«Рабочий конфликт» партийных бонз Александр Фадеев – проверенный партийный функционер. На первом этапе карьеры он преуспел на стезе писателя. Проявил себя на общественной работе – твердо проводил линию партии. Всегда – идейный, сталинец. Не оставлял сомнения: в смыле долга, партийной дисциплины – он маховик в кирзовых сапогах. Верный партийный кадр. Попал в ЦК партии по принципу соборности. В этом однодумном, многоцветном ведомстве обязан представлять и выражать интересы разбродного писательского коллектива. Он всегда стоит на позиции генеральной линии. У своих коллег, от вверенных товарищей - неуклонно требует верности партийным установкам. В творческих свершениях, в достойных нашему героическому времени произведениях – показывает, доказывает партийность. Бдительно сохраняет идеологическую чистоту. Строгого следует универсальным литературным принципам социалистического реализма. При ЦК ВКП (б) структурно входит Агитпроп – главное идеологическое ведомство практического действия. Вырабатывают тактические планы, конкретные руководства. Непосредственно через своих сотрудников, уполномоченных осуществляют основную линию Идеологической комиссии. Партийные требования высшей политической мудрости всегда исполняют неукоснительно. Этого скрыть нельзя, да и не надо: закадрились они с некоторых пор – гнилым товаром. Многие их литературные, особенно театральные критики осуществляют свой менторский контроль без искры желаний, беззаветного соблюдения партийности. Выдвигают на первые места требования малосущественные - проблемы эстетики, мастерства, чистоты театрального жанра, драматических изысков, наполненности действием, развитием интриги, раскрытием характеров, художественностью литературной основы... Нахрапом продвигают позаимствованную из буржуазного репертуара и чуждую нашему классовому мировоззрению «занимательность представления». Своими непомерно высокими требованиями и особенными запросами театральные критики дискредитируют лучших наших драматургов. Обвиняют в низком качестве пьес, в отходе от законов жанра – по причине низкого профессионализма и плохого знания театральной специфики. Новоявленные «драматурги» - в кавычках написания – наполняют свои сомнительного качества произведения агитационным материалом – емкими выдержками из передовиц газет. Вместо представления драмы, мыслящих и остро чувствующих, переживающих бурно нахлынувшими эмоциями персонажей – с обнаженным практицизмом показывают характеры персонажей в развитии интересов, забот и борьбы. Подведомственное Агитпропу Всероссийское театральное общество стало прибежищем случайных «свободных художников». Товарищ Фадеев назвал их политически строго-уравновешенно, по причине своего литературного дара - достаточно образно: «гнездом формалистов, чуждых советскому искусству». Конфликт между руководителем ССП, одновременно членом ЦК партии Фадеевым и руководителем Агитпропа Шепиловым – рядовой случай. Кто с кем не ссорился, не интриговал и не подсиживал в то напряженное время? Дополнено стремлением добиться более значимого положения, должности, ожесточенным добыванием привилегий, почестей, власти... На самой верхотуре борьба шла за единоличную власть – во главе партии, правительства и за полный контроль над армией и органами безопасности. Сотрудники Сталина вели тайное соперничество между собой за положение – после или вместо своего шефа. Кампания против космополитов имеет несколько побудительных моментов, даже направлений. В ней несомненно проявились признаки борьбы за власть. Да, боевая кампания проходила на станицах газет, в актовых залах на конференциях, на общих собраниях актива и прочих мероприятиях. Она проходила в кабинетах и камерах – на всех этажах... В определенной мере влияла на борьбу за власть на высших эшелонах и даже на верхотуре власти. Разоблачители и выступающие этого не понимали – от соотношения сил и направленности, силы главного удара зависело соотношение сил и стратегический запас сил и власти у конкретных личностей. Их право на выживание. Сталин поручил Оргбюро разобраться с позицией давления на партийное мнение члена ЦК товарища Фадеева. Исполнительный орган ЦК оперативно, 24 января 1949 г. поручил главному редактору газеты «Правды» П. Н. Поспелову по данному вопросу подготовить редакционную статью. Маленков предварительно проверил статью: требования указаны, формулировки точно соответствуют директивному указанию. Он внес малосущественную поправку в текст. Изменил прежнее общее название на более конкретное: «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Статья опубликована 28 января 1949 г. Официально кампания началась. Директивно-централизованная социалистическая система в данный момент сделала упор на идеологическое направление партийно-политического управления. Инстанции – с соблюдением положенной дистанции - получили точные инструкции. Машина огромной мощности завертела моторную энергопроизводительность – таранно тракторнулась в заданном направлении. Под мощные катки гусениц попали литературные и театральные критики – за ними многие профессионалы-представители творческих и других, просто интелигентских профессий. Беспрерывный огонь – прицельными залпами открыли центральные, областные, городские, районные и стенные газеты. На поиск в полном смысле «жаренных фактов» и продуктивной работы - дополнительно брошена огромная масса литераторов и журналистов. Разместились в центральном штабе управления кампанией и во многих редакциях газет и журналов. Словно горячие пирожки с начинкой шли новостные сообщения с разоблачениями. Вскоре последовали эмоциональные заголовки, призывы к расправам над космополитами. Самое удивительное – прежде об этом мало кто знал – космополиты преодолели барьеры бдительности: оказались главными закоперщиками антипатриотической деятельности в литературно-художественных учреждениях и среди самих пишущих. Ими утыканы издательства, редакции, радио, просветительные, высшие учебные заведения и исследовательские институты. Попали на очень важные, значимые должности – по доброте народной, но оказались... вредителями и даже полными врагами народа. «Рабочий конфликт» партийных бонз – вызвал… кампанию борьбы м космополитизмом. |