Страницы из детства. « ...И школа бывает разной...И учителя...» Страница 4 2013-11-28 Мы уже закончили начальную школу, учились в средней параллели... С Фаридой тогда мы были неразлучны, хотя и учились в разных школах: я в школе №69, а она в школе №50 города Казани. Фарида училась в четвертом классе, я - в пятом. Мы учились в разных школах, в разные смены, и реже виделись, - каникулы кончились. Только по выходным дням старались увидеться, чтобы поделиться хотя бы впечатлениями за неделю...о школе, о прочитанных книгах. А читала Фарида очень много. Уже тогда список ее литературы резко отличался от моего. Тогда я читала «Два капитана» В.Каверина, ходила под впечатлением рассказа об удивительной судьбе Сани Григорьева, которому удалось пролить свет на обстоятельства гибели экспедиции капитана Татаринова, и этим самым оправдаться в глазах Кати, главной героини романа. А Фарида уже читала записки журналиста В.Зорина -американиста, о котором я и понятия тогда не имела... Она вела с мамой умные диалоги о евреях, шутила на эту тему: «...Мама, чем отличается Суэцкий канал от канала Грибоедова? – спрашивала Фарида. И сама же отвечала вопрошающей маме: « Тем, что на Суэцком канале евреи сидят на одной стороне канала, а на Грибоедова – на обеих» Было известен факт, что на канале Грибоедова родился некогда политический обозреватель Валентин Зорин.И Фарида знала о нем все, думая, в будущем стать политологом. Я тогда совсем не понимала, почему Фарида так высказывается о евреях...Думала, что есть причины, ведь они делили одну "кухню"...иногда, споря на эту тему, чему я была свидетелем...Но не придавала значения таким разговорам, а Фарида приводила убедительный аргумент:" "Да потому, что они восхваляют себя как благороднейших на земле, а мы в их глазах -не люди, раз мы не принадлежим к их высокому, благородному роду, у нас не то происхождение...они упорствуют, восхваляя себя..." Тогда в "Советах" очень притесняли евреев, "доставали " их по любому поводу...Я это помню...и "продвинутые"фильмы смотрела на эту тему...Попала мне в руки и книга Довлатова, его записки...Обидно было за наше Отечество, такое недальновидное, жалкое...Как и все дела "тогдашнего правительства", заставляющее нас стыдиться по сей день... Она читала зарубежную литературу, а меня увлекала русская литература. Я читала А.П.Чехова, Тургенева, Льва Толстого. С наивностью девчонки верила в первую любовь... Она как-то незаметно пристрастила меня к маркам, собиранию марок по интересу, по теме, значимым событиям. До этого я и понятия не имела, для чего нужно их собирать – усвоила понятия: "кляссер"," гашеные, негашенные" марки. По выходным мы выбирались на марочные рынки в центре города –у книжного - «Дом печати» -и продавали, покупали, выменивали марки. Конечно, Фарида относилась к этому со знанием дела, а я –так, рядом, проявляя некий интерес, скорее, ради подруги.Она с пристрастием объясняла мне, какие марки считаются ценными, какова их цена на «черном рынке» -для меня же - это был «темный лес», я и не прислушивалась особо, считая это неинтересным занятием. Правда,на вырученные деньги, - мы ходили в кино –польза какая –никакая, а была! Да, и информация, которую мы получали через марки об окружающем мире, имела немаловажное значение!Помню, меня восхищали марки,разноцветные, посвященные животному миру, цветам, датам, известным картинам "Третьяковки"...Вот тогда я стала разбираться в живописи, графике...известных именах мира искусства! Если же говорить о нашем быте, то... По вечерам, после школы, мы, дети, всегда были заняты делом –помогали маме, ходили в ночь на работу с ней, дабы облегчить ее ночной труд –приемщицы хлеба...Отец отправлял нас «на подмогу» маме! Поэтому уроки нужно было делать заранее. ...Бывало, ходили в школу и с невыученными уроками –хватали "двойки"! Должна сказать, что школа, в которой мы тогда учились, напоминала некий «зверинец»... Стыдно сказать сейчас, а тогда каждый учитель нашей школы «ходил» с кличкой... "Историчку" называли «Древней бабой»...не со зла... Так она интересно расписывала нам любимый ею «Древний мир», казалось, наш мир –ничего не стоит по сравнению с ним! Ну, и вид соответствовал, будто она - только что «оттуда» из каменного века: она, как дикарка, вечно ходила в огромном безразмерном балахоне с вытянутыми до пола карманами –вечно тянула руки вниз, выискивая тот карман с носовым платком, потом громко высмаркивалась при всех и опять искала карман в подолЕ, чтобы спрятать тот «сопливый смятый платок», одновременно, пытаясь еще и говорить что –то по теме урока... Конечно, мы ее не слышали, а глазами следили за ее действиями, наперед, зная, все ее, отработанные до автоматизма, –движения! Учительницу географии, с вечными «буклями -кудельками» на голове, которая ходила в единственном зеленом платье, похожем на « географическую карту» на доске, - ненавидели, называли – жабой! Она имела обыкновение, - для острастки, еще до звонка, собирать наши «драгоценные» дневники, дабы приструнить нас, чтобы сидели тихо...до конца урока, не шелохнувшись! И мы сидели, и тихо следили за ней из –под парт...там и творили «свои дела», насмешки, назло учительнице, рисуя на нее карикатуры, –кто во что горазд! Учительницу химии –«Кнопку» -маленькую,толстую, уродливую женщину(Прости меня,Господи!) боялись «до потери пульса»! Она наводила на нас особый страх...хотя ее было еле видно из-за стола...такая она была крохотная! Но голос имела необыкновенный! Могла рыкнуть -мало не покажется! Неожиданным ударом по столу огромной деревянной указкой –она «останавливала» на уроке любое наше « личностное проявление»... Резко, хватко, звонко «шарахала» по столу! И мы замолкали! А в ушах звенело!Так «разделила» на две части, однажды, наш классный журнал. Бывало, некоторые девчонки, особо старательные, слабые, непривыкшие, - и в обморок падали! По биологии – особый случай! Звали мы ее ласково: «тетя Лошадь» -приятнейшая дама!Огромная! С красиво уложенным на голове «шикарным» хвостом! Тихая! Вот она умела заставить нас работать на уроке! И мы, безропотно, молча, подчинялись ей! Она не обзывала нас, не оскорбляла, не унижала... Никогда не повышала на нас голоса... И мы были ей благодарны! Поганцы! Додумались: положили однажды ей на стол красиво упакованный подарок – рыбий скелет!Не обиделась! Она и этому подарку нашла применение –уложила этот скелет в красивую прозрачную стеклянную коробочку –на «память»!И демонстрировала всем учителям – с восхищением –как, якобы, удалось нам, «бездарям», сделать такой удивительный скелет, в котором сохранились все хребты и кости! Терпеливая, никогда на нас не обижалась! Ну, а учительницу математики –Галину Федоровну мы любили безмерно!Хотя и она, бедная, ходила в одном и том же форменном бордовом платье...Такое время было...Нарядов у учителей тогда не было!Мы этого на ней не замечали! Казалось, она –красавица! А была обычной наружности...Но мы всегда видели ее издалека и замирали при ее проявлении. Она начинала урок без затей...С ходу, с дверей начинала читать какую –то смешную арифметическую сказку - задачку, заняв наше внимание полностью... И уже было некогда «валять дурака" или нарушать дисциплину –мы и не думали об этом...как можно было ослушаться любимую Галину Федоровну? ! Вот это учитель! Уже тогда, будучи детьми, мы знали, кто чего стоит, кто «по чем»? ... И пусть простят меня все учителя, о которых говорила, вспомнила, и у которых даже не запомнила имен! Владимира Антоновича Варфоломеева -учителя музыки, которого мы обожали, который перевернул все наше представление об учителе, -это отдельная история –рассказ – благодарность моя! На всю оставшуюся жизнь он остался в памяти у ученика, заняв соответствующее место -высокое, достойное! О котором буду помнить всю свою жизнь! Это была школа жизни, и каждый "извлекал" из нее свой "корень" -формулу жизни! |