Поэтический обзор журнала "Новый современник" №2 2011. ПРЕДИСЛОВИЕ Передо мной лежит небольшой журнал "Новый современник" №2 за 2011 год. Редактор-составитель Анна Токаренко. Тираж 250 экземпляров. "Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов". Также указано, что это печатный орган Международного Союза писателей "Новый Современник" Чуть более ста страниц прозы и поэзии. Немного. Но и немало. Смотря с какими изданиями сравнивать. К тому же, все еще зависит и от внутреннего наполнения. Одна скучная страница может по субъективным ощущениям длиться столько же, сколько много интересных. Но оставить при этом в воспоминаниях только провал. Поэзии в журнале отведено примерно половина места. Двадцать три разных автора. Разных не только по стилю, но и по уровню. Вглядимся повнимательнее в некоторых из них. ЧАСТЬ 1. Критическая. Ульяна Яворская в своем проникновенном двенадцатистрочном стихотворении "Я здесь живу всегда", http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=296269&pid =0 повествует о ностальгии к дому детства. О доме, где "помнит старый шкаф молоденькую маму", и где "старая кровать". На мой взгляд вполне можно было обойтись и одним "старым" эпитетом. А любовь Ульяны к переносам сыграла с ней, на мой взгляд, небольшую шутку в строчках: "Старая кровать с которой было страшно В распахнутую ночь на стылый пол идти". То есть, сначала рисуется образ такой кровати, с которой автору страшно, а только потом уже идет уточнение авторского взгляда. Это частая чисто техническая беда анжамбеманов, требующая тщательной перепроверки и редакции стихотворения. "Качают головками, будто цветами Дразнящие окна в домах фонари" Ну, во-первых, очевидно вылазят "фонари в домах", что не есть хорошо. Во-вторых, вообще непонятно это уточнение "окна в домах". То есть, те окна, которые в домах, эти фонари дразнят, а которые не в домах - оставляют в покое?. * * * "Подари мне дом в деревне, чтоб березка у окна, Чтоб с высокого крылечка была реченька видна" Вам не режет слух это "бЫла" или "былА" (в зависимости от того, к чему больше склоняется читатель - к четкой ритмике или к правильному ударению, но с нарушением общей ритмики)? * * * "Берег грусти туманом укрыт, Берег грусти и тих и высок" и заканчивает стихотворение таким же грустным: "Берег грусти не виден теперь, Берег грусти туманом укрыт..." Очень странный этот "Берегрусти". Глазами, кстати, читается очень хорошо. Небольшая сбойность ощущается только при чтении вслух. * * * "Дядя читает Ницше и слушает Баха. Дядя жил много лет в самом центре столицы. У него есть болонка и есть черепаха. Дядя работает комендантом Аушвица. Дядя белокурая бестия, истинный арий. ...." Далее по тексту явно использован паузник. Все бы ничего, если бы только все строки первого четверостишия не имели тринадцать слогов. После которых следующая пятнадцатислоговая строка заставляет сбиваться при первом чтении. И только еще через несколько строк приходит понимание ритмики паузника. * * * "Еще до света с петухами первыми, Пригнал отец, чуть не сгубив коня: Пылал уезд шляхами и деревнями" Есть вероятность, что кто-то не сразу поймет "Кого пригнал отец, чуть не сгубив коня?" И уж точно, не все поймут, какими "шляхАми" пылал уезд. * * * Ну все это мелкие технические помарки, найденные, что называется, "под микроскопом", и требующие элементарной авторской редактуры. Другое дело, что автор их сам не заметил, а редактор не указал. Так тоже бывает. Тем паче, что мнение редактора, как было сказано ранее, может и не совпадать с мнением автора. Видимо, под понятие "мнение автора" - полностью попала и авторская редакция. Ну что ж, разные издания имеют разные возможности и соответственно разный уровень. Редакторский труд неблагодарное и тяжелое занятие. Даже, когда оплачивается. Ну, а уж если редакция работает на энтузиазме - грех швыряться камнями. Тем паче, в выходных данных так и указана должность: редактор-составитель, то есть, который составляет, а не редактирует. Так что опустим оценку журнала до полупрофессионального и продолжим наслаждаться чтение. ЧАСТЬ 2 Трагическая. Константин Русских в стихотворение "Навстречу миру душу распахну" признается: "Чтоб в сердце песня вновь заговорила, В которой вера, нежность и любовь" Поэту можно простить многое. Можно простить орфографические ошибки, и прибегнуть к помощи корректора. Можно простить небольшие стилистические погрешности - понадеявшись на профессионального художественного редактора. Нельзя простить - шаблонность мышления и стереотипность выражения своих мыслей. В вышеприведенных строчках "нежность", заменившая привычную "надежду", от шаблонности фразу не уберегла. К сожалению. "С гитары нежно пыль рукой смахну". Опять нежно. И опять старый затертый образ. В финале стиховторения автор перечисляет все, что он с собой возьмет: "Возьму природы дивной красоту, И чувство, порожденное мечтою, И взлета мысли вольной в высоту" Если кто-то и продерется сквозь построение последней строки, то "взлет в высоту" - должен все ж таки напрячь любого более менее внятного читателя. * * * Вячеслав Дворников. Стихотворение "Чем пахнут поэты". http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=158693&pid =0 Явная аллюзия, но стихотворение несмотря на это, лирично до самых последних строк, где автор делает свое открытие: "Уши - маленькие дверцы И открыты прямо в сердце..." * * * Виктория Пахомовская с легкость и непринужденностью рифмует в своих стихотворениях: "Любовь исчерпана до дна..." "...Как мне не потерять себя?" "Который полон был тепла..." ""...Как не остыть во мраке бытия" "Песчинка к песчинке до горизонта..." ""...Окрашены белым небо и солнце" "Как не разбить сосудик этот хрупкий..." "...Как избежать паденья и бездушья" Очень, очень приблизительные рифмы на фоне очень точных рифм (вплоть до "беззвучно" - "созвучно"). Если это авторская находка - то, скорее всего, порадует она только автора. * * * Александр Богайчук в своей "поэме ко дню победы" (автор указал это, видимо чтобы никто не дай бог, не отнес это стихотворение к 8 марта) описывает трагический случай с ветераном. http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=258981&pid =0 "Продали её, не спросив старика: - За что же медальку вручали?! И как поднялась у "мерзавца" рука - Такое Вы раньше встречали?!" Интересно, почему автор решил взять мерзавца в кавычки? Вряд ли он относится к нему с сочувствием. Скорее всего это подсознательно желание заключить мерзавца хоть куда-нибудь. Хотя бы в кавычки. "...И нужно беречь ветеранов. Для них не закончилась видно война, Хоть это и грустно и странно" Эпитет "грустно" подходит к данной ситуации, как к собаке - пятая нога: представить можно - но что-то такое в этом странное есть. "Решили его проучить "фраера" - Медальку снести на "толкучку" Продать и напиться советом двора, Наверное, так будет лучше!" Тут уже, как не странно - медалька - звучит из авторских уст. На фоне собранных слов, признаюсь, даже рифму "толкучку - лучше" я не сразу разглядел. Дальше, уже не иронизируя, а обливаясь слезами просто привожу пару четверостиший: "Но не согласен был лишь ветеран С тем замыслом подлых дворовых, И когда путь преградил хулиган - Грязный, нетрезвый, здоровый... Не испугался его ветеран, И, как и раньше не дрогнул, Ведь он с боями прошел много стран, И смерть руками потрогал..." Есть темы, трагические, болящие, обращение к которым требует не только особой осторожности, но и достаточно высокого профессионализма. Эксплуатировать такие темы легко. Творить на эти темы трудно. Так и хочется ответить большинству таких "творцов" (тоже, как и автор, воспользуемся здесь кавычками), как и старик из этой поэмы: "Но ветеран своей твердой рукой, Сжал его грязную лапу" Ну, а поэма заканчивается все ж таки трагически: "Умер мгновенно седой фронтовик, Снег не успел и растаять..." Трагически закончилась и судьба самой поэмы - она была опубликована. Остается только посочувствовать самим себе. ЧАСТЬ 3 Оптимистическая Неужели все так плохо или, может, автор статьи прирожденный мизантроп? Ну, во-первых, я сознательно не останавливался на прозе, поскольку пока не имею достаточных на то оснований (по-крайне мере для себя) заниматься ее разбором. Во-вторых, в журнале достаточно много крепких авторов. Это и те, кто перечислен в первой части статьи. Это и другие авторы работы которых достояны самой высокой похвалы. Вот, к примеру, только несколько как-то по-особенному зацепивших меня строк: "Каждое утро без исключения, Заварив себе чаю, непременно с мятой, Позавтракав кашей или просто печеньем, Она выходила с бидоном мятым" И так далее - двадцать восемь очень предметных строк, практически без единого образа. Но Образом неожиданно становится само стихотворение - через документальность, через психологическую достоверность происходящего, да просто через то, что так оно в жизни и есть - встает обобщенный и в то же время конкретный образ старухи-матери доживающей свой век в фактическом одиночестве и не-одиночестве одновременно. Лично я вижу здесь большое сходство с японскими классическими хокку, когда образ возникает через упоминание предметов и движений самой жизни, без прямой оценки и суждений. Но при этом оценкой и суждением - становится все стихотворение целиком. * * * В стихотворении "Амазонка 2.0" http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=255396&pid =0 Наталии Ивановой я улавливаю почему-то перекличку с песней Натальи Дудкиной "Городская амазонка". Впрочем, скорее всего, связь тут через общность темы. Первая же строка стихотворения: "Вечер в городе расплещется, влажен, темен и лохмат." - мне кажется солидной заявкой на поэзию. Стандартное вроде бы начало - "Вечер". "В городе". Сказуемое "Расплещется" - тоже не такая уж бог весть какая находка. Но вдруг в конце строки " и лохмат". Почему лохмат? Откуда это лохмат? А ведь понятно всем нутром, потому что это на уровне ощущений. И вечер сразу становится как-то по-собачьи чуть ближе. А идущая сквозь него женщина - чуть более независимой и одинокой, как многие самостоятельные сильные женщины с собаками. Вот такими мазочками и создаются стихи. * * * Татьяна Коновалова в стихотворении "Деревня на жительство" пишет "... все отринем, но приемлем, Это небо, эту землю - край непуганых дорог..." Лично я улавливаю и отсылку к "страна непуганых идиотов", и к двум известным бедам России. Но в "непуганых дорогах" прямо читается и позитив. Непуганая, то есть не виляющая, а стремительно летящая вдаль - так возникает пространство, заполняющее собой все между "этим небом" и "этой землей". Такая строка могла родиться, только у человека горячо любящего этот край, вкупе со всеми его достоинствами и недостатками. * * * Есть и другие хорошие авторы - тут уж дело субъективного вкуса. Вместо того, чтобы анализировать их произведения, лучше насладиться чтением. Да и целью статьи был не подробный разбор авторских работ, а попытка дать оценку поэтической составляющей журнала "Новый современник" №2 за 2011 год в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очевидно, что редактор-составитель подошел к подбору материала очень демократически и предоставил место на страницах журнала не только сильным работам, но и откровенно слабым. Почему? Можно только предположить, что номер журнала был призван дать некий авторский срез писателей союза "Новый Современник". Без глянца и лоска, безо всяких скидок - познакомьтесь, вот какие мы есть, и ничего ни от кого не скрываем. Вывод, который могу сделать я, не блещет оригинальностью: в союзе "Новый Современник" (откуда и производился набор авторов журнала) такие же проблемы, как и на портале "Что хочет автор" - (откуда опять же берутся члены союза и авторы журнала). Есть авторы сильные, есть слабые. И есть большая проблема профессионального отбора. Ничего нового. Настоящий вопрос, как мне кажется, заключается немного в другом: а стоит ли этот вопрос профессионального отбора материалов перед редакцией журнала "Новый Современник"? Ответить на него можно было бы, ознакомившись с материалами журнала за 2012 год. К сожалению я не имел такой возможности, поскольку несколько огорченный вышеразбираемым выпуском ни подаваться в следующие номера, ни приобретать их не стал. Поэтому, окончательный вывод делать рано (как впрочем и большинство окончательных выводов). Пока речь идет именно о журнале №2 2011. Полиграфия неплохая. И в том, не очень еще далеком году у журнала были перспективы. Радужные и не очень - все зависело от редакции журнала. А вот какие из них реализовались - это уже скорее материал для другой статьи. Обладатели новых выпусков журнала, ау! Отзовитесь! |