25 октября 2012 Поэт и переводчик Александр Ревич скончался в среду, 24 октября, на 91-ом году жизни в Москве, сообщил РИА Новости секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов. «Александр Михайлович Ревич скончался в среду. В последнее время лежал в больнице», - сказал он. Среди работ Ревича - значимые имена мировой литературы. С французского он переводил произведения «проклятых поэтов» Малларме, Рембо, Верлена, книги Гюго и Нерваля. С немецкого - Гете и Гейне, с итальянского - Петрарку. Кроме того, переводил с польского и адыгейского. Издал несколько сборников собственных стихотворений. Александр Михайлович Ревич родился в 1921 году в Ростове-на-Дону. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1951 году окончил Литературный институт имени Горького, где с 1994 года начал преподавать * * * Бах Белый туман, белый город в тумане, над полушарием северным мгла, снег ретуширует контуры зданий, и колоннада у входа бела. Кажется, там, за чертой урагана, стены возводят магический круг, а из трепещущих скважин органа следом за звуком возносится звук. Где-то беспамятство и канонада, но посреди городской толчеи в эти часы мирового разлада Бах воздвигает ступени свои. 1 января 2001 г. * * * * * Что вы знали, далекие деды... Что вы знали, далекие деды? Знали вы только беды свои, пораженья свои и победы. А ведь век не сходил с колеи. Ваши годы порой были плохи, ваши судьбы, увы, непросты, но не знали вы сдвига эпохи, роковой, как земные пласты. 31 декабря 2004 * * * * * Баллада В то утро все было Шопеном, и капли — о жесть — за окном, и чин в габардине военном, склоненный над синим сукном, тюремная мгла кабинета и густо исписанный лист, вопрос в ожиданье ответа, чьи такты считал пианист, и все отступало куда-то, вопросы, ответы и век в легато ушли и в стакатто, в головокруженье, в разбег и дальше — сквозь стены — к вселенным, где нет ни оков, ни хлыста, и все это было Шопеном, как будто читалось с листа. 10 февраля 2004 года * * * * * Вкус железной воды из колодца, солнце марта и тающий снег — все, что было, при нас остается, было-сплыло, пребудет вовек. Все, что радостно, все, что печально, не исчезнет во все времена: та ладонь, что махнула прощально, та щека, что от слез солона. 1987 * * * * * 27 января по старому стилю Все мне чудится призрак дуэли... Пуля в грудь. Под ребро. Наповал. Я такое уже испытал, две отметки остались на теле. Невзначай ударяет металл: словно палкою промеж лопаток, а потом — то ли жив, то ли нет, то есть полный расчет иль задаток на всю жизнь до скончания лет. Пули, раны — все это пустое по сравнению с болью обид, где тебе ни дуэли, ни боя, где не насмерть и все же убит, долгой мукою взят за живое, сердцем принял не пулю — сверло. Белый снег на поляне — как просто, красный снег под тобой — как тепло! От ранения и до погоста все пути, все следы замело, чистотой замело, белизною: ни любви, ни разлуки, ни слез. Юность, боль моя, что ж ты со мною до седых не простишься волос. * День дуэли Пушкина с Дантесом. 1995 * * * * * Тарханская элегия Распутица. Распутье. Долгий дождь. Две разбегающиеся дороги, два месива среди полей и рощ, две линии судьбы и две тревоги. Один водитель знает, что избрать, куда свернуть. Он крутит руль направо, сквозь зубы поминая чью-то мать. И дальше путь — то кочка, то канава. Ведь это тот же путь в старинный дом... Не здесь ли в незапамятное лето везли в гробу сраженного свинцом молоденького русского поэта? И мимо этих вымокших осин, и мимо этих стародавних пашен он возвращался, мальчик, внук и сын, которому уже и дождь не страшен. Россия, ты бываешь и такой, такой бываешь и такой бывала. Навстречу колокольцу под дугой и грохоту пустого самосвала ты сыплешь дождь, ты катишь мокрый дол и вязкое болото по колено. Твои дожди не худшее из зол, ты — жизнь и потому благословенна. Итак, шел дождь и травы приминал. Ушедший друг, прости меня за гробом, прости за то, что стал я твердолобым, что о тебе не часто вспоминал, глотая забытье, как люминал, но память, эта бестия из бестий, влечет туда, где мы бывали вместе, и снова въезд в старинное село, и хмарью небеса заволокло над топкой улицей, ведущей прямо к воротам огороженного храма. Не слышно в этот час колоколов, лишь где-то за рекою дрожь моторов, звон струй на полусферах куполов да шум листвы зеленых коридоров. Ты говоришь: “Тут рядом, в двух шагах, семейный склеп”. И вот мы в подземелье, где гроб свинцовый сохраняет прах того, кто краткий век испил, как зелье смертельное, и пусть ему горька бывала чаша жгучего настоя, мятежный дух летал за облака и запросто нырял на дно морское. Так ты сказать бы мог наверняка, а я в ответ: “Мальчишеские бредни”. Но как скажу, когда здесь на века свобода обрела приют последний? Недобрый, скверный мальчик, Боже мой, какой ценой им куплена свобода! Здесь мать его лежит и дед родной под низкой кладкой каменного свода, а наверху... ах, бабушка, она была крутого норова и часом, когда толкал под локоть сатана, дворовых девок била по мордасам, но внука-вертопраха наказать ей всякий раз недоставало духа. Единственную радость подлый зять оставил, худородный побируха, пришлось ему за это отписать изрядный куш, засим проститься сухо. Была, к несчастью, радость коротка, сразила внука злобная рука, одна осталась бедная старуха на весь свой век до крышки гробовой. Что в голову не лезет в день дождливый! Ты помнишь сам, давнишний спутник мой, как мокрые к пруду склонились ивы, как зябко веткам над рябой водой, как липы ежатся в продрогшем парке, скрипят стволы, как ржавые флюгарки, а сень аллей становится темней, и кажется, проходит ряд теней, и может отблеск высветить неяркий туманный лик, и явится она, та девочка, та мужняя жена, потерянная навсегда однажды, единственная, навсегда одна, слетающая в дрему ночью каждой всю жизнь до самой пули роковой, небесный ангел с русой головой. Не довелось, не выпало в итоге. Царю Небесный, души упокой. Остались одинокие дороги, пустынные кремнистые пути, лесистые кавказские отроги, где так легко нежданно смерть найти. Блаженный край! Мы с детства помним оба горы Бештау острых пять голов, Машук, встающий рядом крутолобо, горы Железной лиственный покров, и далеко-далёко в час заката на горизонте розовый Эльбрус, и в сумерках распахнутый крылато белесой тучи демонский бурнус. Там ты родился, я там жил когда-то и тоже знаю крепость этих уз. Он их изведал на краю России, страны рабов, страны господ, страны, где пот и слезы почву оросили, где клены осенью обагрены, где всю эту красу, скупую, вдовью, пригорков, сиротливых под дождем, все чаще любим странною любовью, таим ее в себе и так живем. Взгляни, мой друг, белеет барский дом сквозь занавес ветвей, а над прудом в прибрежной обезлюдевшей аллее листва роняет капли, и светлее становится, и край закатный ал, куда-то на восток уходят тучи, клубится над водой туман ползучий. Что это? Дождь как будто перестал, а значит, завтра вёдро, снова лето. Над парком, над гробницею поэта зенит прозрачной дымкою покрыт, окрестных далей меркнет панорама, темнеет купол неба, купол храма, вот-вот звезда с звездой заговорит. 13 января 1996. * * * * * Зимний сонет И вновь снега, и снова будут зимы, а сколько было горок и саней, коньков и лыж в мороз невыносимый, и музыки, и елочных огней. Потом все это заслонили дымы пожаров и раскаты батарей, и ватный пласт, в котором тонут пимы, в котором кровь попробуй отогрей. Российский снег веселый и унылый, искрящийся в глубинах ранних дней и черный над окопом и могилой, парящий пух, свистящий снеговей. Нас, горемычных, Господи, помилуй, но прежде тех, кому еще трудней. 1996 * * * * * Озорная смуглянка Ксантиппа... Озорная смуглянка Ксантиппа, ну зачем ты влюбилась тогда в молодого кудрявого типа, что разбил твою жизнь навсегда? Всякий раз на дворовые плиты он ступает, добравшись домой, облысевший, курносый, немытый, в драном рубище, полуживой. Хорошо, что хоть дома ночует, там, где стянут лохмотья с плеча, где обмоют и хворь уврачуют, по привычке сердито ворча. 1998 * * * * * Флоренция. Улица Данте Алигьери Во Флоренции было не жарко, с ветерком, а порою с дождем. То карниз был укрытьем, то арка, то собор, то случайный проем. Распогодится — снова в дорогу вдоль цветистой мозаики стен, от порога шагая к порогу, от угла до угла, а затем вырос этот корявый, замшелый, схожий с крепостью дом угловой, тяжкой глыбой, надгробною стелой нависающий над головой. В этой улочке узкой и серой, в этом доме явился на свет все изведавший полною мерой знаменитейший в мире поэт. Говорили о нем: что за чудо! Говорили: на нем благодать! А жилось ему в общем-то худо и в аду довелось побывать, в том аду, где удача бездарна, где любой угрожает закут, где по руслу любимого Арно воды Стикса свинцово текут. Но и это однажды отнимут, и в изгнанье придется нести воды, портики, небо и климат, пронизавший до самой кости, до кости... и тоска неустанна по деревьям, следам на песке, по Тоскане, а эта Тоскана легкой дымкой дрожит вдалеке. Так вот, значит, иди и не падай, зубы стисни и рта не криви... Но ведь был ему в муке наградой вечный свет безответной любви. В безнадежной печали — величье, и в ненастном свечении дня пролетает, как луч, Беатриче сквозь него, сквозь века, сквозь меня. 1998 |