В Евангелии от Матфея Ангел Господень, благовествуя Иосифу, мужу Марии, о рождении Христа Спасителя, говорит: «Родит же Сына, и наречеши имя Ему Iисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». (Мт.2,21). Свт. Иоанн Златоуст, комментируя это место из Евангелия, пишет, что ангел Господень «возвещает о благах, какие через рождённого (Христа) дарованы будут мiру. Какие же это блага? Освобождение от грехов и уничтожение их. Он, - говорит Ангел, - спасет людей Своих от грехов их. И здесь возвещается нечто чудное; благовествуется освобождение не от внешних войн, не от варваров, (не от безбожной власти либерально-буржуазных демократов и воров, добавим от себя) но – что гораздо важнее – освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать… Итак, получив такой дар, примем все меры, чтобы не поругать столь великого благодеяния». Из приведённого высказывания Иоанна Златоуста, равно как из Евангельского текста, с совершенной очевидностью следует, что политическая борьба за власть при крайне низком уровне нравственности общества есть не что иное, как чистой воды химера, которая не при каких условиях не даст желаемого результата. Другими словами, есть два пути (во всяком случае, так представляется) преодоления безбожной власти: духовно-нравственный, предложенный людям Христом Спасителем, и революционно-политический, наиболее популярный сегодня способ борьбы, способ бесовский, который Россия уже опробовала на себе и вкусила в полной мере все его «прелести». Путь духовно-нравственного совершенствования нами ещё не опробован, и в России нынче вовсе непопулярен, что не мудрено в условиях крайней деморализации общества и нравственного упадка, но никакого третьего пути, увы, (или к счастью) нет. Третий путь не предусмотрен Господом Богом, который дал нам, заповедал Свой путь борьбы со злом, духовный путь борьбы с грехом, и, в случае нашего отпадения от Бога, Господь попускает по нашим грехам путь борьбы бесовской, путь гордыни, путь революций и насилия. А между тем, Божья логика предельно проста: преодолеем своё собственное безбожие, уйдёт и безбожная власть, и никак не раньше. Да, мы имеем нынче безбожную власть, Богом попущенную по нашим грехам. Будем бороться с грехом, преодолеем грех, и пошлёт нам Господь правителей милосердных. Как преодоление собственного безбожия есть путь духовно-нравственный, так и преодоление безбожной власти в обществе не достигается путём революционно-политическим, но исключительно с помощью нравственного совершенства и духовного возрастания на почве общественных добродетелей. Однако духовно-нравственный путь никогда и нигде не был популярен, ведь он куда сложнее, чем революционный захват власти, а сегодня в момент крайнего оскудения добродетели в обществе и вовсе, наверное, представляется смешным для многих из нас, людей, далёких от христианской нравственности. Так что, собственно, нет ничего удивительного в том, что, отступив от Бога, мы получили безбожную и беcчеловечную власть в обществе. Причём, по мере всё большего удаления от Господа и Его законов, мы всё больше коснеем во грехе, и власть, попущенная нам свыше, приобретает всё более жестокий характер, а мы при этом не перестаём уповать на революционно-политические методы борьбы с ней. Поймём ли, наконец, что это всё звенья одной цепи: отошли от Господа, впали в грех, утратили реальное видение мiра, основанного на законе любви, попали в лапы бесовские и теперь пытаемся вырваться из них исключительно бесовскими же методами. Не смешно ли? Выход для согрешившего (человека или народа) всегда один – покаяние, обращение к Богу и нравственное совершенствование. Любой другой путь никогда не был и не может быть от Бога, да «не поругаем столь великого благодеяния». Сегодня часто приходится слышать, что пассивностью народа русского, пассивностью в социально-политическом плане, объясняются чуть ли не все беды и несчастья нашей сегодняшней жизни. Что, мол, будь мы активнее, не стали бы терпеть того, да сего, ударили бы кулаком по столу (образно, конечно, говоря), потребовали бы, неизвестно, правда, чего, стали бы активнее проявлять свою собственную инициативу, и всё в таком духе. Ой ли? Какие плоды может принести такая активность, и способны ли мы вообще на неё по складу своего характера? Начнём с того, что активность, социально-политическая, или какая другая кипучая деятельность внешнего порядка русскому человеку вовсе не свойственна. Русский характер по преимуществу созерцательного склада, пусть кому-то это и не нравится, и неудержимая предприимчивость в какой бы то ни было сфере для него не характерна, эта черта присуща совсем другому племени, не русскому. Как говорил Ф.М.Достоевский, истинно русский человек всегда философ. И если даже допустить, что истинно русских людей становится всё меньше, хотя это вряд ли возможно, так как сокращается сегодня численность не истинно русских, а русских исключительно по крови, не по духу, во всяком случае, так представляется, то уж не настолько их всё-таки и мало, чтобы народ русский вовсе утратил свои национальные черты. Бунтарство, несомненно, случалось в нашей истории, но оно всегда, как бы там ни было, шло в разрез с общественным мнением, считалось грехом и актом предосудительным. Даже Пугачёв, как известно, говаривал, что он был наказанием русскому народу. Так что законопослушность у нас в крови на генетическом уровне, а вовсе не бунтарство и анархические настроения. Поэтому и ждать от нас того, что мы будем инициировать социально-политические беспорядки не приходится. Философский подход к жизни, созерцательность и мечтательность русского характера с бунтарскими настроениями ничего общего не имеет. Да и не наш это путь, сеять волнения и беспорядки, не наша историческая миссия. Русская историческая задача, лежит в сфере духовной, а не материальной жизни, наше предназначение, данное нам от Бога, - нести в мiр Христову Истину, примером своей жизни свидетельствовать о Христе и приводить к Нему другие народы, а это, согласитесь ничего общего не имеет с социально-политической активностью. И пусть русские на какой-то момент отступили от своей исторической и духовной сверхзадачи, согрешили, предали, оступились, но миссию-то нашу историческую, вверенную нам от Бога, никто с нас не снимал и снять не может, а потому хотим ли, нет ли, но придётся нам подниматься, каяться, снова приниматься за ум, строить нормальную жизнь, нормальную в смысле благоприятствующую исполнению нашего долга, выходить из состояния спячки, трезвиться, молиться и поститься, ибо бесы, как говорил Христос Спаситель, изгоняются только молитвой и постом, больше их ничем не одолеть. Социально-политическая активность, как известно, никакого отношения к молитвенному подвигу и воздержанию не имеет, так что это совсем не наши методы, и ждать, что народ русский обратиться к ним, не приходится. Осознаем своё историческое предназначение, примем на себя молитвенный подвиг, и бесы отступят от нас, ибо не могут они противостоять духовной силе, перед ней пасуют, её страшатся и трепещут. Возьмётся народ за ум, вернётся к святоотеческой вере, покается в грехах, утвердится в Христовой Истине, и все проблемы наши, терзающие нас сегодня, разрешатся как по мановению волшебной палочки. Немало пророчеств святоотеческих существует по этому поводу, гласящих, что Господь в считанное количество дней исправит все неурядицы в России, стоит лишь нам покаяться и прийти в разум Истины. Вот каков наш русский национальный путь борьбы с обдержащим нас злом, вот путь нашего спасения и духовного, и материального, и социального, и какого угодно ещё, а не митинги и революции, не бунты и политическая борьба. Как только поймём, что спасает нас Христос Спаситель, а не политические партии и президенты, так тут же всё и встанет на своё место, отступит зло, ибо оно бессильно перед светом Истины. |