Дорогие друзья! Уважаемые авторы! Конкурс «О прекрасном», проводимый для членов МСП НС, завершился, итоги объявлены, пришла очередь обзора произведений участников. Не стану утомлять предисловием, отмечу только самое главное. Как следует из Положения, «тематика проекта: о прекрасном в жизни человека, в его поступках, в окружающей среде». Тема достаточно широкая, чтобы вместить разные аспекты и разные мировоззрения. Но часть произведений жюри все-таки не рассматривало из-за несоответствия Положению (вторая работа одного и того же автора, невыполнение требования принадлежности к МСП). В результате в конкурсе участвовали 25 произведений. Несмотря на отсутствие в некоторых случаях прямого цитирования, в обзоре приводится мнение всех членов жюри. ВЕЛОСИПЕД Автор: Василий Миронов История человечества – это во многом история войн. Есть такое расхожее мнение. Тема войны всегда находит отклик. Вот и в этом рассказе пронзительно звучит боль от потерь, заставляя сопереживать героям. Но что может быть прекрасного в войне, в массовых убийствах, в противостоянии? Сюжет рассказа Василия Миронова связан с темой войны. Однако война в нем – констатация исторического факта, на фоне которого рассматриваются вопросы морального плана, поведение людей, их побудительные мотивы. А вот здесь уже есть место и прекрасному, и ужасному. Автор затронул много нравственных, этических проблем. Параллельно с центральным событием, историей с велосипедом, мы узнаем о жизни деревни с вечным русским бездорожьем, о строительстве трассы, о радости Победы, о судьбах и переживаниях деревенских жителей. Очень выразителен финал с памятником-велосипедом. К сожалению, тексту не хватает редакторской обработки. Например, стоит подыскать замену выражениям "неприятная важность", "попасть под нападение". Словом, немного «причесать», убрать лишнее и получится замечательный рассказ. Бэла Автор: Владимир Волкович Сентиментальная история о первой любви и первой потере почти одинаково была воспринята членами жюри. Автор сумел точно передать чувства человека, сначала потерявшего из виду любимую девушку, а потом и вовсе потерявшего её в этой жизни. «Прекрасно, трогательно и, одновременно, печально» (Анжелика Дозорцева). Описание внутреннего мира подростков и их интимных переживаний, возможно, на основе опыта, своего или чужого. Считается, что каждый человек, обладающий умением писать, способен написать одну книгу. И это книга о его жизни. «Мне кажется, - пишет в комментариях Александр Осиновский, - что автор "Бэлы" написал о себе самом, а от этого повествование только выигрывает, потому что чувствуется искренность автора, и читатель перестает замечать мелкие погрешности текста». Но вполне могут встретиться читатели, которые захотят, например, представить героев, а образов-то в рассказе и нет: если о девушке все-таки чуть-чуть упоминается, то облик героя можно вообразить каким угодно. Лично меня несколько покоробила дневниковая прямолинейность в описании деликатных моментов – она допустима только тогда, когда человек знает, что это никто не прочтет. Признаю, что таков использованный автором прием для создания психологического образа юного героя, который иначе не умеет выразить чувства, описать события. Но мы ведь читаем (судя по тексту) что-то вроде воспоминаний взрослого человека, уже научившегося владеть собой и осваивающего искусство владения словом. Мешают и необоснованные повторы слов в одном абзаце. Речка и камень Автор: Александр Лозяник Описание природы с философскими оттенками. Идея красивая, но в ее воплощении не хватает поэтичности, точности и … корректора. «…замёрзла почти до самого основания» – у речки может быть только дно. Основание – у камня, здания, чего-то твердого, основательного. «Камень упал на самое дно своей любви» - звучит неоднозначно. Речка не измельчала и не высохла, потому что камень собирал воду – трудно в это поверить. Что делает человек, когда ему исполняется 80 лет? Автор: Хабарова Юлия Трогательная история, скорее вымысел. Милый и печальный. Но… Рождественская сказка тогда хороша, когда понимаешь, что такого быть не может, но очень хочется, чтобы иногда такое случалось. В произошедшее с Олегом Филимоновичем не верится, а верится в то, что дети вскрыли письмо. И очарование сказки исчезает. «Мораль этой истории – что стар, что млад... – делает вывод Анжелика Дозорцева. - Не думаю, что в восемьдесят лет человек начинает верить в сказки, тем более, если он раньше в них не верил. Это внутреннее состояние души: верить в чудеса, стремиться делать добро. Оно присутствует у некоторых людей всю жизнь. Рассказ выглядит как схема, тема не развернута. Дедушка пишет письмо, в двух словах рассказывая о своей жизни и тут же пытается «свести с кем-то счёты», заявляя, что нет никакого волшебства. То есть, проглядывается неудавшаяся жизнь человека и желание кого-то в ней обвинить. Пусть это будет Дед Мороз». Дорогой автор, так почему же все-таки дедуля написал Деду Морозу? Абдулла агай Автор: Талгат Ишемгулов Рассказ написан с любовью к родному краю. Прекрасно передан быт, традиции народа. По сути, это рассказ об исторических корнях любого народа на примере башкирского. Абдулла-агай – яркая и запоминающаяся личность. Удивило, что студент так и не попросил записи Абдуллы-агая. Или это не принято? Своеобразный стиль. Но погрешности в русском языке отвлекают от рассказа, который достоин прочтения. Уменьшит впечатление затянутости повествования удаление повторов (не только слов, но и некоторых описаний), тавтологии, словесных штампов и канцеляризмов. Капли дождя на твоих ресницах Автор: Владимир Едапин Небольшая картинка с натуры, которую отметили как удачную работу все члены жюри. Кратко, талантливо, романтично. Даже идея просматривается… Но нет законченности, определенности. Лаконичный стиль, использованный автором, не терпит случайных, не отточенных фраз. Некоторые погрешности такого рода можно увидеть в тексте. Вагон Автор: Грановская Ирина Рассказ написан в жанре короткого рассказа. Для этого жанра не существует строгих норм. Обязательное начало, конец истории, несколько персонажей, существующих в определенном временном пространстве. В центре – событие, несущее основную идею. Все это здесь присутствует. Рассказ написан легко и с юмором. Скажем даже больше – очень интересно, оригинально, с интригой. Рассказ динамичен и только выигрывает от небольшого объема. Но чтение оставляет вопросы: почему это Настя, найдя потерянного кота, на следующий день пребывает в плохом настроении? А если она всегда такая, то стоило ли литгерою становиться котом? Хотя… любовь зла. «Полусапиенс» - прелесть находка! Лунная дорожка Автор: Евгений Сычёв Произведение о романтике рыбалки. История обычная, но автор очень поэтично описывает природу, сравнивая Волгу с засыпающим большим зверем, с тёмным зеркалом... Живо представляется и лунная дорожка, тянущаяся к небу, и тонко чувствующий мальчик, попавший со взрослыми на рыбалку. Однако в начале этого рассказа создается впечатление, будто автор еще только нащупывает нить повествования. К примеру, не сразу понятно, что на рыбалку взяли мальчика, и только в самом конце становится ясно, отчего это мужик (который оказывается мальчик) пялится на лунную дорожку, когда все заняты рыбалкой. И еще одно смутило. В начале упоминается, что дед сдал экзамен на смелость. Казалось, рассказ будет об этом. Но далее речь совсем о другом. Т.е., если убрать начало, основной сюжет ничуть не пострадает. Так иногда и советуют: закончить произведение и убрать первый абзац . Голуби Автор: Зайцев Николай Петрович Как всегда у этого автора, очень философская вещь, местами даже излишне, поскольку за рассуждениями теряется нить сюжета не только для читателя, но и для самого автора. «Ещё был у Толяна сад» - словно впервые, а между тем, об этом уже говорилось вначале. По непонятной причине автор по-разному относится к своим героям. Насколько хорошо и подробно описаны Толян и мальчишки, настолько схематично и поверхностно описана в рассказе Зинаида. Повествование несколько сумбурное, много ненужных слов и чересчур длинных предложений: «Часовые менялись на посту дружеской взаимовыручки, но Толян появился только в сумерках вечера, когда зажглись уличные фонари его вывели из дверей ресторана какие-то люди, усадили на скамейку, а сами ушли обратно». По прочтении возникает много вопросов. Например, описания женщины в первую встречу нет, был только разговор о голубях, причем профессиональный. Поэтому непонятно, почему Толян вдруг стал тщательно готовиться к встрече и рассматривать ее как свидание. И вообще, почему Толян доверился Зинаиде, почему позволил ей разрушить его жизнь? «Зинаида, очевидно, является орудием тех сил, которые неумолимо надвигаются на патриархальную жизнь Толяна. – предполагает Александр Осиновский. - Если бы неизбежному наступлению "домов за каменными заборами" Толян мог бы противостоять, то автор, скорее всего, описал бы конфликт Толяна и Зинаиды как конфликт личностей, исповедующих различные ценности. Но автор об этом не написал, а, всего лишь, выразил свое отношение к тем, кто разрушает старые голубятни. Поэтому Зинаида у автора не личность, а рок. Рок - это то, чему бесполезно противостоять, но в данном случае такая неизбежность для читателя вовсе не очевидна. Но язык у автора хорош!». Встречаются спорные моменты: «Но, вдруг, померла его мамаша, тихая женщина, нищая духом и потому страстно верующая в Господа, посещающая Божий храм и не тревожащая Отца небесного никакими мольбами, кроме как о здравии и благолепии своего сына» - нищая духом и потому верующая? Некорректно как-то. Возможно, стоит еще раз подумать над названием. История все-таки не совсем о голубях, а больше о судьбе человека. Но при всем этом «душевно, трогательно, лирично» (Юрий Тубольцев). Ваше величество Осень Автор: Александр Граков (Лекса) Есть произведения, которые можно читать не однажды, каждый раз получая от этого удовольствие. На мой взгляд, «Ваше Величество Осень» - одно из лучших произведений автора и, подозреваю, также любимо им. Это грустная лирическая миниатюра с рисованием картинки осенней природы и осени человеческой жизни в России. Мнения членов жюри об этой конкурсной работе очень близки. «Чувствообильная лирика, герои описаны удивительно красиво и романтично» (Юрий Тубольцев). «Очень красивая сказка» (Александр Осиновский). «Произведение, написанное в прозе, звучит как поэма. Богат и выразителен язык, лирикой наполнены и тема Осени, и тема Любви, и тема быстро убегающего Времени. Читала с упоением» (Анжелика Дозорцева). Сюрприз! Автор: Регина Канаева Ну да, немного человеку надо, чтобы вдруг изменилось настроение. Вот и все, что остается после прочтения «Сюрприза». Потому что сюрприз не получился. Женщина ходила на курсы и показала блузон, который сшила. И в чем тут сюрприз? Чтобы драматическое произведение было интересным, пружиной сюжета должен быть конфликт, вокруг которого что-то должно происходить. У автора получился не рассказ, а дневниковая запись, фиксирующая малоинтересные факты. Евдокия Автор: Надежда Николаевна Сергеева Живое, образное произведение, которое особой стилизацией описывая историческую повседневность, погружает в былые времена. «Подозреваю, что в действительности все было иначе, но этот вариант российской золушки гораздо лучше заграничного», - улыбается Александр Осиновский. Как хорошую русскую сказку восприняла эту историю и Анжелика Дозорцева. Ее смутил только один эпизод – приход монахинь к Дуне, которая уже понимает, что царь выбрал именно ее. «Мне кажется, что в подобной ситуации девушка, даже если догадывается, все равно не сможет так быстро осознать и оценить свою победу. Я бы убрала ее мысли по этому поводу». Любовь Автор: Михаил Бычков Откровенный рассказ об истории, которая вполне могла иметь место в жизни. Одни авторы грешат многословием и желанием все пояснить, а здесь бы и надо, да нет. «Впечатление такое, как будто автору в конце повествования понадобилось срочно завершить работу, и он ее фактически бросил, – делится мнением Александр Осиновский. - Я считаю, что такие воспоминания-размышления надо вести неспешно, делиться плодами своих размышлений, а не ставить перед читателем вопросы, ответы на которые автор еще не додумал». Но Анжелика Дозорцева объясняет лаконичность автора: « Красивая история чистой юношеской любви. В небольшом объеме уместились великие чувства и переживания двух молодых людей. Хорошо передана атмосфера прошлых лет. Очень характерная для тех времен концовка, когда стеснялись открыто выражать свои чувства». Две точки зрения. Как писать? Выбирать, конечно, автору. Каменные "балбалы" Автор: Наташа Северная Интересно, очень познавательно. Написано живым и ярким языком. Интересен сам предмет исследования – каменные балбалы, улыбающиеся идолы, которым поклонялись наши предки. Автор пытается разгадать загадки и вовлекает нас в этот процесс. Но текст не является исторической прозой, как указала автор. Это - очерк, написанный человеком, хорошо знающим историю и культуру степных народов. Часовой над Сучаном Автор: Георгий Туровник Я думала, что в конкурс с названием «О прекрасном» будут писать что-то более легкое… Хотя сказать, что рассказ не по теме, никак нельзя. Родина, ее понимание воинами и не воинами. Кого считать героями: белых или красных? Где проходит настоящая жизнь, какие мгновения можно считать в зачет? Есть ли что-то на самом деле после смерти? Много вопросов, раздумий вызывает этот рассказ. Но и сомнений. Во-первых, по мотивам поступков героя. Как УЧИТЕЛЬ мог следить за одной могилой и оставить без внимания другую? Что мог иметь против «красных» мальчик (которым был тогда учитель)? Видел ли он бой или они с отцом пришли уже после? А во-вторых, по мотивам автора, выбравшего именно такой поворот событий. «Мне не нравится попытка субъективно представить исторические события, - говорит Анжелика Дозорцева, и в своем мнении она не одинока. - Говорить о красных как о людях, неотягощенных интеллектом и с клеймом «Вор» - неправильно. В ту пору многие интеллигенты верили в революцию. И если бы в России все было так хорошо – не поднялся бы народ на борьбу. Все имело свои предпосылки». ГНЕВ БЕРЕЗЫ... Автор: Николай Вуколов Весь рассказ мне показался предисловием к последнему абзацу. Ожидалось что-то еще. Трагичная развязка, конечно, предугадывалась, но не столь быстро. «Такое членовредительство, которое описал автор, наверное, может случиться и с опытным лесорубом, но, почему-то, в первую очередь приходит мысль о неумелом» (Александр Осиновский). Все члены жюри отмечают умелое описание природы. «Очень хорошо описана тайга. Девственный лес. Березки, пытающиеся спрятаться от пилы. Становится жалко природу и хочется ее сохранить. Вызывает состояние катарсиса» (Анжелика Дозорцева). Детский дом Автор: Иван Мазилин Замечательно добрый, романтический рассказ. О желании любви у подростков. О неосознанном мужском благородстве юноши, почти мальчика. Знакомит читателя с тем, как живут дети, лишенные родителей. Написан хорошим литературным языком, но вот во фразе: "Река действительно отчаянно петляет между холмов километров двести, пока Байкал не пополняет своей чистой водицей" не понятно: то ли вода из реки попадает в озеро Байкал, то ли - наоборот. Чудак-человек?! Автор: Лысенко Михаил Рассказ о поисках Бога. Ёмко, глубоко и философично. Что удивительно, о Боге говорится совсем ненавязчиво. К теме конкурса имеет отношение, пожалуй, больше сам поиск, хотя для героя и, возможно, для автора божественное в рассказе важнее. Если бы развернуть тему шире, не осталось бы, вероятно, ощущения незаконченности. Охота на корсака Автор: Анатолий Резнер История об охоте мальчиков на зверька. Великолепно описаны сцены охоты, передано настроение в компании друзей. По-разному воспринимают охоту ребята. Витька огорчен, что корсак лишился свободы и вскоре лишится жизни. Загадочное освобождение зверька откровенно его радует. Затронута нравственная проблема: нужно ли людям убивать беззащитных животных без всякой на то необходимости? Повествование живое, держит интерес. Но текст надо почистить от ошибок и разобраться с запятыми. И кто такой корсак? Не стоит заставлять читателя рыться в энциклопедии или интернете, чтобы выяснить, что речь идет о маленькой лисичке. Сапоги для Поднебесной Автор: Вадим Россик Рассказ о доброте, человечности и сострадании. О жизни людей вне родины. Живо, интересно, увлекательно описана повседневность немецких языковых курсов. Язык рассказа незамысловатый, но читается легко и нескучно. Короткие, точные портреты. Хорошо представляется скромняга-китаец, вокруг которого происходят события. Это достоинства. Не достаточно описаны мотивы поступков, из-за чего сложно поверить в произошедшее - есть у нас в жюри такое мнение. Можно предположить, что мотив главного героя, нашедшего сапоги для китайца, - природная русская отзывчивость, которая на чужбине, видимо, еще более обостряется. Что до остальных – возможно, не только дурной пример заразителен :). Или доброта интернациональна? Петров, Лохматик и другие Автор: Людмила Шилина Грустный рассказ. Безысходный. Но все-таки в тему. Хорошо переданы чувства и ощущения. События развиваются динамично. История волнует, заставляет невольно сопереживать и остается в памяти. А это именно та задача, которую должен ставить перед собой писатель. Однако, этого мало. Должна быть логика в мыслях и поступках героев. А когда ее нет, остается недоумение. «Интересный сюжет, в котором ждешь, как в рождественской сказке, чудесного финала, а вместо этого получаешь разочарование. Понимая, что что-то тут не так, заглядываешь в середину рассказа, чтобы понять, почему Светка так и не взяла отказного ребенка, и читаешь: «Забрать бы всех», - внезапно подумала однажды. Нет, первым об этом заговорил муж как-то. «Давай, - говорит, - возьмем их себе». Она недоверчиво покачала головой: - Не отдадут…". Непонятно, почему не отдадут? Почему бы не попробовать? Хороший был сюжет, но конец истории всё испортил» (Александр Осиновский). Выбор Автор: Дмитрий Чепиков По-видимому, отрывок из романа о гладиаторе. О любви и подлости. Но о любви ли? Если и о ней, то, во всяком случае, не со стороны главного героя. Тогда правомерно ли размещение произведения на конкурс? Детально разбирает ситуацию Анжелика Дозорцева: «Начну с названия. Это история о гладиаторе, который променял сомнительное обещание свободы и денег от власть имущих на любовь богатой девушки, которая, к тому же, согласилась с ним убежать. В чем выбор? Обещания Антония, разумеется, лживые. В тексте об этом конкретно говорится: «Римляне не обязаны держать обещания перед варварами, – брезгливо повел плечами Антоний, – да я приказал убить старика, а его симпатичных дочерей продал в бордель». То есть нельзя говорить только о великой силе любви. Возможно, он увлечен, но воспользовался возможностью побега не из-за всепоглощающего чувства, а в силу обстоятельств. По сути выбора-то никакого не было. Я бы поменяла название. На мой взгляд, размещение конкретно этого отрывка на конкурс «О прекрасном» не слишком оправдан». Однако работа все-таки признана соответствующей теме конкурса. Пусть гладиатор прагматично оценивал ситуацию, но девушку толкнула на безрассудный поступок все-таки любовь. О, время, погоди... Автор: Смирнов Михаил Описаны очень близкие и понятные чувства, которые охватывают городского человека в лесу, в горах, в деревне: грусть и тревога, но одновременно покой и безвременье… Проникновенно и точно. Красивый стиль. Хорошо показан русский характер, деревенский быт. Яркие диалоги. Невольно переносишься в это чУдное место и сопереживаешь. Моментами даже чувствуешь запахи. Прекрасный рассказ! Закусим трюфелятинкой... Автор: Малашко Сергей Львович Название удачное, интригующее. Ожидается какая-то забавная история, может, байка. Но, чем дальше читаешь, тем скучнее становится. Хотя идея рассказа хороша, описания красивые, в некоторых местах «вкусные». Впечатление незаконченности, словно автор только сделал набросок и хочет посмотреть, что нужно поправить. А нужно для начала убрать повторы, постараться обходиться меньшим количеством местоимений, которые только запутывают, а не поясняют. Придать рассказу динамики, хоть какой-то конфликт, чтобы литературное произведение не вырождалось в кулинарный рецепт. ПРЯМОЙ ДИАЛОГ С ГУБЕРНАТОРОМ Автор: Иван Габов Произведение о любви, хотя эта тема проходит фоном на другой линии, связанной с проблемой бездетности. Эдакий умышленный перевертыш. «Герой случайно встречает женщину, которую не может забыть и любит много лет. Боясь ее потерять, кидается вдогонку. Вот здесь бы раскрыть его чувства, а кульминации нет - рассказ обрывается. Жаль», – сокрушается Александр Осиновский. «Новелла – это, прежде всего, новость, - напоминает Анжелика Дозорцева. - Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». То, что герой, увидев в телесюжете свою бывшую жену, бросился ее искать, не выглядит неожиданным. Судя по тому, что фотография висела на самом видном месте, он думал о женщине постоянно и сожалел о произошедшем разрыве. Хотя другое условие жанра - отсутствие психологизма – соблюдено, его заменяет действие и поступок. Герой совершает действия, подчиняясь своим инстинктам. Но тогда зачем вмешивается автор с пояснениями о его поступке? Диалог с губернатором не несет никакой информации, ничего не добавляет и не усиливает. Тогда зачем он?». Дорогие авторы, благодарим вас за участие в конкурсе, за терпение и смелость! С уважением, жюри номинации «Проза»: Александр Осиновский Анжелика Дозорцева Татьяна Крючкова – ведущая номинации Юрий Тубольцев |