John Maverick, “Зелёный закат над Хонфлёром», произведение № 34 на страничке автора. Рецензировалось в Английском Клубе на заседании №30 в Гостиной №3 Проза 26.12.2014 Потрясающий рассказ, прочитав который, могу лишь воскликнуть: «Все гениальное — просто!» Потому что рассказ написан очень просто и в том ...гениально!!! На мой взгляд, главная идея рассказа — показать, на чем держится желание творчества: предпосылки, конфликт и решение. Процесс творческий прихотлив и непредсказуем, держать себя в созидательной форме удается единицам. Потому что истинно новое и другое может возникнуть лишь в конфликте, который требуется, как минимум, осознать и принять, а не прятаться от него, ссылаясь на «несправедливость мироздания» (как «полноценный» Свен — антагонист Луика). Если Атланты перестанут держать мир, он рухнет. Творец — всегда Атлант. Мир, по определению, падает, Атлант — до последнего вздоха на посту. Красота хрупка, держится усилиями и требует непрерывного восстановления — мир художником завоевывается вновь и вновь. Поскольку свежесть (живое) поглощается рутиной (мертвым). Талантливый художник Луик Ноэль родился слепым, благодаря успешной операции, прозрел ненадолго, что уже само по себе было чудом. Повезло, что родители поддержали интерес ребенка к рисованию и ему удалось взять несколько уроков у настоящего мастера. Повезло, что память оказалась феноменальной и, когда мир Луика чуть не разрушился, подобно карточному домику, он кинулся восстанавливать его по памяти, истовым рисованием (Каждый день, приходя из школы, он торопливо заглатывал обед, а затем уединялся в своем «творческом» уголке) вкладывая в создание своего мира душу. Не понимая, что происходит вокруг него, почему мир вдруг стал неузнаваемым, он не мог принять лязг, пыль, жарк(ую) духот(у), много вонючих машин, не мог принять отсутствие моря, моста, чаек. И тогда он стал создавать их заново, и — по-своему. Практически беспомощный инвалид жил полноценной духовной жизнью, созидая, в то время как рядом «полноценный» кузен Свен исходил от жалости к себе на несправедливость мироздания, завидуя всему на свете. Тем более, что Луик, несмотря на физическую ущербность, был счастлив! В этом — основная идея: показать, что счастье и творчество базируются на внутренних резервах личности и ее готовности их активировать, преодолевая ограничения. Сила — из слабости и в сильнейшем желании слабость преодолеть. В этом смысле у каждого человека есть шанс. Мир изначально сильнее. Но Творец — это Человек-Богоборец. Неожиданно в этом месте вспомнила одного из героев Харуки Мураками, «Норвежский лес». Он решил испытать, насколько ему удастся подняться по социальной лестнице за счет предельного развития личных качеств. Герой преуспел, встроился, занял место в уже существующем мире, но растерял все «человеческое» до крайнего цинизма. Все «неполезное», в том числе любовь, безжалостно отметалось. Луик идет другим путем. Он строит изнутри, за счет собственных ресурсов. И предлагает обществу то, что единственно может — свой внутренний мир, который построил сам, не посягая на готовый, из своей любви к красоте. То есть Луик расширяет мир уже существующий. Видно, Луика любит Бог, потому что шансы ему даются (по большому счету, шансы даются всем, но всегда найдется причина их игнорировать), а Луик реализует всякий шанс, без исключения. И даже там, где, казалось, должен быть полный провал, его постигает аншлаг. Конечно, именно потому, что Луик искренен в своем творчестве и работает непрерывно, развиваясь. Картины Луика становились многомернее, объемнее, шире. Наполнялись воздухом и светом. Как правило, почти монохромные — синева вверху и синева внизу — они играли множеством оттенков, тончайшими переходами цвета, тем более удивительными, что наблюдать их собственными глазами Луик не мог. Значит, переливы эти шли из сердца, из его внутренней вселенной, которая понемногу созревала, наполняясь новыми красками. Душа художника в его картинах. И светится настолько, что, даже понимая его творчество «наоборот», находит отклик в сердцах людей. Деятельное добро (то, что без причины — ведь у Луика не было заказов очень долгое время) рано или поздно находит путь. Рассказ посвящен вечному. Человек не может жить без среды. И Луик создает мир, в котором он жить только и может. Он и его мир неотделимы друг от друга. Если бы Луик сдался, то очень скоро бы умер. А так — обрел смысл — создание мира, в котором можно жить и хочется жить!!! Тем более, вокруг столько людей, с которыми он был счастлив поделиться! Параллельно, но приглушенно, в рассказе идет тема Моцарт-Сальери: отношения гения и посредственности, закостеневшей в нормах, догмах, не желающей фантазировать, в которой нет ничего своего, а только усвоенное, да и то, не сказать, что с радостью. Мы видим, как растут мальчики, слышим их мысли, наблюдаем их отношение к внешнему и внутреннему своему миру — чем они наполняются. Композиция рассказа построена на конфликтах (внешних и внутренних) и мостах-преодолениях. Интересен центральный образ моста Pont de Normandie, по которому Луик возвращается с операции. Далее мост перекочует из непосредственного наблюдения мальчика в его картины, вплоть до отзыва в СМИ как аллегорически представленн(ый) ожившим скелетом динозавра, вступа(ющего) в жестокую схватку с будущим! Надо сказать, всю жизнь Луик идет по мостам. Мостом было и первое теле-шоу, и успешная операция, и Учитель, и даже его прогулка, в которой, казалось, мир рухнул! Мостом, уже к признанию, стало второе теле-шоу. Он и сам не понимал, чем важна для него эта передача, но почему-то очень волновался. Все, что Луик хотел и надеялся донести до людей, это что он зрячий. Несправедливо и обидно, когда тебя считают слепым, а ты живешь посреди такой красоты. Красоту — вот что он собирался им показать. В то время как Свен даже то, что вызывает у него интерес, игнорирует как неполезное (предмет географии). Однако вызывает опасение присутствие рядом с Луиком этого Свена. Мина замедленного действия без шансов на перерождение, во всяком случае, из текста — он лишь деградирует. И название триумфальной картины «Зеленый закат» тоже настораживает. Ведь в мирах Джона Маверика зеленый цвет обозначает лето и счастье. Само событие заката для Луика было всегда самым завораживающим зрелищем. Так что в этом месте прием умолчания, но повод для беспокойства есть. Луик не повзрослел, жизни не «хлебнул», Свена не «разгадал», у Луика, увы, и это довольно странно — нет друзей... В то время как Луик готов делиться своими мыслями о картинах. Обычно рядом с творцами всегда есть люди, желающие с ними общаться и восхищающиеся их творчеством вполне откровенно. Хотя нередко наивностью творцов ловко пользуются авантюристы. Но характер Свена не дан как расчетливый. Он как-то постновато-глуп и необыкновенно завистлив. А ведь мог бы стать неплохим арт-директором Луика! Да и мост стал динозавром. Тоже символично. Хотя может быть отнесено за счет перепутанных за один раз красок. Впрочем, скорее всего, прошлое (...) вступает в жестокую схватку с будущим... Так что я склоняюсь к тому, что нашего героя ждут серьезные испытания. Впрочем, прием умолчания построен на крепком фундаменте. Мы верим, что Луик уже не потеряется в этом мире. Как минимум, он уже живет в наших сердцах. Впрочем, минимум ли это! |