В «Комментариях» мы хотим ответить на вопрос – почему именно эти авторы и эти произведения попали в золотые страницы дайджеста. На наш взгляд, четыре фактора делают хайку классическим: 1) устойчивая вещественная картинка (визуализация), 2) лексика и 3) поэтическая идея. Помимо этих «материальных» компонентов мы выделяем тонкую ткань, которую можно рассматривать душой или энергией связи слов, идеи и картинки. Вот пример классического, на наш взгляд, хайку: слышишь, идёт дождь? – но ты не услышала из-за дождя Sabaka Saseda («Хайкумена», вып.1,2003г, стр.54) 1) Дождь. 2) Лексика проста и естественна. Каждая строка – мазок кисти. Хорошая ритмика. Отсутствуют лишние слова. Нет авторского толкования ситуации. 3) Девушку спрашивают о дожде, но дождь такой сильный, что она не может расслышать слов собеседника. Если бы этим всё и заканчивалось, то мы бы отнесли такое хайку к плоским, уровня ниже среднего. Но легко мы находим новый смысловой пласт: дождь весьма объёмен и, находясь в одной точке, мы не можем «слышать» его целиком. Далее мысль может перекинуться, например, на собственную жизнь. Суета вокруг нас не даёт нам возможности «услышать» красоту мира. И т.д. Мы погружаемся в некий «пирожок» идей, «вещественная картинка» медленно уходит в подсознание. В нашем дайджесте к классическим авторам мы относим лишь Silver Wolf . 25. Девушка-вампир грустно в зеркало глядит: пусто за стеклом. (Silver Wolf, «4 хокку», «ВКР-1») 13. Сочный гул шмеля. Продолжает мирно спать в колчане стрела. (Silver Wolf, «4 хокку», «ВКР-1») Почти к классическим мы относим трёхстишия Александра Валентинова. 21. Первой звездою На мундире заката Зажегся маяк... Классические хайку И.А. Шевченко можно пересчитать по пальцам. 24. Камнем спит гора, а вокруг камней горы камни спят горой. (И. А. Шевченко, «Хайку о природе», «ВКР-3») В основном же они «грешат» олицетворением. 11. От жары лодка нос наклонила к реке - волны лакает. (И. А. Шевченко, «Жанровые хайку», «ВКР-3») 16. Тени шпалами на дороге спрятались. Телегу трясёт. (И. А. Шевченко, «Жанровые хайку», «ВКР-3») Для начинающих можно ориентироваться на эту тройку. Подражание остальным авторам практически невозможно. Рассмотрим хайку №4 дайджеста. На опустевшем дворе Плакал так жалобно, звонко Кем-то забытый дождь (Ivar, «Cумерки души», «ВКР-3») Если подходить к этому хайку формально, то оно не выдерживает критики. 1) картинка дождя недостаточно устойчива, 2) употребление слова «кем-то» практически сразу обесценивает хайку, частица «так» - сомнительна, 3) при неустойчивости картинки и мысль не может найти опору. Ясно - здесь одни эмоции, вывод – в корзину. Но тем и хороши хайку, что допускают многообразие стилей, так как главное для нас художественное впечатление. И вторым вопросом стоит способ его достижения. Нам нравится это хайку. А секретом стиля Ivar(а), на наш взгляд, является визуализация эмоций. Теперь становится понятной и неторопливость в развитии сюжета – подсознательное медленно воплощается в образ. Дух классики в его обратном движении. Обратите внимание на хайку 28. Ivar разбивает точкой первую строку, допускает «словно», а хайку прекрасно. Всё подчинено визуализации эмоций. 28. Утро. Но медлит рассвет: Зимнее солнце лениво, Словно жена в воскресенье. (Ivar, «Cумерки души», «ВКР-3») Однако близость к классике (с любой стороны) порождает очень большую вероятность, пройти протоптанной тысячу лет назад тропой японских классиков. 29. В сумерки выйду во двор, И в серебристом молчаньи Тихо расстаю в снегах. (Ivar, «Декабрь», «ВКР-3») Японкий вариант. От горестей мирских Устал… Уйду в глубины гор – Там лёг на листья снег. С ним вместе и растаю. («Синсэн вакасю», №324, неизвестный автор, сост. Ки-но Цураюки, пер. с древнеяпонского И. Борониной, песня есть в «Кокинсю» под № 954) 27. В дом постаревший вхожу: Ни огонька, ни души. Мы разминулись с отцом. (Ivar, «Cумерки души», «ВКР-3») А вот японский вариант реализации подобной идеи. Заброшенный приют! Ах, сколько лет Стоит он! И гости прежние теперь Давно уж не заходят… («Синсэн вакасю», №270, неизвестный автор, сост. Ки-но Цураюки, пер. с древнеяпонского И. Борониной, песне предпослано пояснение: «Сложил при виде заброшенного дома».) В этой связи нашего внимания заслуживают и «неклассические» поэты. Следующий «золотой» автор, подражание которому, на наш взгляд, опасно для здоровья ваших хайку – Мочалов Артём(ТоМ). Ключевые слова к его творчеству - элегантный юмор. ТоМ прекрасно чувствует грань, за которой вульгарность. Аристократизму юмора ТоМ(а) невозможно научиться – нужно быть просто ТоМ(ом). 6. Вдохнуть бы свежесть первой весенней листвы на автостраде. (Мочалов Артём (ТоМ), «семнадцать по семнадцать», «ВКР-4») 7. Весна заплела в мои волосы травы... Ночь на газоне... (Мочалов Артём (ТоМ), «семнадцать по семнадцать», «ВКР-4») Прекрасное знание особенностей японского быта, вероятно, подтолкнуло Сергея Цветкова на создание «Японских народных частушек». Перекличка с современным народным юмором придаёт особую выразительность его самобытным произведениям. 30. Воды реки Несут сюрикен, Что сделан в селеньи Ку-куй... Счастливой дороги, Кусок обработанной стали. (Сергей Цветков, «Японские народные частушки», «ВКР-1») Юрий неклассически провёл аллюзию с русским классиком . 3. джаз мокрых листьев рвет мне душу синкопа водосточных труб (Юрий, «Хокку о главном», «ВКР-4») А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? (В.В.Маяковский) Удивителен автор Бадо. На первый конкурс «ВКР» он прислал всего одно хайку. 9. Летит самолет. Светлячки зашивают Порванный воздух. (Бадо, «На крыше», «ВКР-1») И мы «вынуждены» разместить его на золотой странице дайджеста. Самолёт нарушает гармонию природы. Светлячки – символы сил природы, восстанавливающих баланс. Жаль, что Бадо ничего более не разместил на сайте в восточных формах. Прекрасна находка В.В. 5. простые лужи как мышей в лабиринте поймали людей... (В.В., «33х5-7-5», «ВКР-1») На танка Чек(а) мы уже останавливались в одном из предыдущих обзоров. О достоинствах хайку А. Пас(а) и В. Экспресс(а) мы поговорим позже. Для этого мы должны рассказать о восьми классах хайку, которые мы вывели теоретически. Анализ произведений дайджеста лишний раз подтвердил нашу теорию, краткое изложение которой мы сделаем в следующей нашей статье. Игорь Шевченко и Михаил Кожин. |