Владислав Кураш «Айда в Америку». Произведение №3 на страничке автора. Рецензировалось в Английском Клубе в Гостиной №3 Проза на заседании №35 от 13.02.2015 Очень тяжелый, напряженный рассказ. Идея... Что же сказать по этому поводу... Идейный мир — это область художественных решений, через которые проявляется авторская позиция и утверждается или отвергается определенная система ценностей. Обычно идея напрямую не высказывается автором, а пропитывает собой всю структуру произведения. Что же пропитывает рассказ «Айда в Америку»? Название бравурное - пафос с самого начала драматический. Рассказ о последних двух с половиной месяцах жизни Максима Тимохина и Ярослава Шмакова, выехавших на заработки в Европу, а затем предпринявших попытку добраться до США нелегалами, в надежде зарабатывать в три раза больше. Плюс попутешествовать по стране. Чтобы, вернувшись, было о чем поведать внукам. Только как они собрались это делать нелегально, мне представляется с трудом. Впрочем, учитывая, что герои до места назначения добрались уже мертвыми, представлять ничего не приходится. Идея в идиоме «хорошо там, где нас нет». И в том, что люди, по большому счету, нигде не нужны — такая сейчас геоэкономическая ситуация во всем мире. Местная экономика практически везде разрушена на корню, а в чужой и своим места мало. Но рыба ищет где глубже, а человек где лучше, вот и верят люди байкам, потому что верить хочется всегда в лучшее. Тем не менее, герои в бизнесе не первый год, очень странно, что связались с явными авантюристами, не выяснили условия пребывания в контейнерах-смертниках, не учли фарс-мажорные обстоятельства. Впрочем, молодости очень многое сходит с рук, но в данной драме не сошло. Рассказ пропитан отчаянной безысходностью перед этой жизнью, такой, которая есть. Понятно, что людям, особенно молодым парням, хочется заработать, пожить в удовольствие хоть какое-то время, конечно, «выйти в люди» как получится. Пока есть силы, драйв — люди дерзают. Некоторым везет. Очень наряженный ритм повествования, больше похожий на репортаж происшествия или сценарий, нежели художественное произведение - рассказ. Идет сухая, вяленая, сырокопченая констатация событий от экспозиции к завязке по классическому варианту. Текст правдоподобен, реалистичен до боли, бытописание «в теме». Герои ни разу не мечтают о будущем, впрочем, они на самом деле могут об этом даже не задумываться, ведь все еще будет, все еще впереди — они молоды. Да и по сюжету им о будущем мечтать не пристало. Где мы и где завтра? И подспудно они это чувствуют. Идеей рассказа можно также назвать подачу информации тем, кто «только собирается» идти путем, накатанным кидалами и черными дельцами. Чтобы подумали — стоит ли овчинка выделки. Да и смогут ли выдержать прогибы жизни? Наверное, в серии «Записки эмигранта» этот рассказ занял бы не последнее место. Необходимо подчеркнуть, что в рассказе ребром поставлен самый больной для человека вопрос: в чем смысл жизни? Настолько ребром, что рассказ окольцован темой любви. Максим оставил дома жену и шестимесячного сына, который вырос копией отца. И, судя по тексту, жена Маргарита всю жизнь продолжала не только ждать, но и любить своего без вести пропавшего Максима. Конечно, любовь — основная жизнеутверждающая ценность, основная идея, которую заявляет автор. Максиму, в отличии от Ярослава повезло — в его жизни случилась не только любовь, но успел родиться сын, ставший таким же озорным и жизнерадостным, как и его отец. Он был очень похож на Максима. Маргарита поражалась их сходству. Порой, глядя на сына, ей казалось, что перед ней, словно вернувшийся из далёкого прошлого, её единственный, самый-самый любимый, вечно молодой и жизнерадостный Максим. Наверное, любовь и дети — единственная реальная ценность в этой жизни. Чудовищной антитезой любви в рассказе прописана, по большому счету, ничтожная, пустая жизнь двух молодых парней. Без цели, без смысла. Просто — выжить. Эпитет «жизнерадостный» повторен автором в двух последних предложениях целых три раза. И мы чувствуем, что автору так хотелось бы нам поведать жизнерадостную историю, да суровая проза жизни диктует бытописателю совсем обратное. Хороший рассказ, но очень, очень, очень тяжелый. Сила рассказа страшна... В нем - отчаяние падения в пропасть, ужас конца, который предстоит пройти в сознании до последнего... Но трагедии очищают душу, заставляют содрогнуться и начать искать смысл. Который, конечно, суть категория абстрактная, но если о ней в себе не задумываться, то и собственная жизнь оборачивается никчемной, пустой абстракцией. Что бы ни случилось, человек должен тянуться к высокому, только в этом месте - достоинство, а в рассказе это движение ощутимо. |