Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Юрий Шпилькин
Объем: 12646 [ символов ]
Скульптор Иткинд
(21.04.1871 - 14.02.1969)
Нам, группе студентов журфака несказанно повезло. Вместе с фотокорреспондентом «Огонька» И.Тункелем в 1968 году довелось побывать в мастерской скульптора Иткинда. Ему тогда исполнилось 97 лет. Против фотосъемки он не возражал, но потребовал выслушать один из его рассказов. В небольшой мастерской мы установили софиты и Тункель принялся щелкать своими фотокамерами, а мы приготовились слушать повествование. Он говорил с заметным акцентом, с шуточками и прибауточками.
 
— Вот я вам расскажу, как проюркну в рай, а меня поймают и потащат в ад. Это был, пожалуй, самый любимый из иткиндских рассказов. Домбровский тоже потом напишет о нем. Это была история с диалогами, приключениями, недоразумениями и переодеваниями и с массой очень смешных подробностей. Ведь Иткинд в рай пробрался «фуксом», но небесные стражи его выявили, выловили, притащили в небесное управление. Иткинд вертелся, юлил, представлялся дурачком, говорил, что в рай он прошел по законному пропуску, не понимал, что от него хотят, и совсем сбил было с толку простодушных чертей. Но ангелов так не собьешь. Ангелы-то, они проницательные и злые. И среди них попался настоящий следователь по потусторонним делам, и вот Иткинда уже раскололи и с гиком, визгом, шутками-прибаутками потащили в ад. Сиди и не рыпайся!
 
Суть рассказа заключалась в том, что Иткинд — отверженный: когда-то его учили на раввина, но он недоучился, сбежал и подался в художники. А, как известно, на том свете художников не терпят. Черти-то, положим, сами отступники и срок их службы в аду не столь значительный, как у ангелов, так что им, пожалуй, и наплевать, но вот ангелы-то, непорочные ангелы!.. Итак, бедный Иткинд опять в аду, и выхода ему оттуда уже нету. Пересказать этот рассказ, конечно, невозможно, не пересказал бы его и сам Иткинд, ибо ничего сложившегося у него никогда и не было. Была тема для импровизаций — «Иткинд на том свете», и каждый раз она излагалась по-новому. Иткинд делал вид, что заглядывает в свои записи, но мне кажется, рассказ импровизировался и формировался на наших глазах. Таким Иткинд был во всем.Очевидцы рассказывают, что на открытии своей выставки деревянной скульптуры в алма-атинском Союзе художников в ноябре 1966 года вместо приветственной речи сказал такие слова: «Я очень боюсь умереть. Если умру, то с ума сойду». Сказал и сел на место. А в другой раз признался, что умереть совершенно не боится, потому что уверен, что попадет в рай, а уж там полным-полно райского дерева и обнаженной натуры — для скульптора сплошная радость: «в раю условия для искусства хорошие, мужчины и женщины ходят обнаженные и кушают яблоки. Можно найти хорошую натурщицу или натурщика». Одна из его работ так и называется «Иткинд в Раю» («Радость»), 1968 г.
 
В Еврейской энциклопедии о нем сообщается: Иткинд Исаак Яковлевич родился в дер. Дикарки близ местечка Сморгонь, в семье меламеда (учителя начальной еврейской школы), внук раввина. Учился в иешиве (высшее религиозное учебное заведение). Постепенно отошел от религии, отказался от женитьбы на богатой невесте и в возрасте 26 лет уехал в Вильну (Вильнюс). Под влиянием книги о скульпторе М. Антокольском начал заниматься резьбой по дереву и лепкой из глины. Его первым наставником был польский живописец, профессор Краковской академии Ф. Рушиц. В 1910 г. состоялась первая выставка работ Иткинда (около 30 произведений). Получив субсидию на продолжение учебы, Иткинд в 1912 г. приехал в Москву, где был представлен скульптору С. Волнухину, который взял его учеником в свою мастерскую и познакомил с М. Горьким, скульпторами П. Трубецким, С. Коненковым, А. Голубкиной и многими другими известными представителями художественных кругов. К этому периоду относится также знакомство и с М. Шагалом. В числе первых, вместе с художниками Репиным и Бродским, он был принят в созданный Союз российских художников. Тогда же началась литературная деятельность Иткинда — несколько его рассказов из еврейского дореволюционного быта по рекомендации А. Толстого были опубликованы в журнале «Звезда».
 
Его жизнерадостный нрав хорошо описал Домбровский в книге «Гонцы». Домбровский встретил Иткинда, рассматривающего каменную скульптуру, найденную в степи: « однажды я увидел около нее странного человека - белый роскошный бант на груди, длинные волосы. Он стоял, нагнувшись над статуей и осторожно, как слепой, проводил пальцами по ее глазам, губам, маленьким ушам, а потом согнувшись еще ниже - по самому овалу лица. Когда он выпрямился, я узнал его. Это был Иткинд - знаменитый скульптор, ученик Пастухова, автора памятника «Первопечатнику», друг Коненкова, создатель ряда скульптур необычайной остроты и сложности». У скульптора Исаака Иткинда любимым материалом было дерево. Скульптуры Иткинда привлекли внимание М. Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку.
 
В 30-е годы 20-го века скульптор Исаак Иткинд был знаменит в СССР так же, как сегодня во всем мире знамениты Марк Шагал (его бывший ученик) и Пабло Пикассо. О нём писали чуть ли не все газеты. Его любили и ценили, с ним дружили Горький, Алексей Толстой, Маяковский, Есенин, Конёнков, Волошин и другие. Однажды Маяковский пригласил Иткинда на вечер футуристов. Привыкший к тишине мастерской скульптор попал в такую непривычную обстановку, что даже слегка ошалел. За столом сидели Давид Бурлюк, Каменский, Маяковский, Есенин. Все в зале, набитом битком, орут, лезут на столы. Бедлам, сумасшедший дом…«С Есениным мы были знакомы давно, встречались в мастерской у Коненкова, пили спирт. Сережа был как земля – простой, красивый, как ветер, по возрасту мальчик, но мальчик гениальный. Я его очень любил.Вдруг Маяковский объявил: “Здесь среди нас присутствует знаменитый скульптор Исаак Иткинд. Интересно, что он думает о футуризме?” Меня подняли на руки и поставили на стол. Надо было что-то говорить.– Я вам сейчас расскажу одну притчу из Талмуда…В зале поднялся дикий хохот. Но тут зарокотал мощный бас Маяковского: “Дайте Иткинду говорить! Талмуд и футуризм – это очень интересно”. –Однажды мудрец и мальчик пришли в огромный город и попали на базар. Это было очень давно, много веков назад. Один из торговцев на весь базар орал: “Вот самое гнилое мясо. Всего десять грошей!” Рядом стоял другой торговец и робким голосом говорил: “Вот свежее мясо, всего два гроша.” Но никто не обращал внимания на него, а к продавцу за десять грошей ломилась толпа.И тогда мальчик спросил у мудреца: “Скажи мне, почему гнилое мясо берут за десять, а свежее не берут за два гроша?”Мудрец усмехнулся: “Знаешь, сынок, все просто – сейчас мода на гнилое мясо!” Зал взорвался оглушительными аплодисментами. – Так и вы здесь кричите все: дайте нам гнилого мяса, дайте!» Есенин тут же влез на стол и сказал: «Я не знаю Талмуд, не знаю, есть ли там такая притча, но даже если Исаак выдумал это сейчас – все равно скажу: здорово выдумал, молодец!».
 
Его опекали Анатолий Луначарский и Сергей Киров. А его выставки были событием в культурной жизни довоенной России. Брат американского президента Рузвельта приобрёл несколько работ Исаака Иткинда и неоднократно предлагал ему перебраться в Америку. Однако скульптор отказался и продолжал вдохновенно работать в России. В 37-м он создает одну из своих самых знаменитых работ – «Умирающий Пушкин». Ее экспонируют на посвященной 100-летию со дня смерти поэта выставке, устроенной в здании Эрмитажа. «Выдающееся, считаю, изображение Пушкина в последний час его жизни, - пишет об этой скульптуре художник Кузнецкий. - Оно оставляет глубокий след. На мой взгляд, по своей психологической трактовке, эта работа не превзойдена ни одним художником, с пушкинского времени и до наших дней».Премьер-министр Франции Леон Блюм по совету Луначарского купил у скульптора Исаака Иткинда его работу «Россия, разрывающая цепи». Во Франции появилось сообщение, что работа называется «Россия в цепях». Чекистам этого хватило для того, чтобы "признать" скульптора французским шпионом, зверски избивать на допросах и репрессировать. В 1937 г. Иткинд был арестован и через девять месяцев выслан в поселок Зеренду Кокчетавской обл. Казахстана. Так с 1938 года Исаак Иткинд оказался в Казахстане, где работал над рядом скульптурных портретов: «Акын Джамбул», «Амангельды», «Абай» и другие. С 1944 года жил в Алма-Ате, где создал множество портретов и композиций: «Поль Робсон» (1956), «Дерево-мыслитель» (1956), «Смеющийся старик» (1958), «Песня» (1960) и другие. Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США.
 
Тогда, в 1962 году, он переживал расцвет своей славы. К нему было настоящее паломничество. Кажется, не существовало ни одного более или менее заметного столичного гостя или иностранного туриста, который не побывал в его мастерской. Сейчас он стоял и смотрел на статую. «Я подошел поближе, он меня не заметил, - пишет Домбровский, - Теперь мне стало видно все его лицо. Оно было мягким, задумчивым, сосредоточенным. На людях Иткинд таким не был. На людях он был страшно живым, взвинченным, экспансивным; он всегда кипел, острил, смеялся и других приглашал смеяться тоже. Ему было уже за восемьдесят, но все равно он казался неиссякаемым».
 
Пронзительно-щебечущий голос Иткинда постепенно затихал, разморенный слепящим, жарким светом, он как утомленная птица начал клевать носом и тут откуда-то возникла полная фигура типичной одесской еврейки – тети Сони: «Исс-а-ак, ты спишь?» пропела она и легонько хлопнула скульптора по лбу кулаком. – Кто? Я? - Вопросом на вопрос отвечал Иткинд, - конечно нет. И вновь принимался за хитросплетения своего рассказа. Так повторялось раз несколько, пока шла фотосъемка. Но как только выключили софиты, Иткинд встрепенулся и энергично принялся настаивать, что непременно должен продолжить свой рассказ.
 
«Большинство работ Иткинда носит характер выразительных аллегорий. Я считаю долгом тех, кто знал этого удивительного человека и выдающегося художника, рассказать о нем. Ведь его произведениям суждена долгая, славная жизнь». Это слова великого скульптора России Сергея Коненкова, друга Иткинда, поклонника его таланта. Кто-кто, а Коненков знал, что говорит. Сам Иткинд также обожал Коненкова и говорил о нем только в возвышенных тонах. Сведения о творчестве выдающегося скульптора Исаака Яковлевича Иткинда уже зафиксированы в различных энциклопедиях и справочниках. Известно много публикаций о жизни и творчестве скульптора Иткинда. Среди них следует отметить: повесть Н. Бабошина «Годы и камни» (Алма-Ата: «Мазуши», 1966 г.); книга Г. Анисимова «Незаконченные биографии» (М.: «Советский художник», 1988 г.); сборник воспоминаний «Прикосновение к вечности» (Алма-Ата: «Онер» 1989 г.), в книгах воспоминаний Ю.Домбровского «Хранитель древностей» и «Ваятель масок». В 1988 г. вышла в свет книга «Прикосновение к вечности» (изд. «Онер», Алма-Ата) — сборник воспоминаний и материалов о скульпторе Исааке Яковлевиче Иткинде. Составители сборника и большинство авторов знали И.Я. Иткинда лично только в те годы, когда он жил в Алма-Ате, т.е. в последние 25 лет его жизни. Эти записи являются попыткой несколько дополнить биографические данные, относящиеся к предыдущим периодам долгой, почти столетней его жизни. Об Иткинде было снято несколько документальных фильмов, в том числе: «Исаак Иткинд» (1933 г., «Ленфильм»); «Прикосновение к вечности» (1966 г., Алма-Атинская киностудия), полнометражный документальный фильм режиссёра Медведкина «Дважды воскресший еврей» (частная студия «Чанга», Алма-Ата, 1993 г.).
 
В Казахстане И.Я. Иткинд оставался до конца своей жизни. Здесь ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР и созданы необходимые условия для творческой работы. Иткинд по праву считается основоположником новой техники в деревянной скульптуре. В отличие от других известных мастеров по дереву (А. Голубкиной, С. Коненкова и др.), он использовал дерево не только как материал, имеющий определенную прочность, но и видел и раскрывал его «душу», особое значение он придает естественной окраске и направлению древесного волокна. «В дереве - солнечный свет, воздух… - говорил Исаак Иткинд, - Музыкальная душа живет в нем…». Для скульптора каждое дерево было откровением, каждое хранило собственную тайну, и он неизменно стремился ее разгадать. Подобно Буанарроти Микеланджело и Огюсту Родену, Иткинд создавал скульптуры, «освобождая» исходный материал от всего лишнего и раскрывая то, что в нем заложено природой. Все это я нашел позже, в том числе и в Интернете, а в тот день мы ушли от великого скульптора, потрясенные многогранностью его таланта. Сегодня скульптору И.Иткинду исполнилось 140 лет.
21.04.2011.
Дата публикации: 15.04.2012 03:49
Предыдущее: Иван Кожедуб в Чимкенте

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта