У Петра всегда были пятерки по математике. Это страшно бесило Игоря. «Ну почему, – думал он, – этому олуху Бог помогает? А другим не должен, что ли? И почему только по математике? Вот по диктанту он тоже тройку получил, как и я. Правда, потом все бегал за Марией Петровной, чтобы перекрыть оценку… Шестерка! Ай, нет… этот, как его, раб Божий! Вот»! По математике у Игоря были дела совсем плачевные, оттого и злился он на сына местного священника. Его и еще одну зубрилу Светку классная руководитель всегда в пример ставила. А последнюю контрольную почти все написали на двойки, Светка, и та получила тройку, а этот, как ни в чем не бывало – снова пять баллов. Ну как тут не злиться? Так и ходил Игорь со своими тяжелыми переживаниями, стараясь обходить попенка десятой дорогой, чтобы глазами с ним не встречаться. Благо, не один он слабым в математике оказался. Было с кем обсудить проблемы. А они, эти проблемы, как ком снежный нарастали одна за другой. Сегодня Елена Васильевна подготовку к контрольной проводила, а завтра, хоть совсем в школу не приходи… А не придешь, родителям снова доложит. Прогулов и без этого хватает. И что делать теперь? И надумал Игорь: – «Раз позора не избежать, то и попенку очередную пятерку нужно сорвать»! На следующий день объявили контрольную. Все дружно начали решать задачи и примеры. Но, как всегда, к финишу пришли уже не так дружно. Большинство детей дописывали на перемене. Среди отставших был и Игорь. Пришел момент и ему сдавать работу. Он вальяжно подошел к учительскому столу. Тетрадь Петра лежала первой снизу. Не узнать ее было нельзя. Только ему родители покупали с однотонными обложками. Загородив собой стол, он ловко вытянул тетрадь попенка из стопы и сунул ее за пазуху. Затем положил свою сверху. Ему повезло, никто не заметил его манипуляций. Стремглав Игорь выбежал в коридор и понесся дальше, на улицу. Обогнув школьный корпус, подбежал к своему давнему тайнику – водосточной трубе. Не раз он в ней прятал дневник с замечаниями и двойками. Туда же он спрятал и тетрадь Петра. А через минуту он уже стоял и мирно разговаривал со своими одноклассниками. Никто не услышал, как бешено колотилось его сердце… Потом оно успокоилось. На следующий день, довольный собой, он пошел получать свою очередную двойку за контрольную. Уже по обычаю учительница стала зачитывать оценки. Он спокойно воспринял свою неудачу, предвкушая неудачу и Петра, но ошибся. Как ни в чем не бывало, Елена Васильевна произнесла: «…Русинов Евгений – три, Старицкий Петр – пять, Сухорукова Светлана – четыре»… Такого Игорь снести не мог! Схватив свой рюкзак, он пулей вылетел из класса. – Крупский, ты куда?! Вернись немедленно! – услышал он возглас учительницы далеко за спиной. Но это не могло остановить Игоря. Сунув руку в водосточную трубу, он извлек из нее тетрадь своего врага. – Как?.. Ну как он мог получить пятерку? – вслух спросил он и тут же получил ответ, раскрыв тетрадь. Пятерка красовалась под решенной контрольной. – Конечно, этот кретин сдал ее раньше звонка, а Елена успела проверить работу и поставила по памяти, – сообразил он. Недалеко от школы протекала небольшая речушка. К ее берегам, заросшим кустарником и камышом, устремился Игорь. Своим бегством он выдал себя с головой, но ему уже было все равно. Месть отличнику не удалась. Мальчишка забился в самую гущу кустов и разрыдался. Если бы он знал, что следом за ним выбежал Петр, он бы ревел потише, чтобы его не нашли, но он этого не знал. То, что пропала тетрадь для контрольных работ, Пете было известно еще вчера. Елена Васильевна вечером позвонила и сообщила об этом. Кто ее взял со стола учителя, стало понятно сразу, как только Игорь вылетел из класса. Петру не составило труда найти Игоря. Он стоял с другой стороны куста и ждал, пока Игорь успокоится. Когда всхлипывания затихли, он позвал. – Крупский, выходи. Поговорить нужно… Ответа не было. – Игорь!.. – вторично позвал Петр. – Чего тебе надо?! Уходи! – услышал он, наконец, ответ. – Не дури. Сказал же, разговор есть. – Ненавижу тебя! Попский выродок! Убирайся! – Дурак ты, я же помочь тебе хочу. Игорь промолчал. – Ты думаешь, что я умнее тебя, поэтому пятерки получаю? Это не так. – А как? – Пошли со мной, узнаешь. – Сам иди в свою церковь! Я не собираюсь молиться... – Да я тебя не в церковь зову… Пошли, это недалеко. А то так и будешь всю жизнь зло на меня держать. – Да пошел ты… – Игорь, если я уйду, то ты так и не узнаешь мой секрет. – Секрет? Это ты о чем? – О математике, конечно. О чем же еще? – А не врешь? – Нет, не вру. После долгих раздумий кусты затрещали. Из них выбрался красноглазый от пролитых слез Игорь и, пряча лицо от соглядатая, склонился к речушке умыться. – Я ж тебя, гада, готов был убить!.. Ты, действительно, не боишься, что я тебя утоплю тут? – Я об этом не думал, – спокойно ответил Петр. – А о чем ты думал? – Пытался понять… Поставить себя на твое место. Почему-то же ты пошел на этот поступок. – Ну, и почему? – От обиды. Если не сдрейфишь, будешь решать не хуже меня, только потом не возгордись. Мальчишки свернули в переулок и позвонили в ворота одноэтажного дома. Отец Анатолий приветствовал гостей. При виде попа в рясе Игорь попятился, намереваясь убежать, но Петр успел схватить его за рукав. – Ты не смотри, что он священник. Знаешь, как в математике сечет! – прямо при батюшке пояснил Петр. Следующую контрольную Игорь снова написал на двойку… Но прошел месяц. Елена Васильевна зачитывала оценки очередной проверочной работы. Игорь думал, что у него и сердце выпрыгнет наружу, пока она доберется до буквы «Ка» в журнале. Незаметно для всех он поднес к губам крестик, подаренный отцом Анатолием... И тут же услышал: «Крупский Игорь – четыре балла! Молодец! Так держать»! |