Может ли зло противостоять злу и победить его? Почему бы и нет, скажите вы, ведь внушают же нам сегодня, что во время последней мировой войны и гитлеровская Германия, и Советский Союз не уступали друг другу, так сказать, в степени зла, однако противостояние состоялось и закончилось поражением фашистской Германии. Если руководствоваться подобной логикой, получается, что в схватке двух зол победу одерживает зло сильнейшее. Стало быть, Советский Союз на то время являл собою зло гораздо худшее, чем гитлеровская Германия, во что всякому нормальному человеку, согласитесь, поверить совсем нелегко. Однако Христос Спаситель, будучи обвиняем иудеями, что Он изгоняет бесов с помощью бесовской силы, говорит в Евангелии, что зло не изгоняется и не побеждается злом, но только добром. «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12, 26). «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12, 28). Итак, Спаситель даёт однозначный ответ: сатана сатану изгонять не может и не будет, зло побеждается только силой добра, силой Христовой истины. Сегодня, когда Россия страждет под игом бесовским, мы оказались бессильными и неспособными к сопротивлению злу, почему бы это, интересно? Откуда такое бессилие? Не потому ли, что мы отступились от Христа, от Его истины, а значит, само собой, автоматически перешли на сторону зла? Поверить в это совсем непросто, мы все считаем себя хорошими, заслуживающими лучшей участи, чем та, что выпала на нашу долю в современной России, но так ли это на самом деле? Теоретически, умом мы, может быть (правда, это только в лучшем случае), хотим добра, но всеми силами души и тела устремлены к злу, погрязли в потребительстве, смертельно поражены вирусом стяжательства, стремимся жить комфортнее, есть и пить послаще, не напрягаясь, по возможности, не жертвуя ничем существенным и значительным в своей жизни, тем более, самой жизнью. Высокие нравственные идеалы нам не по плечу, Христовы заповеди для нас не обязательны, святость не имеет к нам никакого отношения, мы не хотим и не пытаемся идти за Христом, а значит, - вприпрыжку и на перегонки друг с другом поспешаем за дьяволом. Где уж нам в таком случае бороться со злом, коль и сами-то мы его верные приспешники! Борьба со злом не может вестись с нравственных позиций зла и порока, ибо корень зла всегда кроется в богоотступничестве. Россия же в основной, подавляющей своей массе продолжает коснеть в христоборчестве и безбожии, и при этом сетует на бесчеловечную, безбожную власть и страждет от неё. Другими словами, существующее положение дел в стране вполне соответствует нравственному раскладу сил в обществе, а именно: зло не встречает в настоящее время в России сопротивления, ибо противостояние злу есть, в первую очередь, противостояние духовное, на которое русские сегодня, увы, неспособны, поскольку слишком прочно усвоили себе нравственные ориентиры зла. В такой ситуации торжествующее зло лишь усиливается, не встречая никакого духовного противостояния, а всякие попытки «борьбы» со злом подливают только масла в огонь, придавая ликующему злу ещё большую разнузданность. Люди истинно верующие, составляющие настоящий противовес силам зла, всегда в меньшинстве, и свидетельствуют они своё исповедничество отнюдь не внешней, активной борьбой, но мученической жизнью и трагическим концом. Понятно, что на такое исповедничество способны лишь единицы. И не зря, видимо, Спаситель говорил, «Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф.24,13), ибо только терпеливое мученичество настоящих исповедников Христовой истины способно выбить из-под ног зла всякую опору для дальнейшего бытия. Правда, осознать эту духовную реальность не так просто. |