Краткое содержание. Небольшой пронзительный рассказ о бесконечной тоске по умершей любимой построен на композиционном приеме повтора, четырехкратно оформленном синтаксической анафорой Попадая в очередной незнакомый город. Всякий раз, Попадая в очередной незнакомый город, он тут же начинал сочинять себе биографию. В первом эпизоде мы попадаем в детство ГГ Сережи (прогулки с мамой, детский сад и школа, встреча с первой учительницей). Во втором эпизоде ГГ Сергей ищет место, в котором он в первый раз повстречал ее. Портрет — краткое описание (бежевый плащ и шелковый красный платок, смех и ямочки на щеках). Попытка вспомнить первую фразу, кафе с мороженым и проводы до ее дома. Мы узнаем, что у нее хорошее чувство юмора. Дерево, собака, фонари. В третьем эпизоде рассказ о хрущевк(е), в которой они прожили вместе столько чудесных лет. Парк, он согревает ее руки дыханием. Соседи, потопы, общий чай, телевизор, грибы. В четвертом эпизоде он рано или поздно попадал на кладбище и долго искал нужную могилу. (...) Родное и в то же время чужое лицо. Он молча всматривался в него, словно пытаясь что-то понять, о чем-то договорить. Пусть земля тебе будет пухом, Небеса тебе ветром, За разорванным кругом, Под раскидистым кедром, В расплескавшейся песне, Где такое простое. Здесь тебе было тесно Средь бетонных построек. Здесь тебе было глухо, И последним ответом - Пусть земля тебе пухом, Небеса тебе ветром. Потом неумело прибирался и уходил. На вокзал, в аэропорт, на пристань. Чтобы только уехать в другой город, сбегая от мучительных воспоминаний. Туда, где ничего бы уже не напоминало. Пятый эпизод открывается строфико-синтаксической анафорой. Он начинается резче, напряжение достигает высшей степени: Очередной город вцепился в него, как оголодавший попрошайка. Город словно трясет ГГ за плечи, требует вспомнить: Воспоминания всплывали из каких-то темных глубин, дрожали, расслаивались, выныривали на поверхность, стряхивая с себя вязкий ил надуманных деталей. Узнаваемое, достоверное описание города (магазин «Охотник», пожарная часть, башенные часы, мост). «Я – экстрасенс» – первый диалог-повод для знакомства с девушкой, ставшей единственной... мост с чугунными перилами, где он (теперь это вспоминалось ясно и четко) встретил ее. И вдруг... Последний эпизод, шестой, анафорой не оформлен (не до анафоры). Он стоял, ошалело вдыхая этот поднявшийся в памяти вихрь (вихрь воспоминаний из предыдущего эпизода). Неожиданная встреча с подполковником Толиком, прервавшая этот вихрь. От Толика мы узнаем, что любимую звали Марина. ГГ в отчаянии, задыхаясь то ли от ходьбы, то ли от стремительных слез, бежит до перекрестка, где на мгновение замер, решая куда повернуть. «Я хочу домой», - вдруг пронзило его понимание. И он повернул к вокзалу. Анализ. Рассказ написан мастерски. Рассказ о тоске по умершей любимой, которая понимала без слов... Вдруг мелькнула мысль: "Может, она и есть - та самая?". И она, словно поняв, ответила ему взглядом, и смехом, и ямочками на щеках. Безусловно одно — любимая была единственной родной душой во всем свете. Та, что с ума свела, Давно уже умерла. (….........................) но Словно в груди игла Та, что с ума свела. Есть поверье: жизнь отнимет то, что любишь уж очень сильно, больше себя самого, больше жизни. Жизнь словно ревнует и, не прощая, наказывает. Читая рассказ, веришь, что так оно и есть. Рассказ-блуждание, неистовое, неупокоенное, непримиримое в поисках …другой биографии, новой, в поисках себя, а не жизни с покойной, наоборот, бегство от этой жизни. Но всякий раз герой возвращается в одну и ту же историю. Словно любимая на самом деле оказалась опасн(ой) преступниц(ей). (Которая) смертельно ранил(а) прямо в сердце. Всякий раз — о ней, о том, что было до нее, как было с ней ...повествование неизменно доходит до кладбища... и — возвращается на те же круги ада. А что с Маринкой, вы все еще вместе? - эти слова словно заставили ГГ вынырнуть на поверхность из толщи вязкой памяти о прошлом. Убегая, Сергей плачет. Быть может, он плачет впервые, и с этими слезами выйдет из сердца игла-образ давно умершей любимой. С живыми-то долго не живут, а он всю жизнь живет с мифом, с призраком воображения (вязкий ил надуманных деталей)... Прием умолчания позволяет допустить, что по дороге домой он оставит мертвых мертвецам и вернется к живым, уже оживший. Уныние – главный герой рассказа. ГГ Сергей пребывает именно в Унынии – одном из семи смертных грехов, грехов, делающих человека повинным смерти души. Жизнь богаче любого воображения. Каждому — по его вере. |