Репертуар для театров пишут драматурги. Редкая сегодня профессия на литературных порталах. И полным эксклюзивом является создание крупного драматического произведения в стихах. На нашем портале есть такой драматург – это Майя Полевая. Она автор произведения: «Владимир Красно Солнышко». Историческая драма в 3-х частях. Объём драмы – почти 4500 строк (150 книжных страниц)! Такой «поток» стихотворного текста сначала настораживает: мы читатели, пуганные графоманами. И каково же было удивление, когда автор увлёк меня поэтическим повествованием об эпизоде из истории Руси – её крещении и перипетиях судьбы князя Владимира – крестителя. Стало ясно, что удачный опыт Майи Полевой в поэтической драме, это явление в литературном творчестве на портале. Пересказывать драму не стану, её нужно читать, чтобы не раз удивиться мастерству автора. Для знакомства с Майей я задал ей несколько вопросов: 1. Скажите несколько слов о себе. - Я живу в Волгограде и всю жизнь работаю на заводе (разные профессии). В 2005 году закончила «Политех», в возрасте 42 лет, с красным дипломом. Всегда была "физиком-математиком", занималась точными науками, философией, но после института неожиданно для себя самой начала писать стихи. Заинтересовавшись "правилом золотого сечения" нашла диссертацию о том, что Пушкин писал стихи, руководствуясь им. Коэффициент золотого сечения должен стремиться к 0. Пушкин - единственный поэт, стихи которого имеют коэффициент около 0,003. Именно поэтому его "Онегинская строфа" так легко запоминается. Я пишу стихи с калькулятором, но конечно "нуля" еще не достигла. (для примера - у Маяковского - 12-16). 2. Как появился замысел написать историческую драму? - Историю я люблю с детства. Изучила Карамзина "Историю государства Российского". Из книги узнала, что Владимир, пока был язычником, отличался грубостью и диким нравом. Рогнеду захватил силой и только потом женился. Как же такой варвар стал Святым? На сбор исторических сведений ушло 3/4 времени. Вся драма была написана за год, а правка заняла еще больше. Основной проблемой я поставила именно процесс перевоплощения язычника в Святого, благодаря вере. Язык: старалась выбирать как можно более древние, но еще не совсем забытые слова. Все-таки это 10-й век. Старалась не придерживаться строгой рифмы, но созвучия и четкой ритмичности. Если заметили, я себе придумала 16-строчную строфу: 9а8б9а8б, 9а8б8б9а, 8а9б8а9б, 8а9б9б8а. Как пришла к жанру? Я с детства обожаю Шекспира. В 2006 году впервые прочла его "Генриха VI". Меня потрясло, что вот так, сражаясь в самой гуще, можно описать и сам бой, и переживания, и любовь, и хитрость!!! Захотелось прочитать что-нибудь русское. И тут я узнала, что после "Бориса Годунова" А.С. Пушкина у нас такого никто не писал. Древнюю историю России мы не знаем. Стало просто обидно. Нас учили "кто, если не я?". Может, и звучит высокопарно, но это то, что мною действительно двигало. Трудность в создании исторических произведений - в неточности фактического материала, в его отборе. И хотя книг много, каждый ученый считает себя правым, а всех предшественников - нет. Я старалась придерживаться Карамзина. 3. С какими проблемами приходится сталкиваться автору, работающему в больших поэтических формах, да ещё в драматургии? - Сложно разместить произведение в конкурсах. Сложно завлечь на страницу читателей. Я в 2008 году начала вторую драму – «Рязань» (о разорении ее Батыем). немного в другом стиле - без рифмы, но на строгой ритмике и с калькулятором. Кусочек выставила на сайте, народ сказал, что иго отменили и, вообще, кому нужна история? И хотя осталось каких-нибудь 10 листов, чтобы закончить драму, однако вот уже 3 года не могу писать. Совсем. В ранимости тоже наши проблемы. А мелкие вещи мне неинтересно писать, поэтому стихов у меня очень мало и те философские. Спасибо всем читателям моей драмы. С удовольствием приму Ваши комментарии. Всем желаю творческих успехов и вдохновения. Охотно отвечу на любые вопросы. [27.03.2013] Некоторые дополнения к теме: Музыка стихов. О «золотом сечении» в стихах А.С. Пушкина и др. Гринбаум О.Н. «Золотое сечение» и метафизика пушкинского стиха Перечень действующих лиц даёт представление о масштабе работы, проделанной автором. Майя Полевая Владимир Красно Солнышко Историческая драма в трех частях «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу». А.С.Пушкин ЧАСТЬ I Язычник Действующие лица: Нестор – монах-летописец 12 века Андрей – его помощник, инок. Владимир – князь новгородский, а затем киевский, 27 лет Добрыня – дядя Владимира, воспитатель князя и его правая рука, брат Малуши, матери Владимира Изяслав – старший киевский боярин Ставр – тысяцкий дружины Владимира Сувор – стольник князя Игорь – боярин киевский Рогволд – князь полоцкий (г. Полоцк) Рогнеда – дочь Рогволда Свинельд – старший брат Рогнеды Радок – младший брат Рогнеды, отрок Дионисий – грек, советник Владимира Исидор – грек, советник Рогволда Серко – воевода Полоцкий Тимофей – бояре полоцкие Болеслав Заяц Доброга – слуги князя Владимира, молодые мужики Одинец Агнешка – рабыня Рогнеды Юлия – вдова Ярополка, убитого по приказу Владимира Заренка – наложница князя Владимира Светланка – то же Касля – раб Рогволда Лешек – граф польский, посланец короля (князя) Мешко I Скоморох, наложницы, гонцы ПРОЛОГ 12 век. Келья в монастыре. Летописец Нестор, молодой инок Андрей. Нестор пишет, а Андрей старательно переписывает рукописи. Нестор Давай-ка, отдохнем, Андрейка, Работе нашей нет конца. Водицы ключевой налей-ка, Рушник подай – стереть с лица. Андрей Зачем, поведай, дядя Нестор, Ты пишешь летопись свою? Нестор Секрета в этом не таю – Господь велит сыскать мне место Для истины. Так вереница Страстей людских и ратных дел Пред взором воскрешает лица, Давно ушедшие. Удел Иных людей несет урок. Чтоб не забыли их деянья – Пишу потомкам в назиданье. Спустя столетья, будет прок... |