Борьба с космополитизмом расходится кругами. Объединение театральных критиков собралось в Доме актера. Этот центр культуры столицы - прозябает в стороне от жизни. Застоялось даже движение воздуха. Застойная атмосфера полна затхлости, гниения. Способствует пышному разбросу плесени. Партия и народ перед ними поставили ясную цель: должны помогать росту театра, оперативно пропагандировать лучшие образцы сценических произведений социалистического реализма. Проводить общественно-творческую работу. Воспитывать массы зрителей в духе советской морали, патриотизма. Плохо они справляются со своими обязанностями. Слабо выполняют задачи. Вся агитационная, культурно-массовая и идейно-политическая работа Дома актера ограничивается несколькими лекциями о нашей текущей политике, международном положении. Не пропагандируют лучшие произведения советской литературы. За прошлый год - в Доме актера обсудили «Бурю» Ильи Эренбурга. Нет широких обсуждений драматургических произведений, премьер московских театров. В качестве обязанностей работа происходит только в кабинетах Всесоюзного театрального общества. Здесь свила гнездо, орудовала группа буржуазных космополитов. По уже выясненной и разоблаченной схеме – они охаивали все лучшее в советской драматургии и театре. … Собрание московских писателей проходило в атмосфере большой политической активности. Разоблачали до конца космополитов-антипатриотов. Отчетный доклад зачитал Константин Симонов, заместитель генерального секретаря ССП. Выступили 26 человек: А.Софронов, Б.Ромашев, А.Первенцев, А.Суров, Н.Погодин, С.Михалков, В.Вишневский, Л.Шапалов, Пустовейт, В.Пименов… … Партийная пресса сообщает о партсобрании в Союзе советских композиторов. Разоблачает космополитизм в музыкальной критике. Направлено против чуждых нам явлений. Композитор и глава союза Тихон Хренников жаловался: «наша музыкальная критика не только не возглавляет, но во многом мешает, задерживает развитие советской музыки в реалистическом направлении. Представители буржуазного космополитизма долгое время орудовали в театральной и музыкальной критике. Многие годы вели активную борьбу против идейности музыки, ее народности и реалистичности. Самый активный и плодовитый адвокат космополитизма, формализма И.Бэлза нагло приписывал творчеству гениальных русских композиторов – Глинки, Чайковского, Мусоргского – черты религиозной мистики и идеализма, старательно выхолащивал из произведений передовое идейное содержание и демократическую направленность». Вышел порочный учебник музыки по истории русской музыки, редакция М.Пекелиса. Космополитические взгляды выражает книга Т.Ливановой «Очерки и материалы по истории русской музыки». … Государственные ищейки расширили, углубили поиск космополитов-антипатриотов. Искали во многих сферах культуры. Метастазы нового явления обнаружили среди творческих работников советской кинематографии. На собрании актива выступили боги киноиндустрии. Народный артист И.Пырьев пафосно, словно в роли, сказал: «Партия нам указала очередную опасность и врага. Первая, ближайшая наша задача – освободить советскую кинематографию от влияния космополитов. Новоявленные враги народа охаивают национальное искусство. Они выступают с антипатриотических позиций. Вопрос принципиальный. Мы должны создавать и отстаивать наше национальное русское киноискусство. Общими усилиями партии, артистов и народа создадим большой русский советский кинематограф. Воплотим творческие планы в достойных величия народа военных, революционных и трудовых сюжетах кинофильмов. Необходима кровная, неразрывная связь с народом для создания правдивых, глубоко идейных произведений искусства о людях. Отражать народные традиции, героические моменты истории. В творческих дерзаниях давать фольклор. Вводить народное присутствие в происходящее кинематографическое действо. Приближать искусство к народу. Прием превращает произведение искусства в народное, национальное по форме. Не сравнивать и смотреть на чьи-то образцы. Самобытны пути развития советской кинематографии. У писателя Константина Симонова определенное отношение к кинематографии. Не можем он точно сказать какое. Человек он информированный: следует прислушаться к мнению. Считает: не привезенные из-за рубежа – советские интеллигенты по неведомым общественным путям-законам становятся космополитами. Преклоняются перед западной буржуазной кинематографией. Срочно предохранять рядовых советских трудящихся от влияния тлетворного, иноземного. Иначе придется спасать! Космополитиы-антипатриоты объявили американское кино прародителем советского киноискусства. Специально отделяют наше кино от других видов и жанров искусства. Не хотят знать, видеть: традиции советского киноискусства основаны на богатом народном наследии русского искусства, многовекового, классического. На развитие отечественного кино огромное влияние оказали русская классическая литература, национальный театр, живопись, музыка, песенный жанр, балет и танцы. Обходится без подражания наш кинематограф. Скоро начнут учиться – на лучших, образцовых советских фильмах. С.Васильев первым сообщил тревожную весть для творческой интеллигенции: группа космополитов орудовала на студии «Ленфильм». Л.Трауберг с приспешниками. На выступление откликнулся директор студии товарищ Глотов. Выступившему Васильеву следовало посидеть: не высовываться. Информация в прессе: их обязанность, цель сообщать о злобе дня. Оратор принципиально не дает политической оценки вредоносной деятельности Трауберга. Сущность антипатриотизма не разоблачил – смазал. Указал на «ошибки»: объяснил их мещанством, эстетством. Успокаиваться рано. Разоблачить, вскрыть тайны конспирации, подноготную раскольников – цели, задачи и методы диверсионной работы Трауберга и связанных с ним безродных космополитов на студии. … Советскую общественность встревожил факт нетерпимого отставания музыкальной критики, музыковедения. Открытое партийное собрание руководства ССП СССР обсуждало задачи музыкальной критики, науки. Товарищ Б.Терентьев уверенно и смело заявил: часть музыковедов, многие критики обеспокоены фактом обнаружения космополитов. У других - удобная выжидательная позицию. Упорно отмалчиваются. Политиканство и позиция «молчальничества». В данном случае невмешательство не партийно. По существу означает: заядлые апологеты формализма не расстаются с порочными позициями. Не признают тяжелых ошибок политического свойства. Разоблачают ошибки, критикуют космополитов. Признаем без маскировки, лицемерного вихляния в стороны и существующего печального положения: пока не начинали не легкое генеральное наступление на антипатриотов. Руководство СК и партийная организация не маневренны. Не нанесли решительный штурмовой удар по системе идейно-чуждых, враждебных взглядов, теорий музыковедения. Не разоблачили, не осудили антипатриотическую практику отдельных музыковедов и критиков. |