Хотелось бы познакомить более широкий круг авторов с экспериментальным проектом, предложенным Игорем Бураковым и воплощенным силами членов Английского Клуба - «Вторая жизнь». В данный момент идут заключительные прения в теме Гостиная №3 Проза «"Вторая жизнь" Заседание 1.3. Немежикова Ольга 21.11.2014». Там можно ознакомиться с полным протоколом, а также прочитать в теме два первых, не менее занимательных, заседания. Вашему вниманию представляю наиболее интересные тезисы и неожиданный результат собрания участников инициативы. Макс Осипов сделал обзорную часть. «Задачи, которые ставились Игорем Бураковым в начале проекта: 1)Вернуть из небытия некий сюжет, когда-то справедливо или не очень подвергнутый забвению; 2)Продемонстрировать многообразие подходов, применяемых различными авторами при выполнении поставленной задачи; 3)Разбавить некую монотонность деятельности нашего клуба; 4)Наглядно продемонстрировать деконструкцию процесса творения. Вторую задачу мы выполнили на сто сорок шесть процентов ))). Пусть рассказов всего три, но ни одного похожего, разнятся даже характеры основных персонажей. И, самое главное, виден стиль авторов (ура!!! У нас есть свой стиль!!!). Это очень здорово, плагиат нам не грозит! Четвертую задачу тоже считаю выполненной. Чтобы люди не говорили про вдохновение, а ремесленников никто не отменял. Теперь мои выводы из участия в проекте (прошу остальных авторов тоже высказаться). Работать над «Вадиком» (по оригиналу Александра Паршина) я начал во время своего творческого застоя, зудеть зудело, но сюжет для выхода найти не смог. И «Вадик» в этом плане мне очень сильно помог, всю рутину (последовательность сцен, скелет сюжета, персонажей) за меня сделал Александр, мне осталось только внести свою изюминку. Ну а когда втянулся, вернулось вдохновение. Именно поэтому я советую подобный проект для тех, кто забрел в творческий тупик». Игорь Колесников «Было интересно работать. Действительно, как соревнование. Действительно, нам было неизмеримо легче, чем автору, мы видели косяки и нам оставалось только придумать, как сделать рассказ лучше. Только Ольга пошла своим путём, и это делает ей честь! Что касается меня, то поначалу процесс шёл очень туго. Чужой сюжет никак не хотел обретать новую форму. Это и понятно, ведь автор должен "увидеть" всё сам, и только тогда получится достойное описание увиденного. Александр сделал нам огромный подарок - целый сюжет, со всеми нюансами. Для меня это вообще оказалось новым и интересным занятием. Я видел сюжет, видел его недостатки, видел, как их исправить. И вот, когда я всё это увидел, то процесс пошёл. Итог появился буквально за три-четыре дня, но перед этим картинка долго и многократно прокручивалась в голове. Я просматривал варианты. Нет, так нелепо. Так некрасиво, так неинтересно, нелогично, просто. Пока шаг за шагом, постепенно, весь "фильм" не появился на "экране". И тогда я занялся своим привычным делом - описанием увиденного. Александр Паршин - мастер сюжетов. Надеюсь, никто не будет с этим спорить. Я же наоборот, практически не способен ничего придумать, только умею описывать пережитое. Это не писательство, нет. Акынство какое-то, ей-богу. Впервые в жизни мне пришлось работать с чужим сюжетом. Вот и не шло. Не шло до тех пор, пока я сам не "пережил" всё описанное в рассказе. Я был Катей, Вадимом, отцом Кати, даже подонком побывал немного. Отсюда такое довольно-таки удачное решение задачи. Писатель должен быть искренним. Я верю в то, то написал, ведь я это видел, пережил. Я искренен перед читателем. И теперь я хочу развить мысль Макса. Действительно, самое справедливое решение "Английской дуэли" - это развитие одной и той же темы, одного сюжета. Как разные авторы справятся с поставленной задачей? Только здесь у нас получается скрещение "дуэли" и "второй жизни". А что, если дать всем желающим один сюжет? Любой. Сказка "Репка", например. И через определённый срок каждый из участников (а их может быть больше двух) представляет на суд жюри свою версию избитого сюжета. Вот это будет по-настоящему равная борьба! И жюри не придётся сравнивать вилку с бутылкой. По крайней мере, в теории. Ольга на практике нам показала, что можно очень далеко уйти за рамки заявленного сюжета. Давайте замутим такую штуку! Назовём её как-нибудь, и в путь! Пока много вопросов. Как выбирать сюжеты, чем ограничивать стиль и объём творений, но, думаю, это все решаемо. Кто за?» «Вот как бывает! Первая мелькнувшая шальная мысль вдруг обретает силу. "Репка" - это замечательный сюжет! Только слишком избитый. Думаю, надо объявить конкурс на самую оригинальную версию "Репки". Ольга Немежикова «Сплошь и рядом: первая мысль - самая плодовитая, сколь бы нелепой поначалу она ни казалась! Оригинальная авторская версия древнего сюжета - лучшего задания и не придумать! За оригинал взять версию Афанасьева, растиражированную в детском варианте. А оттуда - кто во что горазд! Предлагаю название проекту: "Вторая жизнь" тянет репку!" «Выводы по «Второй жизни - «Вадим» Получила удовольствие, перечитав и оригинал, поскольку я теперь проникнута к нему благоговейной благодарностью, и версии Макса, и Игоря. Все видится очень талантливым, особенно если каждый сделает выводы и доработает. У меня предложение, если Александр Паршин не против: считать все версии оригиналами. Во-первых, аллюзия к панночке давно принадлежит мировой культуре, во-вторых, каждый привнес очень много своего, к тому же автор может избавиться от некоторых сюжетных ходов, что, на его взгляд, «отсылают». В-третьих, каждый полюбил свое детище и хотелось бы довести до ума, бастарды, они, тоже, кстати, имеют полное право на престол, но вторично. Недаром титул Принц-бастард всегда был — подсознательно все принимают, что жизнь сложна и в культурные рамки упаковывается лишь в грезах. Так что нам нужно слово Александра Паршина: «В добрый путь, дети мои и будьте самими собой!» «И еще интересно. Макс прорабатывал тему изменения личности, Игорь — переселение души из мертвого в живого, душа лишь сменила тело. Хотя Игорь и старался не вносить ничего своего в идею рассказа, но оно, таки, само туда явилось. И еще мне понравилось, что Катя входит в силу ведьмячью лишь после насильственной смерти и переселения в виновника — в этом много той самой иррациональной логики, которая магию делает магией! Вы, Игорь, просто в точку попали, в то же время дав своей версии уникальное авторское наполнение и направление! В моей версии одни и те же души нареченных мужчины и женщины, побывав в разных телах с разными ролями и судьбами, с разным опытом, умирая и вновь рождаясь (не переселяясь!) в конце-концов, таки, соединяются и рожают ребенка уже, полагаю, с другими, третьими свойствами, но это в умолчании. И еще. Перечитывала ответы Александра и подметила: «глупость с его, Александра Паршина, стороны» - обрезание пальцев — легла в основу моей версии. Выходит, Александр, не глупость это была вовсе, а нечто Другое! Вот такие выводы по проекту «Вторая жизнь»! А продолжение скорое - «Репка»! Все-таки, давайте подумаем о повестях по версиям рассказа через какой-то промежуток — к следующему Новому году, например. И тогда, точно, вторая жизнь получится!!!» В заседании также приняли участие Джон Маверик и Дмитрий Кастрель. Большое им спасибо! |