Великан (из сказки Оскара Уайльда «Эгоистичный великан»), увидев кровавые раны от гвоздей на ручках и ножках Богомладенца, пришёл в ярость и воскликнул: «Скажи мне, кто нанёс Тебе эти раны, и я изрублю его своим мечом!» Но Богомладенец успокоил великана и сказал, что это были раны любви. Поистине, смерть есть мера любви, как, впрочем, и вообще мера всего на этом свете. «Тако бо возлюби Бог мiр, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мiр, да судит мiрови: но да спасется Им мiр» (Ин. 3, 16-17). У преп.Иоанна Лествичника сказано: «Стяжавый любовь, расточи имения. Глаголай же в обою жити, себе прельсти». Но коль скоро мы не в состоянии вынести даже бремени добровольной нищеты, где уж нам подражать Христовой любви! А ведь будучи христианами, не надо этого забывать, нашим первейшим долгом является подражание Христу Спасителю во всём, и в Его человеколюбии, и в убогости земной Его жизни, и в незлобии, и в кротости, и в других христианских добродетелях. К чему я веду этот разговор? Недавно в Интернете я разместил заметку под заглавием «Зло против зла», где говорится о том, что сегодня в России мы не в состоянии противостоять нарастающему натиску зла, ибо, предавшись богоотступничеству, сами погрязли во зле, а зло не может и не хочет противостоять злу; противоборство со злом под силу только Христовой истине, добру и ничему другому. Богоотступничество, апостасийные настроения есть основа и первопричина всякого зла. Отступив от Христа, народ русский волей-неволей солидаризировался с дьяволом, врагом рода человеческого, а потому и не в состоянии противостоять игу бесовскому, довлеющему сегодня над Россией, ибо сатана не может изгнать сатану, как говорил Спаситель. Бесов нельзя одолеть физически, ибо они нематериальны. Здесь нужно быть готовыми к духовной брани, а мы зачастую даже не знаем и не понимаем, что это такое. Мы хотим жить лучше, комфортнее, богаче, сытнее, вот и все наши устремления. Иго бесовское лишает большинство из нас такой возможности, и потому мы гневаемся на власть предержащих, и желаем видеть на российском престоле более человечную и справедливую власть. Но откуда ей взяться, гуманной, христианской власти, если мы сами отступились от Христа, не хотим идти за Ним и жить по Его заповедям? Христова истина не навязывает себя насильно, к ней надо стремиться, её нужно искать и за неё сражаться. В качестве комментария на свою заметку я получил следующее замечание от читательницы сайта chitalnya.ru: «Вы не правы. Россия потому еще и стоит, что не отступила от Христа. На фоне "цивилизованной" Европы и США мы просто идеал в духовном плане». Да, действительно, богоотступничество Запада, как будто, глубже, чем в России, и произошло раньше, чем у нас, но Запад как стоял, так и стоит на месте, и никуда не делся. Если руководствоваться подобной логикой, то иудеи, распявшие, убившие Богочеловека, давно уже должны были истребиться от лица земли, однако этого не произошло. По-видимому, наша, человеческая логика в данном случае не работает. И кто, какой народ является идеалом в духовном плане, а какой – нет, очевидно, выяснится не раньше, чем на Страшном Суде. Сегодня же ясно одно: оглядываться на язычников и безбожников, успокаивая себя при этом, что мы всё-таки в духовном плане выше, чем они, не только бесполезно, но и погибельно для нас. Вспомним, что кому больше дано, с того больше и спросится. Россия – Третий Рим, на неё устремлены взоры православных христиан всего мiра, в ней - все чаяния, все упования и надежды Православной Церкви. Нам ли утешаться тем, что мы - лучшие из худших? Этим ли оправдаемся на Страшном Суде? Тем, что были, хотя и плохими, но не самыми худшими христианами? Вряд ли статус лучших из худших спасёт Россию. Нынче, похоже, нам без мучеников за Христа не обойтись, без тех, кто готов принять раны любви. Будем надеется, что они ещё отыщутся. Героев и мучеников за веру рождают, в конце концов, обстоятельства. Приближаются времена гонений, стало быть, появятся и мученики, а прихожане всё-таки поймут, что благодать, за которой они идут в церковь, не сводится к житейскому благополучию, и что церковь – не поле чудес и место исполнения желаний, здесь учатся любить Христа, жить по Его заповедям и умирать за Него, также как и Он принял мученическую смерть за всех нас. |