Интернационализм назвали наказуемым космополитизмом. 1949: газета «Правда» совмещает интерес к политике с идеологией. Начала кампанию против «безродных космополитов». Формально для массовой кампании по борьбе с космополитизмом нашли повод – это доклад Г.Попова, первого секретаря МК и МГК ВКП(б). В середине января 1949 - на приеме у Сталина он обратил внимание: на пленуме Союза советских писателей, при попустительстве агитпропа ЦК - «космополиты» сделали попытку сместить А.Фадеева. Тот из-за своей скромности не смеет обратиться к товарищу Сталину за помощью (на протяжении 1948 аитпроп не придавал значения рекомендациям Фадеева. Д.Шепилов на приеме у Сталина говорил о театральных критиках: жалуются на гонения со стороны руководства ССП. Он в доказательство положил на стол письмо. Сталин не взглянул на него - раздраженно произнес: «Типичная антипатриотическая атака на члена ЦК товарища Фадеева». «Оказался не на высоте» Агитпроп: не оставалось ничего - немедленно включиться в отражение «атаки». А.Фадеев – проверенный партийный функционер. На первом этапе карьеры преуспел он на стезе писателя. Проявил себя на общественной работе – твердо проводил генеральную линию партии. Всегда – сталинец. Не оставлял сомнения: в смыле долга, партийной дисциплины – он маховик в кирзовых сапагах. Верный партийный кадр. Попал в ЦК партии по принципу соборности. В однодумном, многоцветном этом ведомстве обязан представлять, выражать интересы разбродного писательского коллектива. У своих коллег, от вверенных товарищей неуклонно требует верности партийным установкам. В творческих свершениях, в достойных нашему героическому времени произведениях – показать всепобеждающее сияние марксизма-ленинизма, доказать партийность. Бдительно сохранять идеологическую чистоту. Универсальным литературным принципам социалистического реализма строгого следовать, блюсти дисциплину, выполнять уставы… . Агитпроп – главное идеологическое ведомство практического действия. Вырабатывают тактические планы, конкретные руководства. Непосредственно через сотрудников, уполномоченных осуществляют основную линию Идеологической комиссии: исполняют всегда неукоснительно партийные требования высшей политической мудрости. Этого скрыть нельзя, да не надо: закадрились с некоторых пор – гнилым товаром. Многие литературные, особенно театральные критики, осуществляют свой строгий менторский контроль без искры желаний, беззаветного соблюдения партийности. малосущественные требования: проблемы эстетики, мастерства, чистоты театрального жанра, драматических изысков, наполненности действием, развитием интриги, раскрытием характеров, художественностью: литературную основу вдвигают на первые места. Позаимствованную из буржуазного репертуара нахрапом продвигают - чуждую нашему классовому мировоззрению так называемую «занимательность представления». Непомерно высокими требованиями, особенными запросами - театральные критики дискредитируют лучших наших драматургов. Обвиняют в низком качестве пьес, отходе от законов жанра – по причине низкого профессионализма и плохого знания театральной специфики. Новоявленные «драматурги» - в кавычках написания – наполняют сомнительного качества произведения агитационным материалом – емкими выдержками из передовиц газет. Вместо представления драмы, мыслящих, остро чувствующих персонажей: переживают бурно нахлынувшими эмоциями – театральное действие в развитии интересов, забот и борьбы. Подведомственное агитпропу Всероссийское театральное общество стало прибежищем случайных «свободных художников». Товарищ Фадеев назвал их политически строго-уравновешенно, по причине своего литературного дара - достаточно образно: «гнездом формалистов, чуждых советскому искусству». Вылез на поверхность, заметен межведомственный конфликт руководителя ССП, члена ЦК партии Фадеева с главой агитпропа Шепиловым – непримечательный случай. При стыковке интересов - ссорились-интриговали властители: не только простые советские люди. Обычно подсиживали и в то напряженное время. Коммунально -кухонные свары дополнены среди товарищей стремления добиться более значимого положения в общественной организации, должности, авторитета. Практиковали ожесточение воли, характеров: добывали привилегии, премии, почести, власти. На самой верхотуре борьба с применением запрещенных приемов, оружия шла за единоличную власть – во главе партии, правительства, за полный контроль над армией и органами безопасности. Сотрудники Сталина вели тайное соперничество между собой за положение – после или вместо своего шефа. Кампания против космополитов имела несколько побудительных моментов и даже направлений. В ней несомненно проявились признаки борьбы за власть. Да, боевая кампания проходила на станицах газет, в актовых залах на конференциях, на общих собраниях актива и прочих мероприятиях. Она проходила в кабинетах и камерах – на всех этажах... В определенной мере влияла на борьбу за власть на высших эшелонах и даже на верхотуре власти. Разоблачители и выступающие этого не понимали – от соотношения сил и направленности, силы главного удара зависело соотношение сил и стратегический запас сил и власти у конкретных личностей. Их право на выживание. Сталин поручил Оргбюро разобраться с позицией давления на партийное мнение члена ЦК товарища Фадеева. Исполнительный орган ЦК оперативно, 24 января 1949 г. поручил главному редактору газеты «Правды» П. Н. Поспелову по данному вопросу подготовить редакционную статью. Маленков предварительно проверил статью: требования указаны, формулировки точно соответствуют директивному указанию. Он внес малосущественную поправку в текст. Изменил прежнее общее название на более конкретное: «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Статья опубликована 28 января 1949 г. Официально кампания началась. Директивно-централизованная социалистическая система в данный момент сделала упор на идеологическое направление партийно-политического управления. Инстанции – с соблюдением положенной дистанции - получили точные инструкции. Машина огромной мощности завертела моторную энергопроизводительность – таранно тракторнулась в заданном направлении. Под мощные катки гусениц попали литературные и театральные критики – за ними многие профессионалы-представители творческих и других, просто интелигентских профессий. Беспрерывный огонь – прицельными залпами открыли центральные, областные, городские, районные и стенные газеты. На поиск в полном смысле «жаренных фактов» и продуктивной работы - дополнительно брошена огромная масса литераторов и журналистов. Разместились в центральном штабе управления кампанией и во многих редакциях газет и журналов. Словно горячие пирожки с начинкой шли новостные сообщения с разоблачениями. Вскоре последовали эмоциональные заголовки, призывы к расправам над космополитами. Самое удивительное – прежде об этом мало кто знал – космополиты преодолели барьеры бдительности: оказались главными закоперщиками антипатриотической деятельности в литературно-художественных учреждениях и среди самих пишущих. Ими утыканы издательства, редакции, радио, просветительные, высшие учебные заведения и исследовательские институты. Попали на очень важные, значимые должности – по доброте народной, но оказались... вредителями и даже полными врагами народа. |