Конечно, стихотворения можно писать из разных побуждений. Но перед нами, полагаю, тот случай, когда автор писал исключительно для себя, пытаясь самому себе объяснить или хотя бы художественными образами описать внутреннее свое состояние. И логика композиции ясна лишь ему одному. Перед нами — стихотворение-рассуждение, содержание которого можно толковать, скорее, как настроение, отношение к происходящему в обществе через образную систему. Сюжета, как такового, несмотря на длинноту стихотворения, нет, либо он лишь угадывается. Стихотворение отнесено к жанру гражданской лирики, его содержание, безусловно, взято из реалий окружающей среды, быть может, из средств массовой информации, быть может, где-то включен личный опыт. Стихотворение состоит из шести катренов кольцевой рифмовки АББА, мжжм. Написано энергичным двухстопным анапестом. С первой строки первого катрена задано художественное время как абстрактное - Сколько лет, сколько зим, в котором не так сладко и жить, поскольку приходится Надрываться от счастья. Художественное пространство определено как простор(ы) безвластья, на которых мы От несчастий бежим. Во втором катрене метафорически предстают несчастья, постигшие народ в результате безвластья: Только смерть, только дым Буро-огненной масти… И рядом с этими бедами возникают Одуревши(е) от власти которых мы Проклинаем и чтим. Вероятно, это происходит по привычке, обывательски, по принципу моя хата с краю. Это явно себя проявит лишь в последнем, шестом катрене. А пока, в третьем катрене описывается, что будет, когда закончится период безвременья-безвластья и последующего за ним боя. Нужно мне, нужно им, Чтобы выйдя из боя Не свихнуться от горя, Смыв с виска чёрный грим. Мастерская метафора седины как смытого с виска черного грима наводит на многие размышления... Даже цвет волос не был естественным в этой жизни, он был окрашенным. И за эту искусственность, причем, попустительскую, жизни, приходится, рано или поздно, сходить от горя с ума. Впрочем, по комментариям автора, грим — вовсе не метафора седины, а боевая камуфляжная раскраска. Нужно мне, нужно им — мы все в одной лодке, горя достанет всем. Четвертый катрен вновь начинается с анафоры, для экспансии ее словосочетания переставлены. Столько зим, столько лет От посмертных регалий В никуда исчезали, Обронив пистолет; Ранее сильные мира сего сохраняли честь, хотя бы стреляясь, тем самым, по кодексу чести, беря на себя ответственность за происходящее. В «те времена» власть предполагала не только права, но и конкретные обязанности перед народом, государством, историей, перед семьей, фамилией, родом, в конце концов. А теперь форы нет – Молчаливее стали… Кто от звона медалей, Кто под грузом монет То, что происходит в описываемый период, доведено до края. Прием умолчания подразумевает, что будущего нет, да и стреляться стало не модно — как бы никому это и не надо, понятия чести попраны. Зато звон медалей и груз монет дополнительно способствуют, по умолчанию, поддержанию иллюзии из водевильной песенки «А в основном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...» Шестой, заключительный катрен окольцовывается синтаксической анафорой первой строки, которая является лейтмотивом произведения. Можно и дальше продолжать в том же духе, ведь Проигравшим не мстим, Вороватых не судим… Это мы – просто, люди… Сколько лет, сколько зим… Время безразличия, бездействия, безличия... Время, которое не добавит славы родине... И все мы повинны своей гражданской пассивностью На просторах безвластья. Приговор поэта беспощаден, но справедлив. Хорошее стихотворение. Вдогонку посылаю на него свой поэтический отклик: Только нам, только им Надо внутрь, не наружу, И вскрывать свою душу. От себя не сбежим... Сколько лет, сколько зим... |