Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Владимир Чигринов
Объем: 12460 [ символов ]
Глава 9. Взгляды динозавра
«14 января. 1969 г. Воронеж. После бронхоскопии.
Вечер. Кости болят здорово - ходит, как кукла – марионетка. А в глотке как-будто пахали. Передавали о полёте Шаталова в космос - невесть какое достижение, а у нас так шумят. Обидно за американцев - ведь они летали к Луне! а их как-будто и не было.
На операционном столе перед бронхоскопией был весел и смеялся, содрогаясь от шуток. Рыжая врачиха, державшая над ним намордник с газом, жена Бориса Дмитриевича Жевандрова, преподавателя по неорганической химии сельхозинститута и его соседа по даче, всё время весело подтрунивала над ним. А он и не знал, что она нарколог в тубдиспансере: «врачиха я» да и врачиха… Так что они нашли с ней общие темы перед тем, как ему забыться. «Покурить, что ли…» - подумал он.
… И стыдно ему стало. И сердце долго не могло успокоиться, всё стучало и мешало уснуть. Сегодня утром еле встал - кости болят безумно, ходит, как старичок. А тут дежурить внизу, на входе, очередь подошла. Губа распухла, видно здорово разодрали, когда вынимали свои трубки. Нет, как он вчера спал! Никогда в жизни с таким наслаждением не засыпал, как под общим наркозом. Чувствует, что тело начинает отмирать, снизу вверх. Он вдыхал газ полной грудью, с удовлетворением. Его ухажёры всё разговаривали с ним. Он спросил: «Что, зубы всё заговариваете?..» По телу разливалось что-то такое приятное, и его рыжая врачиха ещё сильнее прижимала маску к его лицу - «Ой, как приятно!..» Он начал беспокоиться, что сознание его всё ещё не улетучивается: он всё видит, и слышит, хотя тело уже не его. Он хотел было сказать об этом рыжим глазам, что склонились над ним, но вдруг почувствовал, что не может. «Прощайте…» - и слышал в ответ только смех; кто-то сказал где-то там, далеко, на том берегу, что прощаться не надо или что-то в этом роде. Бармин сладко и крепко заснул…
Проснулся он внезапно, и сразу почувствовал резкую боль во рту. Трубок уже не было, вытащили. Он хотел было подняться, напрягся, поднимает голову - а она не отрывается от стола. Как ни силился он подняться или пошевелить чем-нибудь, какой-нибудь своей конечнстью - бесполезно. Его переложили на каталку и повезли. Помнит только приятное гудение лифта, и окна на третьем этаже, когда подвозили к камере. В палате он смог сесть и, пьяно улыбаясь, сказал: «Постойте, сейчас будет фокус», - слез кое-как с качалки, доплёлся до своей койки и лёг. Его накрыли одеялом. Уснуть сразу он не смог - начал отходить от наркоза. Ребята пошли к Татьяне Петровне просить спирту, ну хоть 50 грамм. Он тоже позвал её, когда старшая медсестра уже вошла к ним, и попросил спиртику. «Нет, дорогой, сейчас вот приходила твоя жена, - Тома?! он рванулся к окну. - Да-да, твоя Тома, так вот ты и пошли её за четушечкой.» Он спросил у Виталия Григорьевича, серьёзно ли Тома тут, поскольку тот только что поднялся со свидания снизу. Тот утвердительно покачал головой. Он успокоился и спросил, как вёл себя на столе в бронхоскопии. «О, хорошо, только что-то ворчал и всё благодарил врачей: - Спасибо, спасибо, спасибо… А потом заснул.» - ответствовала Татьяна Петровна со смехом.
Сейчас конец тихого часа, а у них только разоспались. Он встал, и если бы Томочка только знала, чего ему это стоит - встать, одеться и идти к ней, - то она носила бы его на руках. Во время обхода (Людмила Яковлевна ещё не заходила к ним) радио вдруг зашипело - они посмеялись с Виталием, что он ждёт важное сообщение, и вдруг действительно сообщили, что на орбите ещё один «Союз», аж с тремя человеками. Этого стоило ожидать, они чуть даже ожили, всё-таки с четырьмя космонавтами не так неудобно перед американцами. Ну всё, пора идти, вернее, одеваться…
Начал было читать Тургенева, но что-то эта затея не подвигается - кажется, закончилась его интеллигентная жизнь, когда он в день читал по 100 и больше страниц. Но какое богатство языка по сравнению с Чеховым! Необыкновенный, всеобъемлющий, королевский язык! У Чехова всё скупо, однотонно, как на гравюре. У Тургенева же такое богатство красок и полутонов, просто тропический лес. Это как гравюры Дюрера, рисунки Леонардо, Рубенса, Рембрандта, по-своему потрясающие, и живопись Левитана, Репина, Грабаря… А впрочем, и их же живопись, да Винчи и других, и рисунки Репина тоже… То есть, Чехов - это гравюра, рисунок, графика, одним словом, а Тургенев - живопись, причём маслом? Потому что есть ещё и акварельная живопись, лёгкая, воздушная и не менее волнующая, чем картины, написанные маслом. И одно другому не уступает. Просто это разные виды живописи, как и разные виды графики.
Так, кто ещё к живописи маслом относится? Первым, пожалуй, будет Толстой. А к живописи акварелью - пожалуй, Вересаев, Пушкин… А в целом поэзия к чему относится, если проводить параллели с изобразительным искусством? Всё же это, наверное, пустопорожнее занятие, сравнивать мастерство писателя и поэта с мастерством художника. А мастерство композиторов великих, их с чем или с кем сравнивать? Шопен, Моцарт - это акварель, Бах, Бетховен, Рахманинов, Чайковский - масло, так, что-ли? А графика тогда у кого - Григ, Штраус, Брамс, Шостакович… Да, не вяжется что-то. Хотя, с другой стороны, и есть тут что-то, что ближе к физике, наверное, а не к лирике: длина волны световая и звуковая, психологическая глубина и красочность проникновения в образ описываемого человека ли, природы, коллизий… Хотя последнее тоже ведь лирика… А её можно ведь тоже, видимо, описать уровнем электромагнитных колебаний нейронов мозга, частотой ударов сердца, повышением давления? Подобные ощущения можно почувствовать, видимо, побывав в музее Максимилиана Волошина в Крыму: он переводил с древнегреческого, рисовал потрясающей чувственности акварели, да много ещё чего делал, соединяя, казалось бы, несоединимое… Последний энциклопедист!.. В наш узкоспециализированный век. Или один из последних… И «серебряные» поэты, композиторы, живописцы тоже ведь это делали, соединяли несоединимое. И в этом отношении серебряный век, пожалуй, не менее интересен, чем золотой.
Современного искусства, его вычурности, его «выковырянности» из загаженного всякой дрянью или нездорового подсознания Бармин не любил и не понимал. И не старался понять. И только смеялся, когда ему объясняли или хотели объяснить все эти новомодные экзерцизы на холсте, книжном листе, в звуке или на сцене. Он твёрдо стоял на точке зрения Л. Н. Толстого, который ещё в конце прошлого века говорил в своих работах по искусству, что если его надо объяснять кому-либо, то это уже не искусство. «А экскременты больных или шарлатанствующих людей.» - думал Бармин. «И что тут козырять Западом, что вон там, смотри, как это ценится! - в раздражении думал он. - Там давно уже искусства нет, оно давно уже выродилось там. Потому что тамошних мэтров, да и публику уже давно не волнует человек, а волнуют лишь деньги. А богатеи и поощряют это издевательство над здравым смыслом - чем больше дебилов вокруг, тем легче их добывать. Это справедливо, впрочем, и для политики. Да и мы носимся с Пикассо и подобными ему марателями холстов только потому, что они коммунисты, вроде бы. А копни - там такого дерьма обнаружишь…»
Единственное, в чём Бармин был не согласен с Толстым, так это с местом религиозной духовности в произведении искусства, которой тот отводил первостепенную роль. Духовность, то есть мораль, нравственность, этика должны быть, конечно. Это цемент произведения, без них всё рассыпется на составные элементы и оно превратится в прах. Но ведь бога нет. Как с этим быть? С юных лет он пристрастился к книгам об Энштейне, Резерфорде, Нильсе Боре и других копателях ядерной и прочей физики. Когда это ещё не было закрытым. Короче, был он твёрдокаменным материалистом. И для него в мире ничего не существовало, кроме атомов, их ядер и бегающих вокруг них электронов. Да ещё квантов света, фотонов, испускаемых этими электронами при переходе с одной орбиты на другую. И закона Энштейна, где энергия равна произведению массы на квадрат скорости света, вполне хватало, по его дремучему мнению, для описания любых чудес материального мира и движений духовной жизни человека. Он даже курил десятки лет ещё и потому, что у Маркса тоже не хватало духу бросить травить себя этой индейской забавой. И бросил, опять же лишь на время, когда врачи уж очень сильно напугали его.
И в звёзды не верил он, потому что свет от ближайшей звезды идёт к нам миллионы лет. То, что мы видим ночью на звёздном небе, является современником ещё динозавров, а уж никак не нас. А тем более предвестником нашего будущего оно быть не может. По крайней мере, все видимые нами звёзды являлись таковыми ещё задолго до появления Homo sapiens. А то, что сейчас на них творится, на звёздах этих, увидят - если увидят! - лишь наши далёкие потомки через миллионы лет. Вот тебе и вся «астрология»!..
Ему были искренне противны те из отечественных «мастеров» искусств, кто преклонялся перед западной пошлятиной и пытался тащить её в своё отечество или перещеголять её уже своей, как он выражался, «блевотиной». И конечно, к цензуре этот его пуританский взгляд на вещи не имел никакого отношения. «Цензура должна быть внутри творца, - думал он. - И цензура эта называется мораль, совесть, вкус… А женщина должна волновать своей скрытностью, а не голым задом, извиваниями своими у шеста. Это на Востоке там от развратной пресышенности культивируется танец живота. Так то у себя, в своём гареме. А так женщины те на людях ходят в мешках, или как там их, паранджах. Накинул её на бабу - и всё, нет её для окружающих. Вот тебе и вся «любовь». Потому что женщину там не считают за человека. Даже стол у неё отдельный. И комната, «женская половина»… Да, золотой век - это масло, серебряный - это акварель. Всё последующее - это графика. Ну а на Западе - просто помойка. Не всё, конечно, а в большинстве, наверное, случаев.
Так он думал. И так ему хотелось думать. Простота классификации завораживала его. Хотя он не имел ни одного специального образования ни в одном из этих видов искусств. Музыкалка? так она не в счёт, это лишь начальное образование. Ликбез. Знание музейных залежей? Так это любительство, не более. Обожание литературы? На вкус и цвет, как говорится… «Вот и получается, что об искусстве, о его произведениях могут судить только избранные небожители, боги этого сказочного Олимпа, храма искусств, т. е. сами создатели произведений. А для кого же они тогда их создают? если человеку постороннему нельзя о них судить? Выходит, только для самих себя, для себе подобных? Опять же не вяжется. Тогда только для денег, и ни для чего иного. Там, у них, как раз мерилом всего ценного и достойного и является кошелёк. Заплатили - значит, твоё произведение является искусством. Не взяли - значит нет…»
Дата публикации: 15.10.2013 15:49
Предыдущее: Глава 8. СурэнСледующее: Глава 10. Нечаянное знакомство

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта