Грех, как путь к совершенству, или: читая Оскара Уайлда «Представляется, что какой-то скрытый божественный инстинкт приводил Христа к любви по отношению к грешнику, словно грех есть кратчайший путь к совершенству человеческой природы. Христос не ставил себе задачу переделать людей, равно как и облегчить их страдания…Каким-то образом, пока ещё для нас непостижимым, он считал, что грех и страдание наделены определённой священной красотой и способны привести к совершенству. Такая идея выглядит весьма опасной. Так оно и есть; в конце концов, все великие идеи - опасны… Конечно, грешник должен принести покаяние. Почему? Потому что в противном случае он не сможет осознать содеянного им. Момент покаяния есть момент инициации, посвящения. Более того, покаяние есть средство изменения своего будущего… Христос говорил, что всякий грешник может это сделать, и это единственное, что он может… В тот момент, когда блудный сын упал на колени перед отцом и заплакал, все его прошлые грехи и мытарства превратились в прекрасные, святые моменты жизни. Большинству из нас понять это сложно». Взято из «Послание: в тюрьме и оковах» Оскара Уайлда. Интересно, что расстановка акцентов автором при обсуждении вопроса греха и покаяния, действительно опасна, ибо если рассматривать проблему под предлагаемым углом зрения, то легко можно поддаться искушению романтизации греха, поскольку акцент у Оскара Уайлда смещён от покаяния в сторону "романтики" и "красоты" греха. Ведь грех неизбежен в нашей жизни, а при такой постановке вопроса появляется вроде бы возможность превратить грех в какую-то романтическую деталь нашей жизни с помощью последующего покаяния. Грех, конечно, всегда отвратителен. Но если за грехом следует покаяние, осознание грешником своей неизбывной вины перед Господом, то это смиряет грешника, его гордыню, он постепенно проникается чувством своего непоправимого недостоинства, которое может быть исправлено лишь Христом Спасителем в акте Его всемилостивого прощения. И не более того. Но так или иначе, при таком взгляде на проблему мы рискуем взять себе в качестве практического руководства к действию известный тезис «не согрешишь – не покаешься», который представляется абсурдным в силу своей очевидной пагубности, во всяком случае для каждого, кто понял на своём опыте, что не воздерживаясь всеми силами от греха, нельзя его победить, вернее, победить присущую нам склонность ко греху. Да и всякий христианин, который более или менее регулярно прибегает к таинству исповеди и покаяния, прекрасно знает, насколько мучительно осознание своей неспособности справиться с грехом, поэтому всеми силами старается уклоняться от совершения всё новых и новых грехов, во всяком случае, вряд ли будет грешить сознательно. Как бы там ни было, но романтические заигрывания с грехом, под каким бы предлогом, философским или поэтическим, они не совершались, вещь крайне опасная, если не сказать погибельная. Во всяком случае, наша православная святоотеческая традиция никаких заигрываний с грехом не допускает, ибо на опытном пути духовной практики прекрасно познала его разлагающую и губительную силу. |