Ироническое стихотворение с глубоким философским смыслом. Для понимания требует обращения к словарям, либо адресовано ценителям философских ребусов. Ко мне, как к читателю, автор попал по адресу. Впрочем, не будь это заданием для рецензирования, я бы им заинтересовалась, пожалуй, лишь в серьезной подборке произведений автора, творчество которого очень нравится, совпадает в плане мировоззрения и хочется постичь смысл всякой строки, потому что это уже становится сотворчеством и наполняет жизнь смыслом. Начну с замечаний по черепахе (биология — моя бесконечная любовь). «С экологической точки зрения виды черепах делятся на морские и наземные, а наземные, в свою очередь, подразделяются на сухопутные и пресноводные. Из 26 известных науке семейств черепах 12 существуют и сегодня. Морские черепахи (лат. Cheloniidae) — семейство черепах из надсемейства Chelonioidea.» (Википедия). «Подвид» - таксонометрически неточный термин. Панцирь — это скелет, а не кожа. Толстокожей черепаха быть не может. Толстокожий носорог, так автоматически в голове всплывает. Переносное значение – Не способный к тонкому восприятию, грубый, неотзывчивый (разговорное) (Викисловарь). Не соглашусь, что морская черепаха подходит под переносное значение слова «толстокожий». Если передумать строчку лексически – подвид рептилий толстокожих – то получится без вопросов. Необходимый для понимания смысла глоссарий: Аристарх Самосский (ок. 310 до н. э.) — древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Гелиоцентрическая система получила развитие лишь по прошествии почти 1800 лет в трудах Коперника и его последователей (Википедия). Альдебаран — ярчайшая звезда в созвездии Тельца и во всём Зодиаке, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. (…) Также известны названия Палилий и Лампарус (Википедия). По определению, могут быть лишь в единственном числе. Очень красивые, поэтичные названия. По древней легенде, плоская Земля – это центр мира, она покоится на трех китах(слонах), которые уместились на черепахе, плывущей в безбрежном пространстве. Тоже красиво, очень мечтательно. Стихотворение состоит из шести графически разделенных катренов, написано четырехстопным ямбом перекрестной рифмовкой АБАБ. Рифмы женские, очень интересные. Особенно хочется отметить Аристарха – черепаха, Альдебараны – меридианы, Самосский – плоский, как построенные на оригинальных собственных именах. В первом катрене наша черепаха спасается от плутней Аристарха. Ведь он развенчал ее вековое величие! Сбежав от плутней Аристарха, плыла по морю днем погожим трехвековая черепаха - подвид рептилий толстокожих. Во втором-пятом катренах описывается преобразование ветхого мира в стройную математическую теорию. Преобразование шло метафорически-разнообразно. Олицетворенное, Лизало солнце утомленно шершавый панцирь цвета меда, а мир катился по наклонной – очень метко, тем более, что мир только тем и занимается, что катится по наклонной, сминая купол небосвода, смывая лунные пожары: неторопливо, не без лоска приобретало форму шара то, что собой являло плоскость. Хочется отметить метафору лунных затмений – лунные пожары. Определяя расстояния до Солнца и Луны и их размеры, Аристарх использовал научный метод, основанный на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений (Википедия). Приятно, что лунные затмения-пожары здесь присутствуют на законных основаниях. Крушение «старого мира» происходит очень наглядно, изобретательно: Лампарусы, Альдебараны в недоумении алели: ерошились меридианы, перегибались параллели. Но входит в противоречие с логикой сюжета. На плоскости меридианов и параллелей быть не могло, там – координатная сетка под прямыми углами. Если бы мир из шара преобразовывался в плоскость, тогда – да. Досадная неточность, хотя очень красиво. Впрочем, в этом месте я не уверена. Буду признательна точным разъяснениям. В результате: На шик парадного мундира менялась ветхая рубаха - вершилось возрожденье мира. Замечательные метафоры старой и новой теорий мироздания. Перипетии «преобразования мира» завершаются идиллическим «собака лает – караван идет»: Плыла по морю черепаха… Через отточия, в шестом катрене, приемом кольцевой композиции, мы возвращаемся к Аристарху и черепахе, но уже к черепахе в новом исполнении. Бранился Аристарх Самосский, от потрясений подуставший. В кастрюльке - маленькой и плоской - варился супчик черепаший. Собственно, а почему Аристарх бранился? Древние Греки – не религиозные фанатики, они оценили по достоинству его открытия – его имя записано на скрижалях (События запечатлены на скрижалях истории (перен.;высок.) – толковый словарь русского языка). Впрочем, Аристарх просто устал, ведь он такой древний!!! А потому сытный обед замечательно завершает иронию замечательного стихотворения! |