Это страшное слово сольфеджия Галина Степанова «Повезло» нашему Вадюшке, 31 августа семь лет стукнуло, а на следующий день в школу нужно идти. Даже в две школы – в общеобразовательную и в школу искусств. На вокально-хоровое отделение. С первой школой никаких проблем – учительница ещё маму учила. Мама была отличницей, а яблочко, как известно, от яблоньки… ну, по крайней мере, учительница в это верит. – Что получил, Вадик? Какую оценку?– спрашиваю внука. По средам я забираю его из школы, кормлю обедом и веду на музыку. – Ничего не получил. Ты, что ли, не знаешь, детям оценки в первом классе не ставят. Учительница нас только... целует. – Да-а-а? И тебя целует? – Один раз только. Первое сентября. С днём рождения поздравляла. А вот в музыкальной школе не целуют. Наоборот, два раза в неделю в дневник пишут замечания: «Плохо ведёт себя на уроке сольфеджио» Когда я напоминаю ребёнку, что сегодня у него первым занятием хор, а потом сольфеджио, он возмущается: – Не говори это слово! Не говори! Это плохое слово «сольфеджия»! – Что ты, Вадик, это замечательное слово! Оно означает – пение по нотам. Ты же любишь петь! Твой брат учится музыке в этой же школе и у него есть занятие по сольфеджио. Твои папа и мама учились музыке, папа на скрипке играл, мама на фортепиано. Тоже изучали сольфеджио. Надо всё же подойти к педагогу, выяснить, почему замечания в дневнике. – Вадик, а почему учительница пишет, что ты плохо ведёшь себя на занятии? – Я не знаю, как я плохо веду себя на уроке, – Вадик улыбается, смотрит на меня честными-пречестными глазами,– мне кажется, что я хорошо себя веду. – Учительница делает тебе замечания? Кричит на тебя? – Что ты, бабушка, Елена Николаевна никогда на детей не кричит. Она только меня всё время спрашивает: «Вадик, мы тебе не мешаем?» – А ты?- я изо всех сил сдерживаюсь, чтобы не засмеяться. – А что я? Я говорю: «Нет, не мешаете» – Ну что вот, например, что ты делал на прошлом занятии, когда учительница так спросила? – Под партой ползал. Я стирательную резинку уронил. Ты знаешь, бабушка, резинка, оказывается, так прыгает, ускакала за две парты от меня. Достал. Потом штаны на коленках отчищал. А потом и урок закончился. Всё понятно. Это на прошлом. А на позапрошлом занятии любимый педагог по хору Татьяна Николаевна вышла в коридор и увидела Вадика, разглядывающего развешанные по стенам картины – работы детей изостудии. Удивилась: – Вадик, у тебя же сейчас сольфеджио! Ты почему не на уроке? Ты в туалет ходил? – Нет, не в туалет. – Тебя что,… с урока выгнали? – Татьяна Николаевна уже наслышана о «плохом поведении» своего ученика. – Нет, не выгнали, я сам ушёл,– улыбается Вадик.– Учительница сказала: «Кому неинтересно, кто не хочет учиться, может выйти». Я встал и вышел, мне неинтересно. Всё же я слишком долго собиралась поговорить с учительницей. Сегодня после занятий внук выбежал в вестибюль и радостно сообщил, что Елена Николаевна сама хочет побеседовать со мной о нём и о его поведении. Кошмар! Более 40 лет педагогического стажа, а внук… хулиганит на уроке. Ага, вот, оказывается, как чувствуют себя родители отстающих, хулиганистых учеников, приглашённые «на беседу». Учительница по сольфеджио стройная, подтянутая женщина с усталым интеллигентным лицом. По всему видно, что ей неловко, неудобно рассказывать, как мешает ей проводить уроки сольфеджио мой внук. Она интересуется, как он ведёт себя в общеобразовательной школе. – Хорошо ведёт, – с гордостью говорю я,– на родительском собрании учительница хвалила, отметила, что ребёнок старательный, аккуратный, спокойный, даже… несколько застенчив. –Застенчив?!!! Это Вадик застенчив?! Вскакивает с места, кричит, не слушает. На прошлом занятии он пол- урока лазил под партами. – Я знаю, он уронил на пол резинку. – Он сидит за третьей партой, а ползал он у самой доски, – качает головой учительница. – Понимаете, резинка ускакала, он нашёл её под первой партой,– объясняю я. – Ну, а потом? Чем занимался Вадик потом? До конца урока? – А потом он чистил брюки, он очень аккуратный ребёнок,– я улыбаюсь и думаю, что об этом «сольфеджии» надо написать рассказ, и рассказ будет смешной. Учительница смотрит на меня внимательно. Она знает, что я сама педагог. И она, наверное, хотела побеседовать со мной, как педагог с педагогом. А перед ней просто бабушка, защищающая и оправдывающая своего внука. Мне хочется рассказать ей, какой музыкальный, ну просто одарённый у нас ребёнок, с каким удовольствием он шёл в школу, какой у него замечательный голос и хороший слух. Что ребёнок ещё маленький, и, кажется, просто не понял, что это тоже школа, где нужно сидеть спокойно и слушать внимательно. Но я вижу, как она устала, да и перемена закончилась, в класс заглядывают ребятишки с музыкальными папками. – Дома мы будем беседовать с ним, – обещаю я прощаясь, – думаю, что всё наладится. P.S. И вроде, т.т.т. наладилось… |