Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9139 [ символов ]
Полезная жизнь
Когда кончатся эти машины? Когда? Летят по шоссе, кажется, раздавят и не заметят!
Мне восемь лет, я жду людей: для нескольких пешеходов сердобольный водитель притормозит, хотя ждать можно долго — днем взрослые все на работе.
Спасают бабушки, которые просят перевести через дорогу, они тоже боятся машин. Рядом со старушкой я становлюсь храброй, осторожно беру ее под руку и делаю шаг к шоссе. И ближайший грузовик, как по волшебству, прекращает безумный свой бег. Без бабушек стоять бы мне, не перестоять, что в одну, что в другую сторону!
Небольшими шажками мы переходим дорогу, а там, друг другом довольные, прощаемся. Бабушка ласково благодарит и желает мне, внученьке, хорошего мужа. И я, совершенно счастливая, убегая вприпрыжку, улыбаюсь самой себе: какие они странные, эти бабушки!
Маленькие, сухонькие, с дутыми сумками в тонких руках, в темных юбках, вязаных кофточках, в светлых платочках... Где они нынче? Наверное, только в сказках и остались бабушки моего детства, из далеких семидесятых.
По замыслу градостроителей магазин «Хлеб» располагался у панельной высотки, на краю огромного пустыря. От плотно застроенного микрорайона его как раз и отделяло то самое широкое шоссе. Среди наших домов, видимо из человеколюбия, архитекторы расположили продуктовый магазин с вино-водочным отделом, но без хлеба.
Однако речь не о хлебе, а о ценности человеческой жизни, что пришла в походе за ним. Однажды у обочины в детской моей голове появился вопрос: почему не устроить подземный переход? Раз эти грузовики так спешат, а светофоров, конечно, нет лишь потому, чтобы их не задерживать, то как переход был бы кстати! Разве он может стоить дороже человеческой жизни?
Тут меня пронзила удивительно яркая мысль: что жизнь человеческая бесценна! А я на самом деле искренне полагала, что жизнь, не важно чья, бабушки, алкоголика или ребенка, неповторима и, видно, зачем-то нужна. Зачем — это тайна, ее я постичь не пыталась, но внутри уверенно знала, что если какой-то грузовик на человека наедет, всем тоже несладко придется. Словно машины не сами по себе ехали, а по жизни нашей катили, и запросто могли ее раздавить.
 
А потом я как-то об этом забыла... Когда? Лет в одиннадцать или двенадцать... Пустырь оброс жилыми домами, по шоссе пустили автобусы. Людей вокруг стало больше, появились остановки, на них — светофоры, а бабушки, что просили помочь, куда-то исчезли.
О том, что жизнь бесценна, я не вспоминала, как-то повода не было. Теперь у перехода я ждала не людей, а зеленый свет светофора.
Жили мы с мамой вдвоем, очень скромно. Мама оплачивала «кооператив», и денег всегда не хватало. Но мы об этом не печалились: так было, и другого не было. Я мечтала скорей подрасти, и тогда купим все, что душа пожелает! Ради светлого будущего я отлично училась, свято веря, что именно тем его приближаю, и не только для нас с мамой.
Но скоро сказка сказывается... Как раз во время явления светофоров и возник дядя Коля, вроде как мне отчим. А с ним в нашем доме завелись разговоры о справедливости, вернее, об ее отсутствии. Разговоры эти были всегда и везде, но меня не касались, а теперь... проползли в мое сердце... и обернулись в нем детским бессилием.
Дядя Коля казался мне личностью странной. Как я жалела, что он непонятно где и кем работает, и я не могла с радостью, как другие дети, возвестить его звание, с радостью, прежде всего, для себя! Вот мама, к примеру, шила красивую одежду для женщин. И я знала, что женщина всегда должна быть красивой! Потому что это важно не меньше, чем хлеб, дом, школа, больница. Вырасту, и обязательно стану модельером! И моя одежда будет нарядной, доступной и для каждой дамы — только своей! А пока надо учиться — это все, что я могла сделать.
И вдруг – дядя Коля! Я маму не понимала отчаянно: что она в нем нашла? Но мама на дядю Колю не могла наглядеться, очень его любила. А у меня не получалось, как ни старалась, хотя все вокруг говорили, что дядя Коля неотразимо красив, потому что похож на артиста, и даже маме завидовали.
Чем он красив? Непонятно! Никакой красоты я в нем не находила. Как раз наоборот! На словах дядя Коля был полон благих начинаний, но что-то вечно ему мешало. А маме никто не мешал, она об этом не думала, ведь семью надо кормить, и она работала на той работе, которая ей нравилась, в ателье.
Только теперь мама работала день и ночь, лишь бы заработать денег, но так и не смогла дать дяде Коле счастья, как ни старалась... И однажды до меня дошло, что дядя Коля, просто-напросто, объедает маму. Работать он не любит и не будет, а она того словно не видит. И мое сердце взорвалось от боли за мамину любовь...
Мир разломился на две неравные части. С тех пор я стала относиться к людям не как к незыблемой ценности, к тайне и кладезю возможного спасения (не знаю, чьего и чего), а как к вещам, что должны быть полезны. Кто не работает — тот не ест!!! Самое страшное, что я при этом тихонько себя ненавидела. За что? Не могла понять. Но что-то во мне стало неправильным.
И когда в народе пошли разговоры о том, что «не нужно» ветеранам цветов, могилы павшим воинам украшать, поминать ритуалами, дорогими, конечно же, в счет народа(!), тут я была несогласная в корне. Случилось это на тотальной пропаже из магазинов шоколада, а с ним, вероятно, и многих других продуктов, но я запомнила именно шоколадки, маленькие медальки, что покупала себе в конце четверти как награду.
Всех я уже судила, мертвых и живых, но павших в бою — никогда! В этом месте никакой дядя Коля так меня ни в чем и не убедил. Откуда-то я понимала, что павшие воины все знают о жизни и как-то в ней тоже участвуют. И наша им память важна. Только мы их не слышим.
 
Прошло много лет. Как и хотела, я стала успешной дамой, известным стилистом. Любимая родина влилась в глобальный вертеп, теперь и мы, как весь цивилизованный мир, живем очень полезной жизнью. Она дала шоколад, много шоколада, он давно потерял всякий вкус.
И уже не грузовики мчатся потоком по широкому шоссе моего детства, а роскошные автомобили стынут в пробке на той же самой, но узкой сегодня дороге. И успешные люди, провожая восхищенным взглядом, желают хорошего любовника. Откуда им знать, что в детстве я переводила через дорогу стареньких бабушек и их заветное слово было услышано!
И все, казалось бы, просто: плохой дядя Коля, а мне удалось прорваться. Но я помню его, в пьяном угаре, уже пожилым, когда он, обливаясь слезами, вспоминал свое детство в Сибири, куда не дошла война, но доехали краснощекие квартиранты, все как один, с белыми билетами и, конечно, с деньгами, которые непонятно чем занимались. В то время как его мать, с юности пламенная комсомолка, пропадала день и ночь на военном заводе. И однажды домой не вернулась — так на войне и осталась, взорвавшись инфарктом. А его увезли в детский дом. В то время как квартиранты...
И с чего он кому-то должен, когда ему мать не вернули? Кто за это ответит? И почему моя мама, едва я закончила институт, умерла так рано, стараясь во всем угодить дяде Коле, бесконечно устав от его капризов и выходок? Как с этим быть?
И в сумасшедшей погоне за рейтингом, клиентом, успехом мне кажется, что я опять у шоссе, а по нему мчатся ...танки, но мне надо на ту сторону, за хлебом, за простым хлебом, потому что должна его принести... Жду, когда подойдет незнакомая бабушка и мы остановим их безумный пробег. Вот ко мне кто-то несмело подходит, стоит за спиной, а сердце колотится танковым ревом... Нет, это не бабушка, здесь... дядя Коля!
И я его, давно почившего, понурого, бесконечно несчастного, хватаю под руку, прижимаю к себе, как родного, мы шагаем вперед, и вдруг... исчезают танки... А с ними шоссе, потому что ко мне подошла трехлетняя внучка с «Курочкой Рябой» и просит ее прочитать. Я беру малышку на руки, мы раскрываем огромную книжку с расписными картинками аж в три ряда на развороте, и я читаю.
И вспоминаю себя, совсем маленькой, как сижу одна на стареньком нашем диване, потому что мама в ателье, детский сад на карантине, а я сама себе взрослая. И будто читаю, на самом деле потихоньку листаю старую книжку с декорациями вечной истории, распевая на память слова, что до сих пор не приелись.
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь дед, не плачь, баба! Снесу вам яичко не золотое, а простое!»
Всегда пыталась понять: почему золотому яичку разбиться, и только простое утешит? И спустя много лет, маленькой внучке читая «Курочку Рябу», пронзило: нет ничего важнее, чем эта сейчас книжка. Вспомнила разом походы за хлебом, вещих в них бабушек, мамину любовь, несчастного дядю Колю, эхо войны, осколки моего разбитого мира...
Дремучие, мудрые, простые слова крутятся, не исчезают... Курочка Ряба... Яички... Осколки... Это никогда, никогда не кончится... Потому что жизнь человеческая, нет, она не должна, не может быть полезной — она бесценна!
Дата публикации: 31.08.2014 17:17
Предыдущее: ВстречаСледующее: Рецензия на рассказ Ляны Аракелян «Здесь рождались гении»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Макарченко[ 03.09.2014 ]
   Мне работа очень понравилась!
 
Ольга Немежикова[ 07.09.2014 ]
   Уважаемый Владимир! Спасибо за внимание!
Глушенков Николай Георгиевич[ 07.09.2014 ]
   Очень легко читается, да и повествование изложено интересно. Спасибо.
   Некоторые замечания отправлю Вам на почту.
 
Ольга Немежикова[ 07.09.2014 ]
   Уважаемый Николай Георгиевич! Искренне благодарю за Ваши замечания! Исправлю, как только закончится летний конкурс Новые имена".

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта