом пролистал её, но поразился не столько мудрёным и непонятным словам – авангардизм, кубизм, сюрреализм, супрематизм, сколько фотографией картины «Чёрный квадрат» и её совершенно сумасшедшей ценой. Это, последнее, и впрямь Шимкевича задело и даже ошарашило, и почувствовал он себя глубоко обиженным. Обиду ещё подогревали свои же работяги – собутыльники, которые после каждой получки подначивали: - Кузьма, а Кузьма! А правда! Почему это работа какого-то Малевича ценится дороже работы Шимкевича? - Да такой квадрат любой занюханный маляр может накрасить. Тоже мне, искусство! - отбрёхивался он как мог. Но со временем и эта обида, и Малевич с его «Чёрным квадратом» забылись… Забылись они до тех пор, когда в Москве открылась выставка авангардистов, на которой демонстрировался и Казимир Малевич. По всему городу были наклеены афиши с изображением «Чёрного квадрата». В один из воскресных дней вся бригада маляров, хорошо затоваренная четвертинками «Московской» во главе с Кузьмой, отправилась в музей. Зал, где поместили известную картину, они нашли сразу – там было наиболее многолюдно. Посетители крутились возле картины, желая что-то увидеть в этом "чёрном квадрате" вблизи, издалека, справа и слева. Некоторые даже пытались заглянуть куда-то назад, за край, между рамкой и стеной. Кругом слышалось восторженное: - Какая глубина, как затягивает! - Гениально! - Удивительно, как точно отображена вся наша жизнь! - А мне кажется, что это какой-то дьявольский знак! - Обратите внимание на правый верхний угол квадрата, вы увидите там как бы вход в чёрный лабиринт нашей вселенной, а в нижнем левом – как бы выход из него, - вещала авторитетно старая экскурсоводша, смахивающая на крысу в очках. Маляры впервые в жизни попавшие в музей, стояли в оцепенении, пытаясь что-то понять в услышанном и силясь разглядеть что-то в самом "Чёрном квадрате". Кузьма чувствовал как от напряжения у него начал пухнуть мозг: - Какой лабиринт? Всё как у негра… Поэтому он скомандовал: - Мужики, пора! Они дружно вышли в соседний зал, где, словно экскурсионная группа, стали с интересом разглядывать непонятную картину под названием «Прекрасная женщина», на которой были намалёваны одни разноцветные кружки, треугольники, прямоугольники и овалы, не забывая при этом выпить прямо «из горла» по четвертинке. Малость полегчало и даже мозги начали вставать на место. - А баба всё же понятнее чем тот квадрат. Вон те два кружка, кажется, вместо сисек, - соображал кто-то из маляров помоложе. Остальные с понятием уставились на картину, в надежде увидеть прекрасную женщину.. Но, поскольку никто ничего так и не увидел, вернулись обратно к "Чёрному квадрату". Кузьма, с видом знатока, начал объяснять своей группе: - Братцы! Гляньте, а колер у энтого квадрата вовсе и не чёрный. Кажись он малость охры добавил и аквамарина, - публика с уважением покосилась на Шимкевича, - Помните, когда я ремонтировал квартиру слепым, и то посветлее сделал. Я тогда белил намешал, что б хоть малость повеселей в комнате было. Постояли ещё. Народ приходил и уходил. Все любовались на квадрат, чем-то восхищались. Один псих всё крутился прямо около картины и пытался носом что-то унюхать в нижнем углу квадрата. - Ну что, проверим женщину! - Кузьма кивнул в сторону соседнего зала. Полукругом, супротив «Прекрасной женщины», выпили по второй четвертинке. Пока тот, что помоложе, складывал пустую тару в какой-то большой глиняный горшок с названием – «АМФОРА, остров Крит. 16 век до н.э.», Кузьма, глядя на картину, авторитетно поправил: - Нет, братцы, энти два кружка совсем и не сиськи. Это ейная задница! Повеселевшие маляры, с ещё большим интересом, разглядывали непонятную бабу. - Всё, мужики, закончили! Пойдём таперича разбираться с энтим Малевичем! - скомандовал Кузьма. - Смотри, Шимкевич! Кажется у этого Малевича с флейцами хреново было, видишь как плохо растушевал. И края не очень ровные. Тоже мне маляр! Ты бы наверняка нарисовал лучше. Публика прислушалась – видать этот -тоже художник, и по фамилии из тех же, поляков. - А и то?! Скоко лет я учился малярному ремеслу? Всю жисть. Могу сварганить какую хошь картину! Все с интересом посматривали на Кузьму. - Мужики! - вдруг завопил Шимкевич, - Я понЯл! Я всё понЯл! Малевич сварганил ентот квадрат по пьяни. Точно, по пьяни! У него – вишь - квадраты в глазах крутятся, а у меня, как выпью, почему-то всё круги, да круги... Всё! Решено! Нарисую чёрный круг на светлом фоне. Вот тады поглядите, как мы повисим тута, рядом – я, Кузьма Шимкевич с «Чёрным кругом» и энтот Казимир Малевич с «Чёрным квадратом! Отвернувшаяся от картины публика, окружила Кузьму и понимающе, с уважением слушала, стараясь не пропустить что-то самое главное, сказанное знатоком живописи… Занюханый псих, протиснувшись сквозь толпу, протянул каталог и попросил у него автограф. Кузьма размашисто, через всю страницу расписался, а затем скомандовал: - Мужики, пошли отседова! - и, подхваченный под руки малярами, пошатываясь, пошёл на выход. Притихшая толпа расступилась, провожая почтительными взглядами знаменитость… ***** Послесловие. В связи с тем, что государственная тайна с этой истории за давностью лет наконец снята, сообщаю, что упомянутая мной знаменитость (конечно под другой фамилией), и все события, описанные в рассказе, действительно имели место быть... |