После заката И звезда с звездою говорит, И душа с душою говорит - Телеграфной алой полосою В небе за окном закат горит. Кто кого тут должен выручать? Смутна строчек рваная печать - Промежутки заполняет мглою, Красный истощается, сочась. Звездам - неба синяя стена, Забывать друг друга имена... Смуглолицей вкрадчивой княжною Будет править миром тишина. С первых же строк попадаем в пространство лермонтовской вечности. Космос и душа человека, человек в уделе земном... Тема Лермонтова — одиночество — развивается в стихотворении Наринэ Карапетян как невозможность соединения родных душ навечно в этом мире. Они, разве что, могут друг с другом говорить, и то, недолго, пока догорает связь между ними — тонкая полоса заката как телеграф, что неумолимо истощается, пока не встает стена забытия имен друг друга... Вслед еще летит строчек рваная печать, но она уже смутна, и сочащийся красный неумолимо заполняется мглою. Интереснейшее сравнение неба не с привычным потолком, а со стеной, на которой висят звезды, конечно, они далеки друг от друга, так далеки, словно огорожены стеной. Как и души. Возможно, в стихотворении речь идет о близком человеке, который ушел из этой жизни, или из нее пропал, уехал, что, считай, одно и то же. Конечно, имена не забываются, просто они в живой речи звучат все реже и реже... Но вопреки законам времени летят поэтические строчки, и непонятно, кто кого здесь выручает: родной человек, обращение к памяти которого питает творчество ЛГ, или ЛГ пытается поддержать связь, которую лишь она и чувствует... Очень грустное стихотворение, возвращающее нас к вечности звездной тишины, вечного сна, которым правит смуглолиц(ая) вкрадчив(ая) княжн(а) (перифраз сна). Ведь сон всегда забирает нас в свое царство незаметно... И здесь опять мы восходим к аллюзии лермонтовского оригинала. Стихотворение разнесено графически по цезурам, как строчек рваная печать. Состоит из трех четверостиший рифмовкой ААбА (рубаи). Написано пятистопным хореем. Рифмы весьма простые, разве можно отметить выручать — печать (глагол — существительное). Стихотворение отнесено к жанру пейзажной лирики и построено на цветовых и звуковых образах. В первой строфе мы видим картину после захода солнца, когда за окном на звездном небе видна лишь тонкая алая полоса, которая горит. Конечно, это щемит сердце ЛГ... Используется аллитерация сочетаний твердых согласных и как провода, поют протяжные ою, ой. Во второй строфе состояние достигает кульминации, мы слышим словно тревожный перестук строчек телеграфа: -чать, -чек, -ась. Активно работает аллитерация мягкими согласными. Красный истощается, сочась. В третьей строфе «падает занавес» - синяя стена со звездами — в звукописи использованы как твердые, так и мягкие сочетания. Здесь и «твердая» стена и вкрадчивая княжна (-ой, -ою). А завершает стихотворение тишина. Необыкновенное, замечательное стихотворение! Магия, не иначе... |