Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 23952 [ символов ]
Эпизоды из жизни Ходжи Насреддина...
Эпизоды из жизни Ходжы Насреддина…
Жил Ходжа Насреддин в жестокие времена Тамерлана. Этот хромоногий уродец - кровавый тиран, жестокий правитель. С многочисленным воинством своим он наводил ужас на народы окружающие, даже подвластных. Еще не покоренные, не истребленные – беспокоились за свою судьбу. Подвластные страшились самодурств тирана: беспрекословно исполняли все желания лишенного чувственности и сострадания правителя. В 1387 г. (786 по исламскому летоисчислению) в Исфагане воины Тамерлана истребили 70 тысяч мирных жителей. Соорудили из голов огромные, рвущиеся к небу пирамиды. В 1398 (797 г. исл. лет.) воины Тимура (Тамерлана) возвели пирамиды из 100 тысяч умерщвленных жителей Индии. В 1401 (800 г. исл. лет.) Тимур подавил восстание в Багдаде. В день праздника Курбана воины обезглавили 90 тысяч человек. В их числе пленники из Сирии. Из их голов соорудили 120 пирамид. На обширных территориях
Тимура находились из человеческих голов-черепов многие
Пирамиды. Не менее жестоким оказался его сын: прозван в народе Миран-шах, шах змей. По его приказу в сирийском городе Алеппо содрали кожу с живого, непокорного хуруфита: поэта, мыслителя Имадеддина Насими.
Ходжа Насреддин по двум важным обстоятельствам дома
задержался: мучает хворь, да выяснить отношения с женой пора. Довела до нервного взрыва многочисленными жалобами, требованиями. Не успел раскипятиться, сорвал двери сосед:
«- Салям, Ходжа! Аллах ахбар!»
Ходжу застал в расстроенных чувствах: не остыл! Собрался злобу выместить на постороннем:
«Тебе что надо?! Почему спозаранку на тощий желудок вспомнил Аллаха? Что приснилось? По призыву Великого Аллаха, Его Пророка решил отправиться на богоугодное дело?»
« Нет. Я пришел поднять тебе настроение." - Оправдывается сосед.
«Это зачем?» - Удивился Ходжа. веселит и тревожит сосед редко.
«- Как же! Жена послала! Нарезает овощи, готовит салат: не нашла оливкового масла: просила одолжить! Не откажешь?" - Сосед не садится: решил в два счета обделать дельце - из дома выскочил.
«Уже готовит салат?! А моя жена любимая, рано встает, много трудится не замесила еще тесто: твоя уже испекла лепешки?»
«- В печи!» - Сообщил сосед: намек о срочной потребности масла.
«Мне бы такую жену! - Цокнул губами Ходжа. - Тебя хочу огорчить: не одолжу! Сроду мы не используем оливковое масло! Зелень заправляем маслом джутовым: оно вкуснее, многим дешевле!»
«- Я и не знал! Нужно попробовать...» - Сосед задвигался. Понял: не удастся исполнить в точности задание жены. Ушел!
Ходжа ухмыляется: выпроводил соседа, не обидел! Хочет продолжить выяснять отношения с женой: нет настроения! Сбил сосед... Не решил Ходжа, что делать, как поступить: вернулся сосед!
«- Салям алейкум, Ходжа!»
«Алейкум салям, сосед! Какое задание жены исполняешь?»
«- Ходжа, я к тебе как к самому лучшему соседу...»
«Проси! Все отдам! Даже свою жену: в придачу!» - Ходжа не может без циничных своих шуточек. Хватают за живое! Не знаешь: смеяться до коликов в животе или упади трупом от обиды.
«- Да, вот! Мне нужно джутовое масло. Жена тоже считает: джутовое масло вкуснее, хотя с горечью. Зато дешевле!»
«Умная у тебя жена! Мне бы такую! Не подскажешь, где сыскать, купить умную жену? Ты понимаешь, калыма нет у меня: одолжишь?»
«- Моя жена...- Сосед переминается с ноги на ногу, не знает, куда руки подевать. На этот раз он явился с сосудом для масла, надо понимать... - Жена... за маслом...» - Предусмотрела жена соседская.
«Хорошо! Сейчас мы все решим! - Указательным пальцем Ходжа почесал бороду. Хитро прищурил глаза. - Пришли свою жену к моей...»
«- Может, ты сам это... без жены?" - Изначально дома решили обойти эту каргу: известная жадина! Ходжа хитрит: выглядеть приятелем хочет, не отказать - отправляет к жене!
«Как это без жены?! - Ходжа не скрывает своего возмущения. - Моя жена - хозяйка в доме! Распоряжается джутовым маслом!»
«- Жена моя... я тоже так считаю! Жена твоя... не даст!»
«Как это не даст?! Ведь я согласен, разрешил! - Возмутился Ходжа. - Зачем, зачем ты ищешь причину разлада? Мы живем Душа в Душу!»
«- Твоя жена не послушает... Не даст! Так считает моя жена!»
«Ты уверен? Да, твоя жена молодая, красивая, умная! Моя не такая умная. У нее большой жизненный опыт! Поменяемся?!»
«- Как это поменяемся? - Не понял сосед. - У нас ишак и дети!»
«Своего ишака не отдам, но дети... Дети - в придачу! К маслу!»
«- Как это поменяться? - Не поймет сосед. - Разве можно?»
«Очень просто: я - тебе отдам свою жену с джутовым маслом... А ты мне - одну жену! Предлагаю очень выгодную сделку!»
«- Очень выгодная! Для тебя! Но... что делать собираешься с хозяйством и детьми? Я так понимаю: меняешься домами?!»
«О доме даже не подумал... Стоит поменять жену и дом! Детей? И детьми обменяемся, их поделим! Сложим всех детей: поделим!»
«- Я пойду... Посоветуюсь с женой! - Сосед забыл о масле.»
«Иди! Посоветуйся: не приходи без ответа!» - Заключил Ходжа. От соседа избавился: потирает от удовольствия руки. Отправился к ослу: рассказать! Ходже не с кем больше поделиться радостью.
Через короткое время заявился вновь сосед: не застал Ходжу. Бегает глазами: не поймет - он где? Поджидает! Рассматривает комнату: потертый старый ковер. Такой великий человек: почти эмир! Живет Ходжа бедно: экономит на еде! Не в состоянии покупать оливковое масло. Живет с вреднючей женой в старом доме! Единственное его богатство: голова! Верный друг: осел понимающий. У Ходжи нет других друзей!
«- Моя жена сказала: ей нужно только джутовое масло», - сообщил сосед вернувшемуся Ходже.
«Меняться не хочет? - Поинтересовался Ходжа. - Не нравлюсь
ей - мой дом? Не хочет она породниться с моим ослом?»
«- Не хочет! Не хочет! Не хочет!» - Отрезал сосед.
«Хорошо! - Решил Ходжа. - Отдам тебе своего осла в придачу! Бери! Только ты приведи свою жену.»
Сосед обалдел: не знает, что сказать и сделать. Ушел.
«Уже все! - Подумал Ходжа. - Много постарался!» Глядь: сосед!
«- Жена попросила: только масла - и все!»
«Что еще она хочет? Как это понять: все?! Мой дом, траву: она хочет? Еще ей, может, нужны кизяки на растопку?"
«- Ходжа, помолчи! Я скажу! Моей жене нужно только масло!»
«Ну, и дурак же ты, сосед! Как это женщине больше ничего не надо? Каждой женщине нужно все! Ты же сам сказал... Иди и узнай, что от меня нужно твоей жене?"
Недовольный сосед ушел: возвращается!
«- Моей жене нужно масло, только масло!»
«Масло, говоришь? - Встретил соседа Ходжа. - По такому случаю, я собрался зарезать барашка. Пусть придет твоя жена: посмотрит, решит - сможет распорядиться моим домом. Спать ей придется в моей постели. Ведь это важно! Женщина должна все заранее узнать, посмотреть, обследовать. Пусть не говорит: ты меня обманул! Я хочу без обмана: твою жену! В придачу дам ей масла! Чем плох обмен? Соглашайся: пока я добрый! Иначе
передумаю!"
Сосед ушел: вновь возвратился!
«- А где твоя жена?»
«Зачем она тебе? Хочешь обесчестить? Согласен на обмен? Я за нее говорю: она согласна! Будет тебе топить печь! Кормить скот, стричь шерсть овец. Готовить пищу, мыть ноги и все остальное!»
«- Моя жена просила: принести масла!» - Настаивает сосед.
«Ах, масла?! - Съехидничал Ходжа. - Ну, и требовательна твоя жена: так ей передай! Не нужна она мне! Пусть живет с тобой и готовит пищу. Я свою жену никому не отдам! Даже если ты мне предложишь кувшин масла в придачу. Иди! Не задерживай своими разговорами. Разве не видишь: я занят?! Еще пора мне подкрепиться.»
Сосед удалился: вскоре возвратился!
«- Ах, Ходжа! Будь мне хорошим соседом! Жена так надавила: пусть больше не бьет! Требует масла! А где его возьму? Только у тебя одолжить...»
«Слушай, сосед! Оказывается, не можешь без меня прожить? Во мне одном спасение свое видишь! - Ликует Ходжа: никогда не чувствовал так свою значимость. - Выходит, для тебя важнее
я жены?! Расскажи честно, как ты с такой вредной живешь? И еще мне предлагаешь поменяться женами: нечестно поступаешь! Мало требуешь к жене: в придачу! А я вовсе не хочу меняться. И масло мне жаль: его нет! Если бы ты в первый раз попросил хорошо, так и быть я бы нашел! Но ты хотел получить оливкое масло, а его у нас сроду не бывает. С того времени изменилось многое. Моя жена использовала все масло. Уже не раз меня посылала к вам за маслом. Отмалчивался я, делал вид, будто не слышу, хотя она громко ругалась: мог слышать весь кишлак. Ты бы мне мог посочувствовать: не приставать с дурацкими своими просьбами. Разве ты сам не знаешь: мы масло тоже покупаем. В долг чаще всего! У меня нет протекции у Аллаха, чтобы масло доставалось даром.
Масло мы покупаем в полнолуние: хватает точно до молодой Луны. Мы никогда не держим масло про запас: самим не хватает! А тут еще являешься ты со своей дурацкой просьбой. Если бы я хотел, мог одолжить тебе масла, разве я не сделал это в первый раз? Я тебя переговорил, отослал: нужно понять намек! А ты дураком бегаешь взад-вперед! Дурак не только перед молодой женой, но и передо мной, стариком! Улаживаешь. Ну, нет у меня масла, никогда масла не было! Так и скажи своей требовательной, тоже непонятливой жене. Пусть она тебя и меня не использует, не посылает за маслом. Это ее отговорка: должна кормить! Почему твоя жена заранее не позаботилась о масле: разве не знала, что ей придется заправлять салат? Почему она тебя не послала сразу к торговцу? Почему ты сам такой хитрый: без денег решил получить столь важный продукт? Почему твои дети не подсказали матери: не посылай к старому Ходже, у него очень скверный характер! Отныне знай известное всему кишлаку: Ходжа не жаден, а беден! Не одолживает никому: не имеет чего одалживать!
И еще он знает точно: одолженное не отдают! Одолжил другу: врага получил! Ты должен знать: позволено одолжить-подарить бедняку! Но ты не бедняк: пришел к бедняку! Почувствовал себя хитрым: пришел меня уговорить на грешное дело. Я не грешу! Если захочу согрешить, то делаю это без свидетелей. В крайнем случае, в присутствии осла: он не выдаст! И тебе советую - не греши! И жены не бойся! У женщины много достоинств! Еще у нее длинный язык, а разума недостаточно. Если бы твоя жена была умнее, разве она послала тебя ко мне? Почему настаивала она: вернись к соседу - принеси?! Если она решила дружить с соседями, пусть выбирает людей побагаче! У тех возле дома собака. А у меня даже собака сдохла: не смог прокормить! Некому сейчас охранять мой дом, покой: пользуешься ты моей беззащитностью, надоедаешь. Сейчас ты уже понял: не к тому в дом пришел просить? Знаю, вижу: боишься ты возвращаться домой с пустыми руками. Придется! С женой не ссорься: такой человек старый Ходжа – объясни!
«У меня нет масла, как и счастья! Есть у меня длинный язык. Словно у женщины. Говорит почти всегда по делу. И этот язык наживает врагов: не кормит! И ум мой не всегда выручает. Жаль, в моем доме нет пристанища для нищих. Ты ведь сейчас подобен попрошайке. Я нищих не люблю! Пусть каждый ест свой хлеб. Не завидует чужому богатству. Так определил Сам Аллах! Он установил закон жизни, смерти! Еще Аллах создал соседей вовсе не для того, чтобы одалживать масло. Соседи должны жить независимо друг от друга. Не хвалиться, свой достаток не показывать. У кого что есть, тем распоряжайся! Ничего в долг не проси! И сам не давай, даже если к тебе придут одалживаться. Заранее предупреждаю как самого лучшего соседа.»
Сосед ушел: больше не появлялся. Ходже жаль: ему скучно без общения с людьми. Не всегда он берет: может одолжить! В беде и немощи не мешает соседская помощь. Упаси Аллах! Одалживающие кунжутное масло - попрошайки бесчестные самые! У нерадивой хозяйки вечно чего-то недостает к обеду. Спокойнее Ходже: у соседа жена тоже плохая! Ходже непонятно, за что такая злая, вреднючая досталась?! Плохие жены у многих правоверных: терпят! Так положено Аллахом! Женщины не бывают добрыми: природа их уродила собственницами, матерями. Входят в чужой дом с намерением всем владеть! Увести мужа и хозяина! Жене никогда ничем не угодишь! Нет подобных женщинам-женам существ! Хорошо одинокому, неженатому: дураком называют! Плохо иметь много ненасытных жен и плохих соседей. Это так!
Ходжа сидит на осле: едет по узкой дороге. От нечего делать, скрипучим своим голосом он мурлычет тоскливую песню. На его пути за крутым поворотом неожиданно возник огромный верблюд с поклажей. Взгромоздился между сверху хозяин. С позиций богатого купца и с высоты положения потребовал у Ходжи: уступи дорогу! Ходжа с ослом сделать не могут: нужно долго пятиться назад.
«- Уступи дорогу! - Грубо настаивает нахальный владелец верблюда. - Большие мы: большее имеем право!"
«Право обретают - не покупают! - Ответил дерзко Ходжа. Не намерен он уступать дорогу. От злости владелец верблюда покраснел: начал плеваться, ругаться, сквернословить. Они долго пререкались. Верблюд не выдержал: осла оплевал. Ходжа взорвался. - Верблюд! Посмотри, что животное твое сделало с моим верным ослом!» - По лбу сползает сероватый клейкий комок верблюжьей слюны, вот-вот прикроет левый глаз: ослепит. Ходжа попытался удалить, почистить: нечем!
«- Никакой я не верблюд! - Обиделся владелец. - Где мои горбы?»
«Не спеши! - Отрезал Ходжа. - Еще вырастут!»
«- Где моя поклажа?» - Привел второй аргумент.
«Еще придется возить! Пусть подрастут дети...» - Заверил Ходжа.
«- Я не умею плеваться!» - Завершил доказательства отличия.
«Научат!» - Уверенно утверждает Ходжа.
Владелец ощутил поражение: приказал животному стать на колени.
«Видишь, - Ходжа прошептал на ухо ослу. - Извиняется...»
Владелец медленно слез с его спины, медленно отвел верблюда немного назад. Уступил дорогу ослу: Ходжа даже не поблагодарил. И вот за два оскорбления владелец верблюда, как любой обидчивый, гордый мусульманин, пожаловался на Ходжу. Потребовал крупную сумму вознаграждения: компенсацию за оскорбление. Даже задержался на месте: решил распродать товары, выиграть тяжбу. На причитающуюся компенсацию владелец купит второго верблюда. Такие у него планы. А Ходжа беззаботный спокойно разъезжает по кишлакам: рассказывает повсюду, как его осла оплевал верблюд. Потом тот верблюд извинился: уступил дорогу! Неужели владелец верблюда глупее: не уступит, не извинится?
Владельцу верблюда надоело ожидать начала суда: отдал судье все вырученные за товар деньги в качестве бакшиша. Судья вызвал к себе стражника, приказал: «Разыщи, приведи Ходжу!» Нашел. Доставил!
«- Ну, мулла Ходжа, что скажешь в свое оправдание?»
Ходжа рассказал собственную версию случившегося. Попросил судью вызвать беспристрастного свидетеля, очевидца случившегося и потерпевшего - своего осла: все видел, знает! Больше, лучше всех!
«- Осел нам не свидетель!» - Заявил судья.
«Если судья - не осел, прислушается к мнению любого свидетеля,» - заявил Ходжа.
«- Слышишь как тебя оскорбляет этот остроязыкий человек?! – Закричал владелец верблюда. - Он и меня оскорбил: назвал верблюдом!»
«Вовсе нет! - Защищается, объясняет Ходжа. - Я тебя не оскорблял - обращался к верблюду! Тебя я назвал животным!"
«- Слышишь, слышишь, судья! Он и здесь, в суде, у тебя на глазах, - продолжает меня оскорблять!»
«Судья, ты сам видишь, какой он гордый и тщеславный! Залез на верблюда, с верхотуры меня оскорблял, плевался и даже приказал своему верблюду оплевать моего осла.»
«- Я не приказывал! Мой верблюд без приказания - сам оплевал! Меня защищал!»
"Слышишь, судья! Верблюд оплевал моего осла:» - владелец оправдывает безобразное его поведение. От имени обиженного своего осла, требую компенсацию. Я человек не гордый: не лезу на спину верблюда, не прячусь за горбами. Осел мой тоже не гордый: не плевался! В данном случае, судья, должен ты решить по требованию Святого Корана: мы оба пострадали от верблюда и его владельца. С этого момента верблюд должен возить моего осла: этим искупит оскорбление. А я, новый владелец осла, буду на нем сидеть!»
«- Повтори! - Не понял судья: - Как это: осел - на верблюде, а ты - на осле?»
«Ты правильно понял, судья!»
«- Ну, а что сделать с владельцем верблюда?»
«Судья, прими доброе, достойное Аллаха решение: пусть владелец уходит из нашего города.»
«- Я должен подумать!» - Решил судья. Объявил перерыв.
В дом судьи наведался владелец верблюда. Упрашивает:
«- Реши в мою пользу этот спор, судья. Я ведь тебе дал бакшиш!»
«- Ты мне ничего не давал! Запомни это! Видишь, с каким дерзким человеком связался. Затеял бесполезный спор. Сразу видно: ты чужак! Иначе не стал бы ссориться с Насреддином и его ослом. Даже я не знаю, как его решить...»
«- Пусть он мне платит!» - Настаивает владелец верблюда.
«- Сразу видно, что ты пришелец: не знаешь ничего о жителях нашего кишлака и порядках. У этого муллы, как я хорошо знаю, нет ничего, кроме осла. А у тебя - есть! А потому платить должен ты! Ведь не хочешь видеть, как его осел будет сидеть на твоем верблюде?»
«- Не хочу!» - Взмолился владелец верблюда.
«- И я так думаю... Для тебя лучше: передать мне верблюд! Я не допущу, чтобы на нем ездил какой-то осел или его владелец.»
«- Как же так?! - Взмолился владелец верблюда. - Оскорбили меня! Должен еще платить обидчику...»
«- Не возмущайся! В жизни нет справедливости. При твоем богатстве один верблюд мало значит. Подари верблюд: на моем, судейском осле с почетом уедешь! Могу тебе присудить осла муллы: это очень умное животное - умнее человека! Принесет тебе новое богатство – осел».
Долго упирался владелец верблюда: из просителя вдруг оказался ответчиком. Не устоял перед напором судьи. Отдал ему новый бакшиш. А сам на осле Ходжи уехал из города. На этом история не закончилась. Ночью осел не смог убежать: был привязан. Но в дороге осел воспользовался нерасторопностью нового хозяина... Хозяин слез помочиться: со всей прытью ускакал осел. Прибыл к настоящему хозяину. Не удивился Ходжа. Поинтересовался: "Этот... не обижал тебя? Кормил ячменем? Уж очень сильно ты отощал за эти пару дней... В дороге? Долго бежал назад? - С того момента, как обычно, жизнь продолжилась. Ходжа ездил на своем осле. Судья продал верблюда: приумножил свои капиталы. Грех жаловаться на судью: он достаточно справедлив. Умеет убеждать. Не любит чужаков. А кто их любит? Вздумал судиться... Подавай ему справедливость!
Ходжа бродит в растерянности. Уже продолжительное время он находится в плохом настроении: не знает, как быть, что делать? Многое не получается. Вроде все не так! Дети стали взрослыми: отдельно, вне дома живут. Внуков не видит. Жена постоянно ворчит. Умных ослов крадут, упрямые быстро подыхают. Денег как не было так и нет. Есть почет: мало уважения! Ходжу знают многие: известность не приносит богатства. Часто приходится бить ноги о камни. В разных местах выслушивает о себе, чудачествах нелепые истории. Мудрое: не замечают, дерзкое - увеличивают. Характер: переиначивают. Достоинства: упрощают. Внешность: изменяют, опорачивают. Приписывают ему разные умения, способности, ремесла. Чаще представляют в виде простачка. Этакого дерзкого тупицу. Ходжа не такой! Он вовсе не хочет сражаться с богатеями, стражниками и судьями: хватает других забот. И перед Тимуром не старался он выглядеть героем: тот не терпел никого более умелого, чем сам. Скучно жить и глупо получается.
Люди вовсе не такие, какими хотят выглядеть. Нельзя верить ни одному слову! Не надеяться на прочную дружбу. Каждый знает свой интерес: не думает о ближнем. Даже об Аллахе вспоминают в молитвах - не в делах! Люди по своей природе сильно приверженные злу, хотя Аллах призывает творить добро, благородство. Мелкие, злые, корыстные люди чаще замыкаются в своих домах. Правоверные: не верят в Аллаха! Молится, постятся по традиции: не по призыву сердца. Не по убеждению внутреннему Души. Много творят подлостей. Не скрывают коварства. Много лжи: хватает с верхом! Не на благородных принципах устроено общество: на страхе, силе! Не для радостей, счастья живут: переполнены скорбью, страданиями. Вперед не стремятся: топчутся на месте. Не могут выйти из западни: в нее сами себя загнали. Этот великий дар - жизнь: переводят к примитивным деталям, понятиям. Часто болеют, быстро стареют. Глупеют. Становятся все мельче, скареднее.
К старости лет мало кто становится добродушнее. К жизни привыкают, не думают о ее конечном сроке. Не благодарят каждый день за подарок судьбы! Не готовятся к встрече с вечностью. Не успевают довершить самые важные свои начинания, жизненные дела. Ярко не живут. Существование не превращают в поток удовольствий. Каждый себя обременяет ненужными обязанностями, условностями, обещаниями. По глупости, бессмыслию часто растрачивают короткую жизнь по пустякам, на мелкие поступки. Рассуждать, выбирать не желают: устраивают жизнь по велению случая, как получится. В виде бездействия: жизнь скучна! Разнообразят ее злобными поступками. Ограждаются от завистников, невежд, часто борются с недоброжелательством. Тратят время на пустое провождение. Ведут бессмысленные разговоры. Оказывается рядом смешное, грустное. В одном месте, состоянии, виде и деле. В едином лице. Так происходит постоянно: во всем!
Ходжа с некоторых пор не в ладах сам с собой, конфликтует с ослицей. Потянул поводья, сказал ей: "Стой!" Ослица не послушала. Ходжа прочитал ослиные мысли: «Слезай!» Ходжа повторил: «Не упрямься, стой!» Непослушная ослица продолжает упрямиться. Ходжа распознал намерения ослицы: «Пока не слезешь со спины, не остановлюсь!» Долго так они пререкались. Ослица оказалась упрямее: Ходжа уступил. Слез с ослицы. Ослица не исполнила обещаное: побежала! Ходжа: ее догонять! На бегу спрашивает: "Почему ты бежишь от меня?" Ослица в ответ: "Ходжа, ты мне надоел!» Ходжа ей: «Хорошо: продам я тебя! Куплю себе более послушного осла!" Ослица ставит условие: «Продай! Тому хозяину, которого я выберу и тебе укажу!» Ходжа согласился, но ослица до сих пор не подобрала себе хозяина. Ходжа продолжает с ней ссориться. Ездит реже: часто бегает за ослицей. Ну, и пусть! Чувствует себя помолодевшим. Что за глупая история? Какая ослица говорит? Ослица Ходжи говорит! Об этом все знают, говорят! Не верите: сами послушайте придите! Не верят! Хитрая ослица разговаривает только наедине с Ходжой. Других людей она стесняется. Вот такова ослица Ходжи!
Ослица создана для облагораживания быта. Для облегчения подготовительных форм труда. Призвана сблизить, соединить прочными узами два мира: разумного человека с безотказным животным. Случается! Чаще человек неразумный. Попадаются гонорастые ослицы при безотказной выносливости. Животные эти благородные, духовно возвышенные. Злая, коварная судьба обострила их упрямство, обозлила характер. Обнажены животные инстинкты. Следует посочувствовать ослице: трудно разгадать ее сущность. Не понукать, не переупрямить, не издеваться. Ездить с умеренной скоростью, кормить побольше зерном. Не экономить на его желудке. Эксперименты не осуществлять, подобных цыганскому. Напомним: хозяин-цыган перестал вовсе кормить! Осел привык! Только недолго... пошутил: подох!
В обществе осел стал авторитетным, даже нарицательным именем. На то без достаточных оснований. Люди видят внешние проявления поведения: не вникают в суть психологических травм, наносимых многим ослам. Переживают несчастные. Ущемлены в нравах. Ослы наделены непомерно высокими обязанностями. Эти миролюбивые животные страдают безмерно: не могут изменить характер владельца. Примиряются: трагична судьба обоих сторон. Ослы не ропщут: тихо, бессловесно несут свою повседневную ношу. Не вызывают симпатии, сочувствия. Так себе: осел! Этот осел создал нашу цивилизацию: единственно дешевое вьючное животное. Многим выносливее лошадей. Занимает мало места. Жрет умеренно. Везет: будь-будь! Пошел и пошел... В любую погоду. По любой дороге.
Дата публикации: 31.08.2014 15:57
Предыдущее: Творческие метания...Следующее: Самое элементарное - об Израильско-Арабском конфликте.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта