Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 3090 [ символов ]
Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Китайский болванчик»
Произведение №41 "Китайский болванчик" на страничке Елены Бородиной
 
Хотим мы того или нет, но эпиграф всегда оказывает влияние на восприятие текста. Особенно драматический. Именно таков эпиграф «Китайского болванчика». Даже не зная текста стихотворения Осипа Мандельштама, само содержание первой строчки задает тему отнюдь не веселую:
«Куда как страшно нам с тобой…»
Осип Мандельштам
И содержание уже самого стихотворения подсознательно воспринимается весьма тревожно.
Ты возвращайся, доверчивый мальчик.
Помнишь дорогу? Уютный подвальчик
в доме на Бронной - от переулка
сразу направо. Холодно. Гулко
ночью стучат сапоги.
Можешь - беги.
Встретимся, мальчик?
Китайский болванчик
пустоголово качает в ответ:
нет-нет…
Первая же строка рекомендует, ненавязчиво так, возвращаться. Кому? Мальчику. Какому? Доверчивому. Про себя отмечаем, что мальчик уже кому-то доверился, и шаг этот был опрометчив. Далее доброжелатель «заботливо» интересуется: помнит ли мальчик дорогу? Продолжение не менее ошеломительно: оксюморон «уютный подвальчик» звучит в надвигающемся контексте уже откровенно угрожающе. Не проживаю на Бронной, но в тот подвальчик как-то не хочется. Потому что Холодно. Гулко ночью стучат сапоги. Первое, что приходит в голову уже изрядно встревоженному читателю, что там — пытошная. Аритмия шестой строки Можешь — беги — словно подтверждает самые нерадостные фантазии. Седьмая строка Встретимся, мальчик? — звучит с издевкой. А китайский болванчик пустоголовый, как пифия под галлюциногенными парами, дает риторический ответ, который, однако, несмотря на двойной повтор, может быть воспринят весьма неоднозначно. И вернется ли наш мальчик домой...
Что же ты мечешься, милая девочка?
Меряешь кухню шагами, посуду
перебираешь - кофейник, тарелочка.
Плачешь испуганно. Уши повсюду,
даже у стен и шуршащих газет…
Свидимся?
Глупый болванчик не верит:
нет-нет…
Во второй строфе мы видим перепуганную девочку, совершенно беззащитную перед окружившим со всех сторон страхом. И опять из пустоты врывается зловещий вопрос: Свидимся? Болванчик уже не оставляет сомнений в ответе.
Стихотворение состоит из двух необыкновенно эмоционально содержательных строф с контекстом угрозы. Что мастерски достигается не только семантикой, но и аритмией. Действительно, сердце при чтении замирает, страх пробирает до костей, вспоминается новейшая история. Написано трехстопным логаэдом: 4-й пэон, анапест, анапест. Рифмы в первых пяти строках строф женские, добротные. Хочется отметить от переулка — гулко, сапоги — беги, в ответ — нет-нет, посуду — повсюду, газет — нет-нет (разные части речи). Схема рифмовки сложная. В первой строфе — двустишиями. Во второй строфе рифмы перекрестно «мечутся», поддерживая содержание. Холостая шестая строка, врываясь в заключительный триолет, словно готовит к безысходности...
Замечательное стихотворение, форма которого абсолютно соответствует содержанию! Исторический контекст произведения, заданный эпиграфом, однозначно отсылает к страшным временам репрессий двадцатого столетия.
Дата публикации: 08.12.2014 08:52
Предыдущее: И вдруг пришло: хорошоСледующее: Где ты, мой ветер? Альпийских ли склонов

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта