Ну, вот, про колы я уже рассказывала, но двойки встречаются на нашем нелёгком школьном пути значительно чаще. Не так ли? Ещё раз поздравляя с важным днём - 1 Сентября: Учеников, их Родителей, Родителей их Родителей, и, конечно, моих бывших коллег - Учителей, желаю, чтобы все они (мы) были более терпимее и мудрее. Половина моей жизни, как говорится, связана со школой. И всяческих школьных историй, весёлых и грустных, у меня в памяти навалом. Вот соберусь с духом, говорю я себе, отолью мысли в слова, и расскажу о самых умных и любимых своих учителях. Пусть будет им, хоть маленький памятник, но всё же, всё же, всё же... Но сегодня о двойках, заслуженных и не очень... История первая. Как я уже упоминала, у меня два сына. Младший - нормальный пацан, рукастый и с мозгами, заточенными на технические науки. Добрый, спокойный, не задиристый. Ну, чего ещё родителям надо? Надо бы, да, ребёнку - здоровья, потому что - диагноз: врождённый порок сердца. Правда - компенсированный, врачи уверяли, что к совершеннолетию дырочка в сердечной перегородке затянется. А пока - обследования, освобождение от уроков физкультуры, а так, всё ничего... К чему это я? Вызывает как-то меня начальник областного управления профтехобразования Николай Сергеевич (к слову - добрейший человек и бывший партизан) и сообщает "пренеприятнейшее известие": меня вызывают в школу по поводу поведения моего младшенького... Я в панике - "не может быть!" или "не может быть никогда"! Но, оказывается, всё точно: наша классная дама - жена самого Николая Сергеевича, и он выполняет её поручение. Опаньки - а я о том и не подозревала - фамилии-то у них разные. - Да, Елена Семёновна (это- я), в школу, и немедленно! Она Вас ждёт! - А работа? - заикнулась я. - Ничего, я Вас отпускаю! И вот достопамятная встреча. Нет, я не сочиняю, меня, взрослого человека, с весьма приличным педстажем, отчитывали, как самую настоящую двоечницу: - Я неоднократно писала в дневнике, чтобы родители пришли в школу! (Не видела!) - Я приходила к вам домой!!! Бабушка (моя свекровь) сказала, что папа и мама в командировках, но когда вернутся, - будут в школе! (Не сказала!) - Бабушка, папа и мама покрывают проступки мальчика, которые до добра не доведут! (Какие такие проступки?) - Как Вам (мне) не стыдно, ещё сама педагог!!! - Я напишу представление на работу, чтобы Вас "пропесочили" на партсобрании (слава богу, я - не член КПСС!, могли бы и исключить!) - А в чём же дело? - только и сумела промямлить я севшим голосом. - А Вы в курсе, что у Вашего мальчика намечается "двойка" по истории? - Нет, не в курсе. "Историю" учит исправно, сама проверяю... - Ну, вот, проверяете, и не знаете, что он вообще отказывается отвечать на уроках истории. Молчит, как партизан. Тут я вспомнила о её муже - бывшем партизане, совершавшем подвиги в 14 лет, и вымученно улыбнулась. Приняв мою улыбку за издевательство над её горячечной речью, классная просто взвилась. - Ваш сын стоит уже целую четверть. - ??? - Да, как станет вместе со всеми учениками в начале урока, так и стоит до самого звонка... - Как же так? - А Вы у него сами спросите. Но, если он не сдаст зачёт по истории на днях, будет иметь "двойку", и останется на второй год! Естественно, очень расстроенная, пришла я домой и постаралась, взяв себя в руки, спокойно поговорить с сыном. По его словам, "историчка" сделала замечание ему и его соседу, сидящему перед ним, за то, что они разговаривали между собой, и в наказание "поставила столбом" на весь урок. Так они и стояли несколько её уроков. - Ну, что, осознали, что болтать на уроках нельзя? - спросила она у провинившихся шестиклассников. - Просите прощения. Что на это сказать? Ну, да, один из распространённых учительских приёмов. - А вы? Вы извинились? Сынок упрямо нагнул свою далеко не глупую голову. - Он - извинился, а я - нет! - Почему? - А потому, что я - не болтал. Я молчал, а он ко мне повернулся и что-то рассказывал. Но я не отвечал! За что мне извиняться? - И что же теперь? Бойкот? Получишь "двойку в четверти"! - Ну и что? Я не ви-но-ват! За что двойка? Материал я знаю! Дело кончилось тем, что наш пацан под напором папы и мамы сдал зачёт по всем разделам истории, но сдавал (в присутствии нас и завуча школы) не учительнице истории, а классной даме, которая вела географию. "Двойки" он избежал, но продолжал стоять за партой до конца года. Воистину, "уроки истории"! А на следующий год пришла новая учительница. Но, когда, уже повзрослевшего, я спросила сына, каково ему было выдержать этот стоячий бойкот, ведь сердце - больное, мог и упасть от слабости, он ответил: "Ты знаешь, а я как-то стал крепче, и поверил в свои силы. В общем, эти уроки пошли мне на пользу..." История вторая. Младшенький закончил основную школу, и стали мы на семейном совете решать: куда дальше?. К этому времени наш "малыш" уже вовсю ремонтировал все разбитые в округе магнитофоны, которые ему приносил по-дружески старшенький (разница у них - 2 года), налаживал телевизоры и другую бытовую технику. И он запросился в радиотехническое училище:"Хочу всё уметь своими руками ремонтировать". Поскольку спец. по ПТУ в семье - это я, созвонилась с директором, и - вперёд! Там побеседовали, и подсказали: всё-таки, сначала лучше закончить школу, а затем- радиотехнический институт. И тут как раз в соседней школе открылся "инженерный класс" с усиленным изучением математики, физики, химии и с целевой подготовкой для Рязанского радиотехнического института и одного из брянских заводов. Кстати, очень удобно: школьные экзамены на аттестат зрелости проходили одновременно со вступительными экзаменами в вуз. Для этого приезжали к нам преподаватели из Рязани и участвовали в приёмной комиссии. Ну, и письменные работы проверяли также они. Набрал проходной дал балл, всё - не парься, считай, что зачислен в вуз! Конечно, это - здорово! Можешь отдыхать всё лето. Но и с этими отметками не возбранялось поступать и в любой другой институт или техникум, который тебе по душе. Класс подобрался, как сейчас говорят, - элитный. Мальчики и девочки, помешанные на математике и физике. И с учителями - тоже повезло. Очень сильные как предметники, и с замечательной педагогической жилкой. У меня в альбоме хранятся фотографии, где весь наш инженерный класс в сборе, а в на парте восседает довольно молодая классная руководительница (физичка) с гитарой в руках. На родительские собрания ходить - было одно удовольствие, такая дружеская, человеческая обстановка там царила. Но, не зря же я вспомнила эту историю, в которой всё о них, родных "двоечках". Оставался практически год до окончания школы, и народ (и родители, и ученики) - забили тревогу. Ведь кроме любимых профильных предметов нужно было сдать и сочинение. Без сочинения - никуда! И оказалось, что наши "яйцеголовые" умники и умницы катастрофически не могут писать не только сочинения, но и изложения, и диктанты тоже. В дневниках - сплошные "2" и изредка - "3". Кто из ребят первым предложил бойкотировать учительницу русского языка и литературы, не знаю Да и никто и не допытывался. Просто сынок сообщил, как данность: а мы не ходим на её уроки... - Ну, что же вы, разгонят, накажут... Как же окончание школы? - А что она? - совсем по- мальчишески возразил пацан. - Никогда толком не расскажет, задаёт только вызубрить от сих и до сих по книге. И сама всё от книжки не отрывается. И орёт как припадочная... Визжит, аж в ушах звон... Вот это дела! Надо что-то делать. А ребята, сдружившиеся всего за год ребята, уже сходили к директору и попросили дать им другого учителя. И не побоялись очень и очень строгой директрисы, которая потом долгие годы возглавляла первый в Брянске лицей. А с ней считались не только учителя, но власти тоже. Со своей стороны, мы - родители, их поддержали. И чем же закончился весь этот сыр-бор, стоивший немалых нервов противоборствующим сторонам, поскольку бездарная "литераторша", оказывается, была на хорошем счету в гороно, и кажется, даже носила гордое звание "Заслуженной". Но - хвала директору - она уговорили перейти в нашу школу одну обычную учительницу, не имеющую никаких особых заслуг, но добрую, спокойную, и - добавлю от себя - просто замечательную, потому что всего за год мой сын стал довольно грамотно писать и отказался от моей помощи при подготовке домашних заданий. Что самое интересное: на выпускных экзаменах по русскому языку и литературе все четыре класса посадили в спортивном зале по одному за столом, и списать (ну, как обычно, скатывают заранее заготовленные сочинения) не было никакой возможности. Тем более, как потом с довольной уже усмешкой поведал дома сын, все наши сумки с "начинками" остались в актовом зале. Так что, пришлось писать самому. И написал -таки! На твёрдую "четвёрку! СЛАВА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ УЧИТЕЛЯМ!! |