Гимнастика, как наука о движениях несет в себе основные цели – здоровье и силу всего организма. В разные периоды эпох, человечество искало ту гимнастическую систему знаний о движениях, которая была бы универсальной, то есть выполняющая те задачи, которые ставит человек перед собой, что бы быть здоровым и сильным, неподвластным болезням и старению. Историю развития гимнастики, как науки о движениях можно начать с древних времен первобытно общинного строя, когда войны племени совершали культовый военный танец, перед тем, как отправится в боевой поход или на охоту. Можно вспомнить и развитие древне греческих Олимпийских игр в Олимпии, где состязались в беге, метании и борьбе. Однако, все это не даст ответа на вопрос, какая же гимнастическая система является универсальной. Для получении ответа на этот вопрос отправимся в эпоху возрождения и просвещения, новую историю и проанализируем развитие гимнастических систем, а также рассмотрим взгляды выдающихся философов и педагогов на гимнастические системы. Фридрих Ян в 1811 году организовал под Берлином гимнастическую площадку с перекладинами, брусьями, конем и т.д. методика его преподавания и классификация упражнений не имели научного обоснования. Не была разработана физическая нагрузка и дозировка. Не было врачебного контроля. Это было началом появления немецкой гимнастики. Петр Францович Лесгафт – русский педагог, физиолог и анатом подвергал критике немецкую гимнастику не предназначенную для школьников. Адольф Шписс разработал схему урока гимнастики в школах и в 1840 году он написал труд «Учение о турнерском искусстве», где он изложил свою систему. Другая известная система – Шведская гимнастика. Основатель Петр Линг. В 1813 году в Стокгольме он открыл гимнастический институт, после его смерти, его дело продолжил Ялмар Линг. Все упражнения делились на четыре группы: 1) педагогическая гимнастика – для здоровья; 2) военная гимнастика; 3) врачебная гимнастика; 4) эстетическая гимнастика – чувство прекрасного благодаря пластическим движениям. Линг для научного обоснования выделял анатомические и физиологические данные. Классификация проводилась по анатомическому принципу, так как физиология была слабо развита. Использовались гимнастические снаряды: стенка, скамья и бревно. Недостатками системы были: отсутствие индивидуального подхода, угловатость, статичность. Гимнастика получила распространение во многих странах Европы и Америки. Основная гимнастика Нильса Бука напоминала модернизированную шведскую гимнастику: 1) упражнения без снарядов; 2) упражнения со снарядами шведского типа; 3) упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Все упражнения выполнялись поточным методом. Естественная гимнастика Гаульгофера и Штрайхера (австрийцы) заменила гимнастику Шписса. Они написали труды: «Система школьной гимнастики» (1927г.), «Естественная гимнастика» (1930г.). Они считали, что естественная гимнастика должна протекать в естественных условиях. Упражнения классифицировались таким образом: 1) оживляющие (бег, игры); 2) основные упражнения для туловища, на равновесие, для развития силы и ловкости; 3) успокаивающие (ходьба). Основными средствами были: легкая атлетика, борьба, бокс, плавание, зимние виды спорта, фехтование. Французская гимнастика была основана офицером испанской армии Франциско Аморосом. Он открыл в 1817 году в Париже частное гимнастическое заведение. В 30-х годах он инспектировал гражданские и военные учебные заведения, наблюдал за физической подготовкой. Анализируя суворовские победы и военные искусства русской армии, он применил их методы и средства на практике. В его систему входили следующие упражнения: ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, лазание. Борьба. Сокольская или Чешская гимнастика возникла в 60-х годах 19-го века. «Сокол» - символ свободы, храбрости и мужества граждан Чехии против австро-венгерского засилья. Развитие чешской гимнастики получило свое развитие благодаря Мирославу Тыршу – основателю сокольской гимнастики. В сокольскую гимнастику входили следующие группы движений: 1) упражнения без снарядов; 2) упражнения на снарядах; 3) групповые упражнения; 4) боевые упражнения. Именно Сокольская гимнастика легла в основу спортивной гимнастики и спортивной акробатики. С давних времен акробатика существовала и до появления сокольской гимнастики. Акробатика существовала в частных, уличных цирках, использовалась клоунами и шутами – для веселья народа. Известна так называемая индивидуальная гимнастика Иоганна Мюллера («Моя система»), а так же различные разновидности художественной гимнастики для женщин - Жака Далькроза, Айседоры Дункан и других. Эти гимнастики получили свое развитие во втором периоде Новой истории. Для дальнейшего анализа гимнастических систем рассмотрим взгляды философов и педагогов, ученых на предмет гимнастики. Петр Францович Лесгафт – известный анатом. Физиолог и педагог, работающий в Санкт-Петербурге в конце 19-го начале 20-го веков, подвергал критике Шведскую, Немецкую и Чешскую гимнастики из-за их статичности, не имеющих научного анатомического и физиологического обоснования, и несущие травматизм человеческому организму. Жорж Демени (1850-1917 гг.) в 1886 году открыл клуб «рациональной гимнастики» в Париже. Изучив Шведскую и Немецкую гимнастики он подверг их критике так же, как и Лесгафт. В основу системы Демени легли обще-развивающие упражнения: ходьба, бег, прыжки, тяжести, лазанье, метание, защита и нападение, упражнения для конечностей и туловища, им разработана «основная гимнастика для женщин». В своих трудах он писал: «… все движения должны быть динамичными, а не статичными. Используя физические упражнения надо улучшать физиологические возможности человеческого организма. Следует обратить внимание на координацию движений при использовании физических упражнений. Его цель – воспитание ловкости, силы, красоты, мужества и воли». Еще Платон (427-347 гг. до н.э.) в труде «Государство» писал о простой и военной гимнастике. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона, учитель Александра Македонского, писал о том, что слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, а пользоваться гимнастикой в меру – укрепляет и закаляет здоровье. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) писал о физических упражнениях, как упражнениях, которые помогают лечению разных болезней. Теперь осталось провести анализ того, какая же гимнастическая система является универсальной. Подходит для развития и укрепления человека. Исходя из высказываний и исторических особенностей создания известных гимнастических систем, можно сделать следующие выводы: 1) искомая система должна заключать в себе упражнения или группы упражнений, которые отвечали бы анатомическим и физиологическим особенностям строения человеческого организма, то есть были бы пригодны для человека; 2) система должна обладать естественными для человека движениями; 3) так как естественные движения для человека являются непременно военными, то она должна быть военной; 4) должна заключать в себе подготовительные, подводящие и специальные упражнения, то есть должна постепенно обучать сложностям и трудным элементам; 5) должна содержать, как статические, так и динамические движения с преобладанием последних; 6) быть эстетической, то есть красивой и учить прекрасному по средством движений, обучать подрастающее поколение, а так же гимнастика должна носить воспитательный характер обучения; 7) поиск такой системы знаний о физических упражнениях не может создать один или много людей – в силу объема знаний содержащихся в ней (он должен быть огромен). Отсюда следует, что эта система должна быть создана на протяжении тысячелетий, многими людьми, а не единицами или десятками создателей известных европейских гимнастических систем (Шведской, Немецкой, Чешской, Французской и т.д.). В трудах европейских философов, ученых и педагогов можно найти ответ на этот вопрос. Он скрыт в трудах великих философов и педагогов. Эти слова таковы: естественная и военная. Ни шведская, ни немецкая, ни чешская, ни какая либо другая гимнастическая система, развитая в Европе не отвечает смыслу этих слов, хотя в своей структуре эти гимнастики имеют эти слова. В каждой из них бала группа движений (бокс, борьба, приемы защиты и нападения), которые можно назвать боевыми, но не военными. Однако, если выйти за рамки изучения курса истории физического воспитания Европы и Америки, то можно найти такую систему. Если хочешь найти истину, нужно мыслить так, что бы видеть мир одним взглядом, а не рассматривать историю физического воспитания опираясь лишь на развитие оной в Европе и Америке. Мир велик и люди в нем составляют одну из важных механизмов созидания, творчества и путей решения процветания. В мире действительно существует такая гимнастическая система, кстати весьма древняя, которая отвечала бы всем перечисленным критериям, и была бы естественной для человека и военная. Создание этой самой древней и многообразной гимнастической системы принадлежит китайскому народу, и называется она У-ШУ. Это древнее военное искусство. Ушу развивалось тысячелетиями, является естественной для человека и военной гимнастикой, то есть содержит в своей структуре боевые элементы с бесчисленным количеством предметов и без них. Сюда же относятся и оздоровительные, дыхательные системы, тоже являющиеся военными и потому естественными. Ушу развивает весь организм человека. Наименее травматичен. Обладает своей богатой хореографией – базовые военные движения и позиции. Над созданием ушу трудились лучшие мастера, в его создании принимали участие великие философы, поэты, педагоги и прославленные генералы. Об ушу, об этом древнем и самом красивом искусстве можно говорить вечность, но это выходит за рамки данной работы. Еще один важный момент, который здесь надо разобрать – это благородство и цель происхождения известных и развитых гимнастических систем, к которым можно отнести: спортивная гимнастика (прародителем которой была Чешская гимнастика, которая получила развитие в начале 19-го века, в 60-х годах); художественная гимнастика (прародителем которой была индивидуальная гимнастика, которая получила развитие во 2-й половине новой истории); гимнастика ушу (прародителем которой послужило воинское искусство – ушу, зародившееся в Китае с древних времен). Спортивная гимнастика уходит глубоко корнями в цирковую акробатику, которая до сих пор широко используется в цирке. Ее основателями были шуты, скоморохи, которые веселили знать и народ, демонстрировали свое умение кувыркаться перед королем и вельможами. При этом нельзя не заметить, что сальто или акробатические движения являются не естественными для человека, они скорее приемлемы для движений обезьян (приматов), кувыркающихся и висящих на деревьях. Художественная гимнастика появилась для развития женской фигуры, то есть для похудения и приобретения красивой, изящной женской фигуры. Хотя в нынешнее время спортсменки по художественной гимнастике выглядят слишком худыми, с бедрами, как у мальчиков, с узкой талией, скорее похожую на талию юношей-подростков. Выполнение шпагатов, а особенно отрицательного, является патологией, то есть не естественной и уродливой для человека. Деградация женской фигуры, как худой и не привлекательной, с размерами 90х60х90 превратилось в патологическую зависимость от моды. Это начало сказываться на генетическую наследственность будущего поколения. Слепое подражание молодых девочек современной моде привело к человеческой патологии, то есть к рождению больных детей. В настоящее время эта проблема является задачей номер один перед человечеством. Программы решения, которых уже ведутся и решаются в настоящее время совместно с учеными, медиками и организаторами мод. Гимнастика ушу. Ее благородное происхождение относится к прославленным воинам, национальным героям, поэтам, ученым, философам, легендарным генералам, независимо от богатства, и связано с естественными возможностями развития в физическом, духовном, оздоровительном, нравственном, трудовом и интеллектуальном направлении. Отвечает всем критериям гимнастической системы, как универсальной и естественно пригодной для человека. |