«Я внутрь себя заглядывать боюсь» - так называется новая книга поэтессы... Читая стихи Ульяны Яворской сразу можно отметить то, что она обладает чуткой, отзывчивой, доброй и ранимой душой. Безусловно и то, что этот автор очень любит поэзию, более того, строй её мыслей, её мироощущения носят весьма и весьма романтический характер. Всё её существование, словно солнечными искорками, пронизано поэтическими строками. Образность речи и поэтического мира Ульяны Яворской ярко проявляtтся во многих пейзажных и лирических стихотворениях: “Пролетало лето, словно птица, Золотилось зернышко луны” Два образа здесь слились воедино: лунная летняя ночь и птица, летящая за драгоценным зерном. Вместе они создали философскую картину быстролетного времени. “Заварил остатки лета август, Мелким ситом сцеживая дождь” И снова два образа: чаепитие и августовский дождь “Щекотала тропинка, Спускаясь к воде, иван-чаем” Точное, почти на физическом уровне переданное ощущение касания кончиков трав голыми ногами “Их хвостики — как перья поплавков” (про уток на воде, Э.А. ) Удивительно тонкое и верное наблюдение, также рождающее образ. А вот как передает поэтесса взаимосвязь между людским миром и одухотворенным солнцем: “Солнце в клубочек поспешно мотает лучи. Ниточки кончик горячий в руке зажимаю” И в других стихотворениях природные атмосферные явления обретают человеческие узнаваемые черты. “Холод — дядька трезво-грустный — Пар пускает на крылечке”... Оживает дяденька холод, оживает ветер вроде бы в бытовой незамысловатой картине стирки белья… “Полощет ветер чистую листву, Постиранную в пене с облаками” Вот оживший февраль воет за окнами, словно бездомное существо… “А в окно завывает февраль” Даже обычное кресло может ожить и стать настоящим художником “На веранде плетёное кресло Набросало от солнца ячейки” Глаз поэтессы зорко подмечает то, что многие из нас могли бы и не заметить, не услышать… “…мечтой о весне, О зелёной траве из подтаявших трещин асфальта” А вот ещё: “Прошиты дождями осенними Последние звуки трамвая” Такие строки рождают ощущение сопричастности ко всему, происходящему или происходившему в нашей жизни. Глазами Ульяны Михайловны мы начинаем узнавать те вещи и события, которые на самом деле всегда были в нашей памяти, в наших сердцах, только мы, увы, не всегда это понимали… В том числе и давно исчезнувший мир детства. Очень трогательно звучит четверостишие Яворской: “Здесь кукла и медведь с оторванною лапой. И фото на стене, где мне семнадцать лет. И мягкий тёплый свет настольной жёлтой лампы. Здесь я живу всегда. Хотя меня здесь нет” Воображение поэта способно улавливать самые сокровенные стороны бытия “свечу обняла темнота” И более того: оно способно рождать абсолютно фантастические картины… “Две рыбы целуются в небе, плывя в сероглазом тумане” Через строки Яворской приходит осознание того, что весь мир полон любви и боли, страсти и бессмертия. Любовная лирика Яворской порой предельно эротична, но при этом реальна в каждой картине, в каждом создаваемом образе: “Пальцем веснушки мои посчитал, Губы губами тихонько погладил. Жаром наполнился низ живота, Стали ненужными брюки и платье” Любовь горда собой, нежна и абсолютно искрення в самых потаенных человеческих желаниях. Она обнажает то, что многими принято ханжски скрывать, лицемеря самим себе. “Далеко бы уехать с тобой — всё равно, хоть куда: Может, к давней мечте, где бананы и к морю поближе; Где ходить обнажённою можно почти и бесстыже Выставлять напоказ вечно скрытые строго места” Чувственность её поэзии происходит от абсолютной искренности, без которой и немыслимо поэтическое слово: “Пальцы нежно ведут пассаж, будто клавиши нажимая. Под ладонями тёплых рук млеет плавных изгибов воск” Восторг любви, граничащий с нарциссизмом и вдохновенно рождающий словотворчество, выглядит в лирических стихах Яворской столь же естественно, как полет лепестков облетающих вишен… “Где-то наши тела в зеркалах, В лепестках вишнекрылого мая”… Но порой любовь приносит не только наслаждение, но и душевные муки, которые поэтесса так же способна отражать в своем творчестве настолько точно,что даже физиология становится инструментом создаваемой картины: “А ты и сейчас неплох. Так мило и весело выглядишь. Во мне будто кто-то издох. Очень похоже на выкидыш” Жёстко, но без сомнения верно сказано… Так можно писать лишь о том, что прошло через душу. “Я и баба, и мужик — всё сама” Пишет она в отчаянии умирающей любви. Пройдя через розы и тернии любви, слово Яворской закалилось, обрело новое звучание. Её лирическая героиня , словно обращаясь к каждому из нас, говорит: “Мне лицо Ваше — чище икон. Каждый раз я мёрзну затылком”… Так может писать и говорить лишь тот, кто не растерял в душе своей исповедально-доверчивой любви ко всему миру, ко всему живому. |