Партизан Гирш Смоляр в борьбе с нацизмом и партизанским антисемитизмом. Газету «Вести» на Русском языке издают в Израиле. В приложении «Окна» от 28.2.13 - поместили статью Я. Басина «Валютчик» из Минского гетто» - об Гирше Смоляре, комиссаре партизанского Еврейского объединения, авторе книги «Мстители гетто» - издана в Москве, в 1947 г., издательством «Дер Эмес» («Правда»). Я.Басин пишет «и в наши дни официальная историография не спешит развенчать миф о «еврейской трусости»: оказался настолько живуч, что его можно услышать даже из уст профессиональных историков. Минский историк Альберт Майзель !1930-97) обнаружил в архиве докладную записку Г.Смоляра подпольному горкому… Документ относится (ориентировочно к февралю 1942). В нем Смоляр пишет о «клеветнических утверждениях кое-кого из товарищей», будто уход евреев из гетто в партизанские отряды «является лишь проявлением конъюктурного, сезонного порядка и результатом погромной политики оккупантов» и что в гетто во время погромов отсутствует какой-нибудь отпор карателям. «Захваченное врасплох безоружное население не было в состоянии организованный массовый отпор. Это вина исключительно наша – коммунистов. Это мы не смогли организовать рвение и силы этих масс для активного отпора, для вооруженного противодействия погромщикам. Это – вина всех нас…» Г.Смоляр анализирует причины «исключительно маленького количества» отправленных из гетто в леса людей и не вывода из гетто «лучших кадров партии, командиров РККА и передовых представителей интеллигенции (заслуженных деятелей науки, искусства, орденоносцев)… все попытки к увеличению количества отправляемых кончались провалом» из-за «недопустимой, преступной организации отправок… Неявка проводников или случаи, когда горе-проводники оставляют людей на полпути, становится почти «нормальным» явлением, как оказывается, не только во время отправок из нашего района, но и из других районов». Партизаны установили нелепое ограничение: «в отряды принимали из гетто только тех, кто имел при себе оружие. Уже тогда было ясно: это откровенно дискриминационное условие… Докладная записка Г.Смоляра разоблачала тех партийных лидеров, которые сами, охваченные паникой, бежали от наступающих фашистов, оказавшись на оккупированной территории, не проявляли должного мужества и организационного таланта для создания сопротивления врагу… Г.Смоляр в своих книгах развил эти мысли – о вине сталинского руководства в массовой гибели евреев на оккупированной территории… Он открыто писал, что отсутствие помощи со стороны белорусского правительства и ЦК КПБ, приказ П.Пономаренко (1942 г.) не принимать в партизанские отряды спасшихся евреев привели к новым жертвам… одна из причин, побудивших в конце 1980-х годов партийных пропагандистов организовать травлю Г.Смоляра. И это была месть за его публикации, разоблачавшие перед всем миром двуличие морали советского руководства». «В 1987 году в Минске… издательство Беларусь» выпустило книгу под названием «Дары данайцев»… обычное для тех лет издание, посвященное «коварным проискам идеологических диверсантов – наймитов ЦРУ». Обычная нечистоплотная стряпня… одна из глав посвящалась герою нашего повествования – Гиршу Сморяру». «Давний провокатор», «неотроцкист и сионист», «пройдысвет» (жулик – бел.), сионистский оборотень, «матерый антисоветчик» - именно такими словами о нем писали авторы статьи «Где пасутся троянские кони?» А. Бажко и В. Пепеляев»… «Оказавшись в годы войны в оккупированном Минске, - он, как и тысячи его соотечественников, попал в гетто. Но вскоре перебрался в состав созданного на его территории патриотического подполья. Уже после войны, воспользовавшись тем, что еще не были изучены материалы о Минском подполье, он написал книгу воспоминаний. И тут выяснилось, что Смоляр, мягко говоря, не только сильно преувеличил свою роль в организации подполья, но и вообще построил книгу на подтасовке фактов и прямой клевете. Вскоре после этого «герой Минского подполья», как он себя беззастенчиво именовал, внезапно загорается желанием «строить новую Польшу» и покидает Минск вместе с семьей. Надо полагать, что за пределы Белоруссии Смоляра погнала вовсе не охота к перемене мест, а элементарная боязнь разоблачения его валютных шашней с оккупантами, которые он осуществлял через некоторых членов юденрата гетто…» … Об Г.Смоляре написали: он «некоторое время назад отправился в мир иной», но это было ложью... Куда и от кого бежать? От советской госбезопасности в сателлитную и бесправную Польшу? Да ничего он не боялся! Был у всех на виду. Долгие годы заведовал отделом в республиканской газете «Лiтература i мастецтва»… Утверждается, что Смоляр построил свою книгу на «подтасовке фактов» и «прямой клевете». И ни одного примера, ни одного факта! Все, что написали о Г. Смоляре эти два борзописца, более чем глупость. Это умышленное преступление по разжиганию межнациональной розни. Не могли обличенные партийным доверием авторы не знать, что, прежде чем приступить к написанию своей книги, Смоляр, тогда не просто правоверный коммунист, а один из старейших членов партии, представил в ЦК КПБ подробный отчет о подпольной организации в Минском гетто. И у авторов были, конечно же, все возможности ознакомиться с этим отчетом. И они узнали бы, что у этого «героя Минского подполья», как он якобы о себе писал, подпольная кличка «Скромный». И именно факты из этого отчета легли в основу книги «Мстители гетто», обеспечив ей абсолютную достоверность. (Сам отчет был впервые опубликован на белорусском языка в журнале «Полымя» в 1995 году)». … После нападения Германии на СССР Смоляр оказывается в Минске, возглавляет боевую организацию Минского гетто. Подполье гетто было разбито на «десятки», действия которых координировал Смоляр, находившийся на нелегальном положении с документами на имя Ефима Столяревича. Он же руководил отправкой людей в партизанские отряды. Подполье ставило своей задачей вывод максимального числа узников гетто в леса, и Г. Смоляр был в самом центре этого процесса. В неимоверно тяжелых условиях подпольщики добывали оружие, в разобранном виде, отдельными деталями выносили его из Немецких мастерских, в руинах и на пустырях собирали брошенные винтовки, пистолеты, патроны. Было, что и покупали что-то у некоторых немецких солдат. Так же целеустремленно собирались медикаменты, медицинское оборудование, перевязочные материалы. Все это переправляли в лес. Бывшие узники Минского гетто составили ядро шести партизанских отрядов. Позже, уйдя в лес, Смоляр (кличка Ефим) был комиссаром одного из партизанских отрядов, действовавших в Налибокской пуще, устроил типографию и издавал партизанские газеты на русском языке и идише. В отрядах от столкнулся с антисемитскими настроениями не только рядовых партизан, но и их командиров. Позднее привел некоторые примеры в книге «Минское гетто». В главе «И в лесу – ненависть к евреям» он описал расстрел партизанами по приказу командира нескольких еврейских женщин, спасавшихся бегством от нацистов и переплывших широкую реку. Описал он и случаи, когда от дикого невежества командиров страдали совершенно ни в чем не повинные люди. Секретаря Столбцовского межрайонного центра, члена польской секции Союза писателей Белоруссии, юриста по профессии Мазурека обвинили в связях с английской разведкой только на том основании, что, владея несколькими иностранными языками, он занимался тем, что переводил для партизан сообщения радиостанции Би-Би-Си. Мазурек был расстрелян. Не эти ли преступления пытались скрыть те, кто хотел бросить тень на Г.Смоляра и его книги?!» «В первые месяцы после освобождения Минска Смоляр вместе с другими участниками геттовского и партизанского сопротивления пытаются донести до руководителей компартии и правительства Белоруссии правду о том, что произошло с евреями в Минском гетто, о подпольной антифашистской организации, действовавшей в Минске. Он обращает внимание руководства на бедственное положение евреев, как тех, кто вернулся домой из партизанских отрядов и эвакуации, так и тех, кто пережил оккупацию, скрываясь на чердаках и в подвалах. Почти все они остались без крыши над головой, а многие – просто без средств к существованию. В немногочисленных уцелевших домах, где они жили до войны, теперь другие семьи. Этим людям государство должно было оказать помощь. Но вместо понимания и сочувствия – отчуждение и враждебность. Выслушав обстоятельный доклад Г.Смоляра, заведующий оргинструкторским отделом ЦК КПБ В.Закурдаев неожиданно спросил: «Почему из всех народов СССР ни к кому не испытывают больше такой ненависти, как к евреям?» Партийные чиновники выпытывали у Смоляра сведения о Минском подполье, но о подпольной организации в гетто и слышать не хотели. Достоверные данные о том. что евреи сами, «без руководящей силы партии», в брошенной той же партией Минске создали сильное антифашистское подполье, никому не нужны. Они до сих пор не могут устроить авторов официальной концепции истории Великой Отечественной войны. Представители еврейской творческой интеллигенции пытались возродить в Минске еврейскую культурную жизнь. Как-то раз группа литераторов – Гирш Смоляр, Ирмех Друкер, Гирш Каменецкий и Айзик Платнер – провели литературный утренник. Это вызвало ярость на литературном олимпе. А вскоре состоялось заседание партработников города. Выступил и Смоляр, который рассказал о тяжелом положении бывших узников гетто и просил оказать им помощь. Помощи не последовало. Зато присутствовавший на заседании первый секретарь ЦК КПБ П.Пономаренко обвинил Смоляра в «национальной ограниченности» и, распаляясь все больше, заорал: - Это ваши люди организовали еврейские банды, чтобы бить инвалидов войны! Это вы организовали националистическую встречу с сионистскими речами! Мы быстро положим конец всему этому! И это не было пустой угрозой. В 1948 году на волне борьбы с «безродными космополитами», арестовали Платнера и Каменецкого. Смоляр понимал, что рано или поздно доберутся и до него, но с присущим ему мужеством продолжал отстаивать гражданские права белорусских евреев. Одновременно работал над книгой о Минском гетто. Закончив ее, отвез в Москву, в издательство «Дер Эмес» («Правда»). Книга вышла на двух языках: на идише – «Фун Минскер гетто» («Из Минского гетто») и на русском. Многие десятилетия эта книга была единственной советской книгой на русском языке о еврейском антинацистском сопротивлении. Г.Смоляра хорошо знали в ЕАК – Еврейском антифашистском комитете, и вскоре он стал корреспондентом…. В ЦК ВКП(б) вспомнили об агентурном коминтерновском прошлом Г.Смоляра, и ему предложили отправиться в Польшу, но на сей раз уже легально: советского гражданства он не брал, поэтому имел право на репатриацию. Цель – укрепление тамошних партийных кадров. И в 1946 году Г.Смоляр оказался в Варшаве. Он – член президиума и начальник отдела культуры так называемого Центрального комитета евреев Польши. В 1948 году его избирают председателем этого комитета (в 1949 году его переименовывают в Культурно-общественную ассоциацию евреев Польши). … Стал депутатом сейма, входил в правление Общества польско-советской дружбы, отстаивал честь и достоинство евреев в условиях разгула реакции. … В 1967-68 годах польское руководство во главе с В.Гомулкой, стремясь свалить на евреев вину за провалы в экономике, развязало яростную антисемитскую кампанию, обвинив «студентов еврейского происхождения» в организации общественных беспорядков. Подлила масла в огонь и победа Израиля в Шестидневной войне. В июне 1967 года на съезде польских профсоюзов Гомулка назвал евреев «пятой колонной». Большими тиражами печатались, распространялись и использовались партийными пропагандистами «Протоколы сионских мудрецов» и другие антисемитские фальшивки… сопровождалось повсеместным увольнением евреев. |