Электричка шла из Дмитрова в Москву. Напротив меня расположились трое пенсионеров, дед и две его попутчицы, лет под семьдесят. Одна из них оказалась особенно бойкой и болтливой. Едва усевшись, она затрещала, обращаясь к той, что была, видно, постарше, про засохшие огуречные плети, которые всё-таки сочла нужным, на всякий случай, сегодня полить, потому что уж очень много было на них зародышей, про клубничные усы, их уже надо было выкапывать, про то, как она кого-то не пустила на порог своего дома, пригрозив запороть его вилами, как кому-то отрезали ногу… - Ну, всё, - подумал я, - теперь она не замолчит до самой Москвы, и хочешь – не хочешь, придется слушать этот бред: не сосредоточиться, не подумать ни о чём. Я достал из кармана четки и стал читать Богородичное правило, закрыв глаза, чтобы не отвлекаться от молитвы на болтовню моих соседок. Через некоторое время бойкая бабушка, видимо, заметила у меня в руках «бусы», хотя я держал чётки, скрученными в ладони так, что их, практически, не было видно для постороннего глаза, и я почувствовал, как назойливая моя соседка трогает меня за руку, чтобы я открыл глаза и заговорил с ней. - Что это вы бусы перебираете, - спросила она меня, - это чтобы нервы успокоить? - Это, - ответил я, - не бусы, а чётки, - и на её недоумённый и вопросительный взгляд добавил, - по ним молятся. Она, видно, не очень поняла, как это молятся по чёткам, но уточнять не стала, а спросила, - Ведь их можно и на шее носить? - Нет, - говорю, - на шее их не носят, потому что это не бусы. На какое-то время она замолчала, а потом, обращаясь к своей попутчице и указывая на чётки в моих руках, сказала, - Вон, видишь, крестик маленький. Затем она поинтересовалась, где можно купить четки и сколько они стоят, и спросила, - А вы, наверное, в церкви прислуживаете? - Нет, - ответил я, - почему? - Вид у вас такой, - пояснила моя собеседница. - Нет, - говорю, - не прислуживаю, а вот там (я указал ей в начало вагона) едет человек, который прислуживает. - Где, где? – вскочила она со своего места и обернулась в ту сторону, куда я ей указывал. Там действительно ехал человек, который часто прислуживал в алтаре Ильинского храма в селе Синьково. - А-а, вижу, - сказала она, - удовлетворив своё любопытство. - А вы-то сами оттуда будете? – снова обратилась она ко мне. Тут я понял, что молитву придется отложить, и принялся отвечать на вопросы: откуда я еду, где живу, что растёт у нас нынче на огороде и есть ли в саду груши. Когда дошли до работы и доходов, бойкая бабушка спросила, - Небось, тысяч сорок-то получаешь? Я рассмеялся в ответ. - Ну, посмейся, посмейся, так и дорога быстрее пройдет,- сказала она. Выяснив у меня всё, что так, обычно от нечего делать, может интересовать случайных попутчиков, мои соседки стали собираться выходить. - Вставай, приехали, - сказали они, обращаясь к молчавшему всю дорогу деду. - Идите, идите, - ответил он, - я вас догоню. Бабушки пожелали мне счастливого пути и направились к выходу. Когда мы остались с дедом вдвоём, он начал мне что-то говорить, и я не сразу уразумел, что ему было неловко за своих односельчан (или не знаю, кем они ему там приходились), особенно за болтливую бабку, и он словно оправдывался передо мной за неё. - Мы её Кларой Новиковой зовём, - сказал дед, - если её не остановить, она будет до самых Сочи говорить. Дед поднялся, мы пожелали с ним друг другу всего хорошего, и уже на ходу он добавил, - Ну, пойду дальше анекдоты слушать. Мои попутчики ушли, а я подумал: как хорошо и уютно чувствуешь себя в обществе простых добрых русских людей. А может быть, дело просто в том, что я и сам теперь приближаюсь к стариковскому возрасту. 09.09.08 |