Студенческие годы. Многое у меня - сложно складывалось. Не знаю: почему? Знаю только часть причины. Мы жили в Киеве – традиционно этот город очень консервативных нравов. Не искал причины: обкатывали в Киеве многие новшества советского периода. Часто эти вовсе не прогрессивные новшества исходили из Киева. Как великосветскую Москву в Царские времена считали оплотом Русского национализма, так и Киев проявлял в скрытой форме малороссийский, Украинский национализм. Не гнушались антисемитизмом – в республиканской и бытовой форме. При этом очаг крайнего национализма размещался на крайнем западе Украинской республики. Причина тому ясная: Украинцы этого края, наряду с Белорусами, прошли управление долгое в составе более свободных, правовых, европеизированных Речи Посполитой, Польши, да и Австро-Венгрии. Евреи давно проживают на территории этой республики, ныне самостоятельном государстве. На месте, ставшим столицей Киеве – первое поселение заложили Иудаизированные Хазары: князья в древние времена не гнушались простым физическим трудом - они и перевозчики через Днепр: Кий, Щек, Хорив с сестрой Лыбедью. Тюркский народ Хазары появились в причерноморье и низовьях Волги за два столетия до сомнительных Славян – Украинцев и Русских. Фактически: Руссы переняли у Хазар образ общественного устройства, построение военного строя, отдельные ремесла. Ассимилировались сами Хазары. Но до этого – они явились живым заслоном против давящих с юга Мусульман. В тот исторический момент, в военном противостоянии - Хазары спасли Русь, да и Европу от Мусульманского нашествия с принудительным навязыванием Ислама – с физическим уничтожением несогласных жить по навязываемым схемам строгой – до фанатичности веры. Даже современные Россияне не хотят этого понять, признать – уже не говорю о достаточно диких их предках-завоевателях. Иностранцы: Французы, Немцы, Англичане - много сделали в строительстве Российского государства. Создали не просто государственность, но и Русскую науку, технику, культуру… Да, имелись Русские умельцы в разных отраслях. Но большинство – переняли, использовали образцы иностранного происхождения и класса. И поныне Россия остается отсталой страной – выживает за счет огромных запасов минерального сырья из подземных кладовых: нефти, газа, алмазов… Пока не умеют или не хотят в России создавать материальные богатства трудом, как происходит в разных цивилизованных странах Европы, Азии, Америки… И еще Россиянам свойственны опасения, психозы, страхи – перед враждебными влияниями, врагами… Без действительных и надуманных врагов – Россияне не обходятся. Почти никто, никогда, ни в чем – себя виновным не считает. Только изредка – указывают на стечения негативных обстоятельств. Почти всегда – видят «врагов»: явных, тайных, замаскировавшихся – рвутся завладеть всеми природными богатствами и материальными ценностями. Сами Россияне сидят беспечно на «сеновалах» - вдыхают ароматы запахов. … В институте я занимался средне. Специальность – явно случайная, не по выбору сердца. Признаюсь честно: в те времена довольно раннего совершеннолетия – в 17 лет я еще не знал, чем заняться, куда податься. Отнес документы в КПИ (Киевский Политехнический институт) на металлургический факультет по одной причине: платят повышенную стипендию – всем. Старательно заниматься специальностью я не собирался, да и не мог. Знал: помимо студенческой программы – займусь самообразованием, самоподготовкой… Меня интересует история, литература - в эти сферы не впускают обычных людей, особенно Евреев. В моменты досуга смогу постоянно повышать свой образовательный уровень. Приобретать знания, накапливать опыт. В Брянском лесохозяйственном институте посещение лекций, семинаров – обязательное. Староста группы – парень тихий. Как он ведет себя в деканате – этого я не знаю. Отмечает отсутствие. Впрочем… Я никогда ни у кого не любил просить об одолжении. Конспектировал только отдельные лекции: надеялся на учебники. Я занимался во второй группе. Оказался одним Евреем. Не с начала занятий на первом курсе, даже позже «колхозного семестра» – у нас появился Фрагин, тоже киевлянин. Мог перекинуться с ним словом – ни о чем серьезном не говорили. К началу осеннего семестра второго курса он не появился. Потом узнал: он перевелся в Киев в Лесотехническую академию. Повезло человеку! Я даже не подумал о возможности перевода. Почти уверен: мне такое удовольствие не могло привалить. Он наверняка являлся «блатным»: уже после окончания института как-то узнал - трудится он на руководящей должности лесхоззага лесо-парковой зоны Киева. Вторым «блатным» в группе оказался племянник математика Берфина. Приехал он на пару месяцев позже начала занятий. Стал студентом – без сдачи вступительных экзаменов. Проучились мы примерно две недели – повезли в колхоз на сбор урожая и полевые работы. Расселили по квартирам. Не все хозяева с радостью принимают временных постояльцев: ведь надо стелить, готовить пищу… Пообещали им трудодни. Для студентов режут овечек. Главное: уборка картофеля. Колхозник вел кобылу с плугом: переворачивали полосу поспевшего картофеля. Мы шли за плугом – в корзину складывали клубни. Наполняли корзины – относили, сваливали в общую кучу. Потом картофелем наполняли мешки – взвешивали на весах. В сухие дни – работа скучная, не сильно утомительная. После дождя - иногда приходилось клубни отдирать от почвенных комков. В основном почвы супесчаные, легкие. Но рядом проходит заболоченная полоса… Посылали нас мочить лен. Время осеннее, вода студеная… Переработку льна я не видел. Вывели нас группой с косами на отаву: выстроились угловым порядком – шли друг за другом. Останавливались на короткое время – наждаком наводили затупившиеся косы. Послали раз чистить конюшни: навоза много – пойдет на органические удобрения. Свой шеф-куратор из институтских преподавателей у каждой студенческой группы. Наш связался с деревенской молодицей - появлялся редко. У них нечто не клеится. Она – дала, в надежде на замужество. Но тот на серьезные цели не настроен. Уже говорят: молодуха обвинила его в изнасиловании. Подала заявление в милиции. Вызывали его на допрос. Еще в момент прибытия – ко мне тот куратор без причины присыкался. Я не терплю никаких ущемлений – ответил шуткой. Тот обиделся: меня запомнил. Ребята каждый день с полей уносили корзины с картофелем – хозяевам: кормились с общего стола. У хозяйки ели завтрак и ужин. Каждому выделяли по чашке кисляка. Из одной мыски выбирали парящий картофель, из другой – соленые огурцы или капусту. Иногда дополняли луком, дольками редиски. Пару раз в неделю резали овечку – мясо шло для студенческого стола. Тогда хозяйка варила мясные щи из кислой капусты. По вечерам в отдельные дни крутили кино. Случались танцы. Девчата пели страдания, частушки… Отдельным парням везло: забирались в кусты, на чердак, сеновал с девахой – общупывали бугристости с обменом остальных полагающихся нежностей. Даже мало верующие колхозники почти постоянно пропадали на «храмах» в соседних деревнях – этих популярных пьянках в честь строительства наличной церкви и даже снесенного храма в советское время. В этой части через церкви сохраняли память об историческом прошлом. Не уверен в разнообразии знаний и памяти об историческом прошлом. В школах еще немного усваивали «историю». Только отдельные люди знают о важных исторических событиях. Вовсе не зря повторяют характеристику о народе, забывшем свою историю. Поспособствовали многие правители - потере народной памяти, вселению общественного невежества. Массовое пьянство этому только способствует. Отработали мы свое – пора возвращаться. Не предоставили нам транспорта: до железнодорожной станции драпали все пешим ходом. Так происходило всегда. В колхоз и по бригадам нас доставляли. А вот в обратный путь… Все годы мы возвращались пешим ходом. Некоторые ребята, да почти большинство группы – несли на себе мешки с продуктами. Постепенно по пути освобождались от части своего обременяемого груза. Чаще до самой станции они приходили сильно усталыми, без груза. Самое интересное: каждый год история повторялась в подобном варианте. Опыт прошлого ничему не научал. Начались занятия. Сразу заметна закономерность: приоритет отдают двум предметам – спецподготовке, это военное дело. Каждую неделю «слушаем-спим» возле ящика с песком в продолжение всего дня – четыре или пять пар (8-10 академических часов). Готовят из нас офицеров красной, потом советской армии. Станем младшими лейтенантами, командирами взводов, рот – общевойскового профиля, как называют ныне моторизированную пехоту. Изучаем стратегию, тактику военного дела. Проходим все этапы: от уяснения обстановки – до отдачи устного боевого приказа. Предмет этот растянут на четыре года. Дополнительно входят две практики на военных полигонах. Мы проходили военные сборы в Лиде, вблизи Гродно, в Белоруссии. Военный полигон расположен по другую сторону границы – в Польше. Несколько интересное наблюдение: государственную границу СССР в обе стороны по утрам и вечером по пропускам переходят на работы и другим делам. Нас водили на полигон – на стрельбища. В гарнизоне – обычная рутинная муштра, тренировка… Меня сильно огорчило: из кармана моей гимнастерки в казарме стянули целую сотенную – перед возвращением домой, через Брянск. Остался без денег! Еще нас сильно натаскивали марксизму-ленинизму, очень даже нудному «философско-пропагандистскому» предмету сомнительной «научности». Через несколько лет в идеологическом ведомстве Суслова данную дисциплину переименовали в «научный коммунизм». Ясно: правители страны, идеологи утверждали примитивные представления типа «кирзового сапога». Они чувством юмора не обладали. Дурили «православных» трудящихся, да и прогрессивное человечество, как только могли. Народ терпит, молчит. Многим нравится рост силового престижа, агрессивная политика «великого государства». Мыслящие люди с определенного момента партийной пропаганде перестали верить. Да, и сами партийцы насмехаются цинично над болтологией – для общественного пользования. Знают они свою личную выгоду ее выдают – за государственную политику, форму партийной программы. Такое невероятное уродство обрела внутренняя и внешняя политика только на словах великой державы, а фактически слабо-развитой экономики не правового общества. Эффективные научно-технические отрасли военного производства - на века обогнали общее развитие нищей, голодной страны. Народ радуется своей «справедливой нищите». Продолжает «критиковать Запад» - дают всем бесплатные советы, как «правильно жить». На втором курсе на дендрологии встретился с бывшим куратором группы в период колхозного семестра. Принимал он зачет – мне не поставил. Назначил дату новой сдачи зачета. Сам не пришел. Не стал я на него жаловаться. Остался без стипендии на полгода. Вот такой оказался подлец! В жизни не раз сталкиваться с подобными типами – «тихо мстят», подличают… Даже без моей вины, видимой причины. Они до формы жлобского уродства не выносят Евреев, особенно с развитым, независимым характерам. Многие Б-гобоязненные Русские не терпят «очкариков», как людей самостоятельно мыслящих, носителей особой формы интеллигентности: отличной от их бескультурья, жлобства, дремучести, суеверного уровня примитивного сознания. Период оказался для меня очень сложным. Родителям не сообщил: не мог я себе позволить жить за их счет. Кормиться надо… Примерно раз в день я ел – наставлял, репетиторствовал со школьниками по математике. Еще пару раз в неделю наставлял Валерия, сына Натальи Петровны Мальт: она трудилась в нашем институте библиографом. Развитая Женщина. В молодости, до замужества она выступала пионисткой. Не знаю, как сложилась ее личная жизнь. Мужа ее отнесли к врагам народа: трудился заместителем министра сельского хозяйства СССР. Только недавно узнал: ее сын – слаборазвитый неродной ребенок войны. В Брянске она мне доверяла свой дом – при поездках к друзьям в Москву. За репетиторство не взял с нее денег. Свободно с ней разговаривал на политические темы. Она – явная антисоветчица. Добилась реабилитации мужа. Рассказывала: с реабилитационного пособия хотели вычесть у нее подоходный налог. Она возразила… Тогда начальство решило: «Подоходного налога с Мальт не взымать, коль она знает…» Другие родственники ликвидированных «врагов народа» этого положения не знали или сами не осмелились требовать, «качать права». После окончания института, я долго с ней переписывался. При поездках в Москву – с ними встречался, у них останавливался. Наталья Петровна водила меня на выставки. Покупал билеты в театр. Трудится Наталья Петровна в Институте международных отношений. В этом учреждении пристроилась столичная элита: дети, родственники руководителей партии, правительства. Наталья Петровна в библиотеке института получает все заграничные поступления. Использовала она служебные возможности: снимает с бандеролей марки, филателисткой стала. Очень активно участвует в обмене и продаже марок. Валерий уже студент. Через несколько лет Наталья Петровна сообщила: сыну оставила квартиру на Ломоносовской набережной – сама перешла в купленную кооперативную квартиру. В ближайший приезд побывал и на новой квартире. Валерий трудно учится – переводят его с курса на курс. Наталья Петровна несколько раз меня просила – воздействовать на сына своим авторитетом. Я ему писал… Однажды Наталья Петровна сообщила о своем большом огорчении, даже трагедии: сын женится или уже женился на студентке, дочери провинциального председателя колхоза. Это для нее оказался страшный удар: болезненного, слабо развитого сына готовила в высшее общество. Не по способностям, интересам, образу жизни, поведению он на такую роль не годится. После окончания института – Валерий оказался в группе подготовки космонавтов. При распределении трудовых мест в институте – брали в Очередности групп, по списку алфавита. Мне предложили примерно 7-8 отдаленных сибирских, дальневосточных мест. Я первый среди других выбрал Карелию. Поехал лесничим в Пудож, городок на восточном берегу Онежского озера. |