Чтение, на самом деле, было приятным! Игорь, как показывает знакомство с его творчеством, вообще не пасует ни перед какими темами, тем паче, вечными. Но тем приятнее услышать старую песню на новый лад. На сей раз в мифологическом, сказочном преломлении молодого современника – ГГ Евгения по прозвищу Кощей. Мы вместе с автором исследуем тему дружбы, неизбежно примеряя предлагаемые сказкой одежки на самих себя. Интересен ли человек человеку, да или нет, и почему? Не мог Евгений допустить, что единственный друг держит его только для потехи. Раз за разом он прокручивал эту ситуацию у себя в голове, не находя верного ответа. Способен ли человек изменить взгляд на себя, на окружающий мир? Что значит обрести свое место в жизни? Как перестать причинять боль другим и перестать скрывать себя, настоящего? Казалось бы, каким образом, ни много ни мало, ответы(!) умещаются в небольшом рассказе? Но тем и ценны талантливые произведения, что позволяют, читая, дорисовать мир, который вдруг становится необыкновенно ёмким и, что втройне ценно, позитивным! Как и обещает название, мы, действительно, попадаем в самое нутро сказки, вместе с ГГ перемещаясь из повседневности в славянские мифы, из сна в явь. И так зыбкие границы вдруг исчезают, и мы неожиданно чувствуем себя комфортно там, где, казалось бы, не живут. Однако именно среди нежити и пробуждается самая, что ни на есть, полноценная жизнь! Интригу сюжета хочется оставить для читателя, а обратить внимание на моменты, которые явно удались или могут и далее безудержно стремиться к совершенству. Замечательно прописан изображенный мир вместе с четкими описаниями пространственного пребывания ГГ. Повествование ведется сказом, благодаря чему мы нигде не теряем присутствия ГГ, остро обдумывающего этимологию слова «дружба». Ибо сомнения, конечно, ни что иное, как источник развития. И вместе с этими сомнениями и их носителем, ряженым для «тематического маскарада», или, попросту, «традиционной новогодней пьянки», мы падаем в единственный в городе открытый канализационный люк, в катакомбах которого начинается сказка со всеми ее превращениями. Надо отметить мастерское изображение портретов героев, как главных, так и второстепенных. Всем сестрам, что называется, роздано по серьгам, в зависимости от родства. И самыми родными оказались представители «нежити»: медведь Войтек (проводник и психологический двойник ГГ (в медведе была затаенная боль, невыразимая мольба, спрятавшаяся от невнимательного взгляда), бабушка (Яга), кукла-кикимора Мара, болотница Тина, кот Баюн. У каждого — свой уникальный характер, голос, богато интонированный с индивидуальной речевой манерой, и, конечно, неподражаемый облик. Психологический портрет Евгения, который на всем протяжении истории одержим самоанализом, прописан особенно тщательно. Один только «маскарад» пришитых и намертво приклеенных одна на другую одежек и аксессуаров Кощея чего стоит! Конечно, вся эта «чешуя» ни что иное, как метафора наносных оболочек его глубоко запрятанной (от себя самого) души. Как и обретенный после духовного преображения наряд молодца. Значительно менее подробно, и это вполне оправдано, портретами-впечатлениями описаны представители привычного нам мира – однокурсник Славик, который стал последним близким человеком, друзья – «кодла» новогоднего праздника, которые во главе с ним «надругались» над ГГ. Остановлюсь на технике описания одной из опорных точек композиции. «Кощей» проходит у большого костра, полыхавшего синим, бездымным пламенем, несколько испытаний, это очень интересно, не буду лишать читателей удовольствия новизны. Отмечу лишь, что в эпизоде, где Женя разъясняет обиды Тины, уходящие вглубь веков, хотелось бы видеть текст более изящным. Понятно, что это сверхзадача, но, мне кажется, автор вполне способен с ней справиться. Зато чудесное принятие Тиной своей уродливой природы и выход из обид изображены ...просто! Как будто это на самом деле просто!!! Она встала и вышла... (...) ноги ей заменяла пара шишковатых, бордовых гусиных лап. Безусловно украшает рассказ вставная новелла о маминой швейной игле. Женя – сирота, об этом сообщается в начале рассказа. А в развязке, которая, впрочем, оставлена открытой, мы вновь встречаемся с родителями, в частности, с мамой. Недосказанная загадка – игла, которая и «превратила» мальчика в Кощея. (По древнейшим языческим поверьям, Кощей изначально был божеством положительным). Мама сочла эту иглу счастливой и «схоронила» по обычаю. Вот почему Женя остро переживал отсутствие бессмертия – загадочная фраза из первого абзаца вполне может быть интерпретирована и в таком ключе! Он забыл про эту иглу, хотя должен был помнить, а сказки кота Баюна оживили воспоминания! Почему забыл? Инфантильные претензии к родителям, к обществу, озвученные бабушкой: -Зовут ли тебя Кощеем за судьбу твою? - продолжала покойница — Был ли ты в плену у врагов своих, заставляли ли тебя изменить себе и обычаям, жить по их указке и плясать под чужую дудку? -Все так — ответил Евгений – которые, врезаясь в самую сердцевину рассказа и в финал, как бы протыкают произведение, словно нанизывая его на вилку! Которую читатель самостоятельно должен донести до рта, разжевать, оценить на вкус. Совсем небольшое замечание по деталям-микрообразам, предваряющим попадание Евгения в сказочный мир. Гражданку Огнёву Марью Петровну, автора заявления об отсутствии канализационного люка, вполне можно было одарить более сочным именем, например, Ядвиги Бабаевны, не забыв по пути сантехника Григория (почему не Михаила?), а также почтить особым вниманием перекрёсток улиц Садовой и Полевой. Откуда в мегаполисе, где есть ВУЗ, такие наименования улиц? Впрочем, не исключаю, что «обычные» имена и названия – задумка автора, четко разграничивающего сказку и реальность, хотя... Замечания по стилистике теста, конечно, есть, особенно в части жизнеподобия. Как раз фантастика отписана гораздо более гладко и цельно. Но это — кропотливая работа автора, он может ею заниматься или оставить, как есть. Главное, что в рассказе есть то, ради чего мы и обращаемся к литературе. У всех есть затаенная боль, которую должен кто-то излечить. Я сказал, что все изменится, но сразу ни одна рана не заживает. Остается лишь пожелать Игорю дальнейших творческих успехов! |