Согласно утверждённой форме, Здоровье признаётся в норме В том случае, когда недуг Такой же, как у всех вокруг. Ещё в школе Иосиф мечтал стать психиатром. Позже, поступив в мединститут с Золотой медалью, он уже в первые студенческие годы запоем читал Фрейда, Юнга, Сербского, а в каникулярные месяцы работал санитаром в Институте психиатрии. И летом 1951 года, по окончании четвёртого курса, Иосиф предложил директору этого учреждения профессору Иванцову свою диагностику заболевания учёного Хавкина. Последний был направлен в Институт органами госбезопасности после того как публично заявил, что не существует русской и партийной теоретической физики. Сначала Иванцов не принял всерьёз предложение санитара. Но через несколько дней он рассказал о нём лечащему врачу Лопахину. А тот проявил к идее Иосифа неожиданный интерес. В итоге, Хавкина, после курса медикаментозного лечения, выписали из Института психиатрии с правом на профессиональную деятельность при условии периодического освидетельствования у районного психиатра. Для молодого санитара этот случай не остался без последствий. С его участием успешно диагностировали заболевание ещё одного подобного пациента. А затем Иосифу предложили постоянную работу ассистента профессора Иванцова, пока с окладом медсестры и занятостью в течение четырёх дней в неделю во вторую смену. Он согласился. В середине сентября Иосиф вышел на новую работу. Профессор приветливо его встретил и предложил сначала обустроить своё рабочее место в пустовавшей палате без номера. - Чем я буду заниматься потом? - справился новый работник. - Начните с больного, который занимает койку бывшего пациента Хавкина. По профессии он художник. - Понятно, Михаил Андреевич. А в чём проблема? - Об этом, Иосиф, поговорите с Лопахиным. А пока я познакомлю вас с этим больным, - профессор снял телефонную трубку. - Олечка, приведите ко мне пациента Мохова. Через несколько минут в кабинет вошёл высокий мужчина лет тридцати трёх с выразительными тёмными глазами. - Здравствуйте, Роберт Игоревич, - приветствовал его профессор. - Как самочувствие? - Спасибо. Самочувствие, как у среднестатистического психа. - Познакомьтесь, пожалуйста, с Иосифом. Он будет с вами работать. - А в каком он звании? - Я знакомлю вас с хорошим человеком, - укорил художника профессор. - Ладно, - пациент мельком взглянул на Иосифа, - буду иметь это в виду. - Тогда, Роберт Игоревич, я вас больше не задерживаю. Художник направился к выходу. - Вот вам первое представление о пациенте, - подытожил профессор. - Он, как корабль без руля, мчится прямо на скалы. Но то же самое было и с Хавкиным. Вы же как-то нашли к нему подход. Иосиф занялся обустройством своего рабочего места, а на следующий день постучал в дверь врачебного кабинета Лопахина. - Заходите, - пригласил его врач. - Вы уже вышли на работу? - Со вчерашнего дня, - они пожали друг другу руки. – Я к вам по поводу Мохова. - Возьмите его историю болезни, - предложил Лопахин. - Он попал к нам за то, что в иллюстрациях к новому изданию "Божественной комедии" Данте изобразил чертей с лицами членов политбюро. Иосиф вышел от Лопахина около пяти и, увидев в коридоре прогуливающегося Мохова, поздоровался с ним. - Здравствуйте, Иосиф Абрамович, - отозвался пациент. - Яковлевич, - уточнил Иосиф. - Извините. Мне вас представили по имени. Вот я и изобрёл отчество. - Склонность к изобретательству - характерная черта творческой личности, - усмехнулся молодой психиатр. - До этого вы уже изобрели для меня офицерские погоны. - Погоны я не изобретал. Не секрет, что ваше учреждение - филиал одной военизированной организации. - Какой организации? - Превращающей нормальных людей в параноиков. - А если превращение в параноика позволяет вас спасти? - Что?! - пациент саркастически ухмыльнулся. - Хотя, понимаю, высокое искусство проникновения в человеческую душу, чем не поприще для еврейского гения! - А вы, Роберт Игоревич, сами не из этой ли военизированной организации? Проверяете персонал нашего Института на благонадёжность и при этом кричите «Держите вора!». Очень по-русски. - Давайте, Иосиф Яковлевич, на этом остановимся. - Хорошо. Но если хотите узнать, кто я, доверьтесь своему художественному чутью. - В каком смысле? - поднял брови художник. - Нарисуйте меня. - О, Иосиф Яковлевич, вы опасный человек. Но на чём рисовать? - Я дам вам тетрадные листы. И зовите меня просто по имени. - Идёт, - согласился Мохов. Через день Мохов сам принёс ему свой рисунок. Взглянув на него, Иосиф не смог сдержать улыбку. Он сразу узнал себя в молодом человеке, который, приспустив брюки, показывал свой голый зад двум офицерам госбезопасности с лицами профессора и Лопахина. А офицер, похожий на майора госбезопасности Сорокина, курировавшего Институт психиатрии, спрашивал у них: «Неужели он без хвоста»?! Эти слова были обведены линией, исходящей изо рта Сорокина. У каждого офицера сквозь галифе торчал хвостик с кисточкой. И только Иосиф был без хвоста и погон. - Ваше мастерство, Роберт Игоревич, восхищает, - признался Иосиф. - Спасибо. А вы... Я не смог наделить вас хвостом и погонами. Мне не давали покоя ваши слова... - О том, что превращение в параноика позволяет вас спасти? - Да! – удивился Мохов. - Но если вы помните их, они не были случайными?! - Это, Роберт Игоревич, зависит от вашей откровенности. - А что вас интересует? - Ну, например, почему вы изобразили меня без хвоста и погон? - Разве смысл рисунка непонятен? Вы не принадлежите к силам зла. - Но на каком основании вы сделали такой вывод? - Не знаю, - смутился художник. - Когда я хотел пририсовать вам хвост, что-то внутри меня запротестовало. - И вы всегда мыслите подобным образом? Чем-то внутри? - Да. Во время работы я не формулирую свои решения в словах. Иосиф вынужден был прервать беседу в связи с предстоящей встречей с профессором. Но встреча не состоялась, и он, вернувшись в свою палату, погрузился в размышления. Мохов даже мысленно не формулировал в словах принятые творческие решения и для их поиска не напрягал сознание. Значит, это феномен активно работающего подсознания? На следующий день в шесть художник уже прогуливался у дверей палаты Иосифа. - Добрый вечер, Роберт Игоревич. - Привет. Что мы будем обсуждать на этот раз? - Ваш рисунок. Откуда у вас сведения обо мне, незнакомом вам человеке? - Наверно, - отозвался художник после некоторой паузы, - это началось в детстве. С шести лет я ходил с отцом в Эрмитаж. Мы тогда жили в Петербурге. Мне нравилась портретная живопись. Ван-Дейк, Рембрандт, Франс Гальс… Вы понимаете, Иосиф, о чём я? - Догадываюсь. Данные о человеке закодированы в чертах его лица? - Да. Сначала отец объяснял, что полные губы - признак чувственности, а маленький подбородок говорит о слабой воле. Но потом я сам сделал массу открытий. - Каких открытий, Роберт Игоревич? - В глазах большинства людей я увидел зверя. Того самого, в чьём облике они жили миллионы лет на пути от амебы к человеку. - Это метафора?! - Нет, Иосиф! Но представляете, каково было мне, когда я его увидел? - Пытаюсь, Роберт Игоревич. И как вы на этого зверя реагировали? - Я старался его не замечать, избегал прямого взгляда. Тем более, что эти люди нередко были и вежливы, и добры. Такими их сделали воспитание и жизненный опыт. И я стал принимать маску благопристойности, которую они носили, за их личность. - Замечательно! - восхитился Иосиф. - Этим можно многое объяснить. - Что именно? - Например, феномен нацистов. Их мораль устранила необходимость носить маски гуманизма, и появилось несметное количество убийц и насильников. Вы создали достоверную модель человеческой психики. - Но я, Иосиф, не первый. Вы помните картину Врубеля "Пан"? Там изображено чудовище с добрыми-предобрыми глазами. Это та самая модель. Если чудовище позиционирует себя носителем доброты, мы должны признать его добрым человеком. Учёба в вузе и работа во вторую смену ограничивали контакты Иосифа с матерью. И только в субботу за ужином они могли поговорить. - Как работа? - поинтересовалась она. - Есть ли пациенты от органов госбезопасности? - Конечно, мама. Ради них меня и приняли в Институт психиатрии. - И твой новый пациент действительно параноик? - Пока не знаю. Он художник и по моей просьбе сделал карандашный набросок. Вот, посмотри, - он достал из своей сумки двойной тетрадный лист и положил перед матерью. - Почему ты без погонов и хвоста? – она даже не улыбнулась. - Он что-то о тебе знает? - В том-то и дело, что нет. У него какие-то уникальные способности. - Иосик, этот рисунок ты никому не должен показывать. - Почему, мама? - Как ты не понимаешь? Когда профессор разберётся в возможностях твоего пациента, он без труда поймёт по этому рисунку, что ты нелоялен. Ни хвоста, ни погонов. - Боже мой, мама, - он отложил ложку, - я должен был сам это понять?! На следующий день перед встречей с Моховым у Иосифа было время для анализа ситуации. Подобную задачу он уже решал в работе с предыдущими пациентами. И этот опыт позволял ему разработать такую модель поведения Мохова, чтобы никто не усомнился в его паранойе. В шесть часов он пригласил художника в свою палату. - Почему никто не занимается моей болезнью? - начал с жалобы Мохов. - Вот давайте и поговорим о ней, - предложил Иосиф. – Как вы вообще попали в параноики? - Вам же известно, что я иллюстрировал новое издание "Божественной комедии" Данте? - Очень поверхностно. - В этом произведении, Иосиф, три части: "Ад", "Чистилище" и "Рай". К "Аду" я рисовал чертей. И я изобразил их такими, чтобы они вызывали у читателей отвращение. Редактор и рецензент признали мои иллюстрации талантливыми. А цензор вдруг обнаружил, что у моих чертей лица Молотова, Маленкова, Кагановича, Ворошилова и Хрущёва. - Но если ваше подсознание сформировало объекты отвращения в этих образах, нелогично, что среди них не было первого лица и Берии. - Цензор их не назвал. - Роберт Игоревич, я единственный человек, способный вам помочь. Вы всё ещё продолжаете меня в чём-то подозревать? - Берия там был в обличье ведьмы, - наконец, признался Мохов. – Цензор не мог не узнать его, но назвать, видимо, не решился. Всё-таки женское лицо. А Сталина не было. - И как повёл себя цензор? - О своём открытии он доложил ответственному чиновнику Академии художеств, а тот, в прошлом друг моего отца, попросил его дня два не сообщать об этом, куда следует. - Пожалуйста, подробнее, – попросил Иосиф. - Ладно. Когда мне было четырнадцать лет, я рассказал отцу, что вижу в человеческих глазах зверей. И он показал меня психиатру. Со временем этот инцидент забылся, но чиновник разыскал того врача, и врач был готов подтвердить факт моего освидетельствования в подростковом возрасте. И ещё чиновник организовал заявление, посланное районному психиатру, с просьбой освидетельствовать меня. Оно было датировано задним числом и подписано тремя моими друзьями, включая редактора издательства. В результате, офицер госбезопасности Сорокин, допросив всех причастных, направил меня к вам. Встреча с пациентом продолжалась часа полтора. Полученный материал требовал анализа, и Иосиф отложил продолжение беседы на завтра. Модель имитации паранойи не складывалась. В биографии Мохова пока не удалось обнаружить коллизию несовместимых направлений мышления, которая могла бы стать мнимой причиной возникновения паранойи. Может, её следует искать в его пристрастии к Эрмитажу? И ещё Иосифу подумал, что, в целях конспирации, он не должен строить модели имитации паранойи по единому трафарету. Нужно шире использовать мировой опыт. Средневековый философ Томаззо Кампанелла - вот первое имя, которое пришло ему в голову. Инквизиция продержала его в застенках двадцать семь лет, подвергала пыткам, но вынуждена была освободить. Какие тайны психики знал этот человек? На следующий день в мединституте Иосиф спросил об этом своего преподавателя марксизма-ленинизма. - Эти тайны психики известны и в наше время, - улыбнулся преподаватель. - У Кампанеллы был могущественный покровитель - сам папа. Без его санкции инквизиция никого не могла казнить. А Кампанелла поддерживал идею своего предшественника Фомы Аквинского о божественном авторитете папской власти. Разве мог глава католической церкви послать на смерть такого своего сторонника, хотя и отпетого еретика. Эта информация показалась Иосифу бесценной. И когда пришло время встречи с Моховым, у него уже был вполне определённый план беседы. - Поговорим об Эрмитаже, - предложил он пациенту. - Эта сокровищница искусства оказала на вас влияние? - Решающее, - подтвердил художник. - Я практически оттуда родом. - Но в массе разнородных произведений вы что-то особо выделяли? - Да, мне нравились голландцы. Но в общем, Иосиф, я воспринимал Эрмитаж, как сокровищницу единой христианской культуры, сконцентрированной вокруг фигуры Спасителя. И гении итальянского Высокого Возрождения, и художники Испании, Франции, Голландии - все они писали бесчисленные изображения самого Христа, членов его семьи и окружения. Вокруг Него выстраивались и этика, и эстетика, и святость. Мир быть замкнут на единое личностное начало. - А вне Эрмитажа действительность, конечно же, была совсем иной? - Нет, до революции такого противоречия не было, - возразил художник. - Был Бог и его помазанник на земле - царь. Это, Иосиф, русское миропонимание, сформированное веками. - Но в той России, в которой вы росли и учились, ведь не было ни Бога, ни его помазанника? - Да. И я воспринимал это, как болезненную неадекватность. Однако в тридцатых годах положение начало меняться. В какой-то момент Сталин, очевидно, расшифровал загадку русской души и попытался заполнить собою пустовавшее место в русском самосознании. - И вы, Роберт Игоревич, его приняли? - К Сталину, истребителю русских исторических сословий и жестокому тирану, у меня были претензии. Но его принял мой народ, и я последовал его примеру. Потребность в богоподобном лидере предопределяла готовность даже на его неполноценную замену. Теперь, наконец, ситуация прояснилась. И созрели условия для принятия решения. Иосиф встал. Беседа была оконченной. Но Мохов запротестовал. - Пожалуйста, не оставляйте меня в положении смертника, ждущего казни. - Хорошо, - Иосиф опустился на стул. – Давайте кое-что уточним. Вы заинтересованы в подтверждении вашей болезни. Тогда вас, как невменяемого, не смогут подвергнуть репрессиям. Так? - Как будто, да. - Но паранойи у вас нет. Значит, её придётся имитировать. Вы готовы к этому? - Если нет другого выхода…. Только, как это делать? - Я познакомлю вас с моделью мнимого заболевания, - пообещал Иосиф, - чтобы вы могли отвечать на вопросы медицинского консилиума. Итак, расстройство психики проявилось у вас ещё в детстве, когда в глазах людей вам начали мерещиться звери. - Почему мерещиться? – возмутился Мохов. – Я обрёл дар особого видения. - Дорогой Роберт Игоревич, я рассказываю вам, как убедить консилиум в вашей болезни, а вовсе не то, что было в действительности. Понимаете? - Понимаю. Извините, Иосиф. Просто я на минутку забыл об этом. - Идём дальше. Представление о мироздании формировалось у вас под влиянием религиозных родителей и Эрмитажа. В центре мира находился Иисус Христос, а в его окружении таились предатели и враги. И это представление вы попытались перенести на реальное общество, когда, повзрослев, стали его активным членом. Но в обществе не было Бога. И тогда вы нашли выход в обожествлении вождя и в подозрительности по отношению к его ближайшим соратникам, что и сказалось на ваших иллюстрациях. Это уже была паранойя. Иосиф умолк и с нетерпением ждал реакции пациента. - В моё обожествление вождя не поверят, - покачал головой Мохов. - Оно не доказано. - И я этого боюсь, - признался Иосиф. – Вот если бы вы сделали несколько эскизов… - Что?!.. Хотя… изображение Бога в моих иллюстрациях предусмотрено. Я нарисую его с лицом Сталина, конечно, с нимбом, в иконных одеждах… - Тогда, Роберт Игоревич, я принесу рисовальные принадлежности. Сделайте за моим столом наброски в виде заготовок к иллюстрациям. А я отнесу их на вашу квартиру. В течение последующей недели они ещё не раз встречались для обсуждения поведения Мохова на предстоящем консилиуме. Потом Иосиф доложил о результатах своего обследования профессору. А тот лично побеседовал с пациентом и ещё раз проанализировал ситуацию вместе с Иосифом. Обоснование диагноза казалось достаточно убедительным. Наконец, был созван консилиум. Проект заключения по результатам обследования Мохова зачитал Лопахин. Вызвали пациента. И он, несмотря на волнение, ответил на все вопросы без единой ошибки. Но опасения Иосифа подтвердились. Офицер госбезопасности Сорокин заявил, что утверждение о религиозном преклонении пациента перед вождём бездоказательно и выглядит, как попытка спасти государственного преступника от справедливого наказания. Выступление Сорокина произвело гнетущее впечатление. Иванцов покосился на Иосифа, и тот попросил слова. Он сказал, что хорошо понимает сомнения товарища Сорокина, но для их разрешения необходимо расширить рамки традиционного психиатрического обследования и, в частности, провести обыск в мастерской пациента с целью поиска дополнительных материалов. Предложение Иосифа одобрили все, включая Сорокина. Он активно взялся за оперативную организацию обыска. Профессор объявил двухчасовой перерыв, и по его окончании перед участниками консилиума лежали эскизы Мохова, изображающие Всевышнего с хорошо узнаваемым лицом Сталина. В результате, Сорокин снял свои возражения, и заключение было окончательно согласовано. Оно подтверждало заболевание художника и предусматривало проведение курса его лечения с последующей выпиской из Института с правом заниматься профессиональной деятельностью, при условии периодического освидетельствования у районного психиатра. Через несколько дней после консилиума Мохов зашёл в палату, где работал Иосиф. - Вам я обязан своей свободой, а может, и жизнью, - художник с искренним чувством пожимал руку молодого психиатра. – Моя благодарность безгранична. - Этим результатом, Роберт Игоревич, вы обязаны и самому себе. Вы играли свою роль просто блестяще! - Но, - растеряно пробормотал пациент, - я не играл. - Как это понять? – удивился Иосиф. - Может, я действительно параноик, если, играя роль, не видел в своих словах никакой драматургии? Я говорил то, что есть на самом деле. Иосиф напряжённо смотрел на собеседника. Потом улыбнулся. - Мне кажется, Роберт Игоревич, государства и народы страдают от тех же психиатрических недугов, что и отдельные люди. И паранойя - это, скорее, болезнь общества, в котором вы живёте. А у вас лично никакого психического расстройства нет. После короткого курса лечения Мохова выписали из Института психиатрии. |