Религиозные диспуты. Они встречаются регулярно для философских бесед, дискуссий, даже споров. Знатоки религиозных догматов. Аркадий Шварцман – знаток Торы, убежденный ортодокс. Ицхак Бразерский – со светскими наклонностями. Игорь Кулькимер – почти атеист. Деда насильственно крестили. Его отец – из семьи кантонистов. По наследству Игорь Христианин. Крест не носит. Интересно, - начал новую тему Ицхак Бразерский. Он регулярно читает газеты – с общественными дискуссиями знаком по никогда не теряющему интерес этому Еврейскому вопросу. Почти удивительно: разные Евреи создали Христианство, марксизм и гуманизм. Во всех этих направлениях присутствует, главенствует основное направление, мысль: "переделать мир" - на основах справедливости, равенства, здравого разума… В Иудаизме, - Аркадий Шварцман выделяет свое видение, - у нас главное: Б-г придает большее значение поступкам людей – не самой вере в Него. Раввин синагоги любого направления веры учит верующих совершать праведные дела, выделяет общественную деятельность. Постоянно говорят о строгости традиций при соблюдении Шаббата. Священник постоянно проповедует, - вмешался Игорь Кулькимер, - о спасении души - посредством веры: такова основа Христианской доктрины. В Иудаизме, - заметил Ицхак, - важна не софистика, не словотворчество – ожидают от каждого Еврея - дела, поступки… Соразмерять свое поведение с заповедями Торы и принципами морали Иудаизма. В Христианстве, считает Игорь, – нет требования безгреховно жить. Законы поведения меньше всего интересуют. На первый план выставлена абстрактная, беспредметная вера в Б-га. Все это церемониальные наслоения последних веков – по причине наследия, законодательных инициатив, даже самодурства самих священнослужителей. - Почему так? – Спросил любознательный Ицхак. - Сам Иисус, ответил Игорь, - его Апостолы не отрицали значения праведной жизни, поведения. По описаниям Нового Завета - Иисус сообщил ученикам своим: "Я пришел не для того, чтобы отменить Законы Пророков (Старого, Ветхого Завета)... Истинно говорю вам: пока существуют земля и небо, ни одна буква не исчезнет из Закона (Библии, Торы), пока Его окончательная цель не будет достигнута..." Не наступит признание всеми власти Б-га на земле. - Для Иудаизма и Христианства эта цель еще не достигнута. – Убежден Ицхак. - Иисус, - отметил Игорь, - обращается с предупреждением - к нарушителям Еврейского Закона. - У Евреев вашего бого-человека называют Йошуа… - Отметил Ицхак. - "Итак, - продолжил Игорь, - кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном...("Евангелие от Матфея" 5:17-19). - Христиан воспитывают в слепом повиновении… - Отметил Ицхак. - После смерти Иисуса, - Игорь выделил важное свойство древнего времени. Его ученики продолжали проповедовать соблюдение Еврейских законов (Галахи) и сами следовали этим законам". В книге Деяния святых апостолов: регулярно они молились в храме (2:46 и 3:1). Апостол Петр соблюдал законы Кашрута (10:14), последователи Иисуса настаивали на соблюдении закона обрезания ("Деяния 15:1). "Пока не будете обрезаны сами по Моисееву закону, не будете спасены" (Послание к галатам 2:12). В Деяниях (21:24) Павлу говорят: "Пусть все знают, что нет правды в словах, о тебе слышанных, ибо ты постоянно соблюдаешь Закон. - Это идея Савла (Павла), - Ицхак высказывает свои познания.– самостоятельно привнес и выдает ее за Б-жественную: человек проклят Богом за нарушение любого закона. В Торе – нет такого Закона. - Павел высказал в Посланиях к галатам, - уточняет Игорь. - Неправильно истолковал (перевел) Тору "Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!" (Второзаконие 27:26). Речь идет о запрещении насилия, взяток, идолопоклонства, кровосмешения, угнетения беззащитных. Проклятие это исходит от Моше (Моисея) и Б-гопослушных Евреев! В заключение этой главы Библии ясно указано, о каком проклятии и за нарушения какого закона идет речь. - В Торе – уточняет долго молчавший Аркадий, - нет человека праведного на Земле: делает добро и не грешит" (Экклезиаст 7:20). - Тора ничего не говорит о "вечном проклятии" грешников. – Добавляет Ицхак.- Идея "вечного проклятия" - привнесена в Христианство. Как "Ад" и "вечные муки". - Тора ни разу не упоминает об Аде. – Уточняет Аркадий. - Да, - согласен Ицхак. - Понятие "вечные муки" —чуждо Иудаизму. - Тора упоминает "шеол", выделяет Аркадий, – обозначает могилу. - В Христианстве "шеоп" - "Ад" ("геенна огненная", - поясняет Игорь. - Христиане,- считает Ицхак, - придумали это - "вечные муки в аду" в наказание за грехи. - В Иудаизме, - просвещает Аркадий, - предусмотрена процедура: возвращение к Б-гу и праведности" – через раскаяние: тешуву . - Нарушитель некого запрета, - комментирует важное Ицхак, - прежде осознает свой грех. Тешува означает "возвращение". мучают угрызения совести, искренне он раскаивается. Раскаившийся –принимает решение – вернуться к закону, впредь не нарушать требования. В древности – при "тешуве - следовало принести жертву. После разрушения Второго Храма – отсутствует жертвенник. = Бывший Еврей Савл (Павел), - считает Аркадий, - сотворил Христианство – карикатурно "упростил" Иудаизм. - Давайте относиться мягче, - считает Ицхак. У Иеремии (16:11): "Пусть лучше они (Евреи) оставят Меня (Б-га), но продолжат следовать Моим законам". - Савл (Павел): заявляет, - отмечает Игорь, - " человек приближается к Б-гу только путем веры, а не путем соблюдения Закона" (К римлянам 3:28).По доктрине - сформулированная Павлом в Послании к римлянам", критерий, установленный Католиками при суждении о людях, например, основан на вере и семи "сакраментах" (священных заповедях Христа, переданных апостолам). Мартин Лютер, основатель Протестантской церкви пошел еще дальше: вопреки догматам церкви он утверждал: одной веры достаточно для "спасения", ни добрые дела, ни даже сакраменты не нужны, чтобы быть хорошим христианином. В брошюре О христианской свободе , издана в 1520 Лютер написал: "Превыше всего запомните… только вера одна, а не добрые дела оправдывает, освобождает и спасает". - Для Иудаизма: добрые люди любой нации достойны спасения". – Высказался Аркадий. - Христианство настаивает, - уточняет Игорь, - только вера в Христа, не добрые дела, является единственным путем спасения. Источник этой догмы. Павел: "если добрыми делами можно достигнуть спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Христа. Христос… пожертвовал своей жизнью напрасно" (К галатам 2:21). - Христианство держится на "трех китах", - считает Ицхак. - Главные их догмы - первородный грех, второе пришествие Иисуса и искупление грехов Его смертью. - Для Евреев, - парирует Ицхак. - Вера в эти догмы не нужна. С точки зрения Иудаизма: проблем таких не существует. - Для искупления первородного греха, – считает Игорь, - в Христианстве разрешение проблемы этой — "принятие Христа через крещение". Еще: Павел: "Грех пришел в мир чрез одного человека... А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными" (К римлянам 5:12, 18-19). - Христиане, - считает Ицхак, - сами создали сложную проблему: пророчество о Мессии переняли у Иудеев. Евреи не смеют назвать Настоящим Спасителем Йошуа. Христиане поднатужились: придумали довольно оригинальное решение. Ждут Второе Пришествие! Йошуа еще придется… доделать… - В Иудаизме нет проблемы с первородным грехом. - Утверждает Аркадий. -Еврей не поверит: мы все родились грешниками? Еврей знает: каждый человек рождается невинным. Сам человек делает для себя моральный выбор: жить праведно или грешить? - Иудеи, - отмечает Аркадий, Йошуа никогда не считали Машиахом. Обещанный Машиах – окажется для всех народов Спасителем. Он – вовсе не Йошуа. - Евангельские легендарного свойства мифы, - добавляет Ицхак,- ставят верующих в тупик. Сами "люди не добиваются спасения своими делами" Нашли выход, придумали решение: "смерть Йошуа искупает грехи – в Него верующих". - Логический по системе Иудаизм, - считает Аркадий, - знает решение, дает объяснение: добиваются люди спасение – праведной жизнью, честными поступками. Христианство не сообщает конкретно, какие грехи человечества искупает смерть Йошуа? - Тора,- утверждает Аркадий, - обязывает Евреев соблюдать требования взаимоотношений человека с Б-гом. - По Христианскому вероучению, - считает Игорь,:- греховны отношения против людей. Указаний у них нет: смерть Иисуса искупает греховные действия одних людей против других? Очевидно, да. Эта доктрина прямо противоположна… - Иудаизм, - отмечает Аркадий, - строго следит за моральной виной. Сам Б-г не прощает наших грехов к другим людям. Прощает понесший вред, испытавший насилие. - Иисус, - считает Игорь, - привержен фарисейскому, ортодоксальному Иудаизму. Дополнительно он высказывал оригинальные идеи. По "Новому Завету" нельзя судить о близости Христианства к Иудаизму. В Христианстве утвердилась догма: Иисус прощает все грехи". И: "Сын человеческий обладает властью прощать грехи"{Евангелие от Матфея 9:6). - Иудаизм, - отмечает Игорь, - не может представить Йешуа "Сыном Б-га", составляющим "троицу". Да, и "непорочное зачатие" – мистика особого свойства, не в духе Иудаизма". Утверждения – с истиной никак не стыкуются. - В Мишне: – Уточняет Ицхак. - "День искупления предназначен для искупления грехов против Бога, а не грехов против людей, за исключением тех случаев, когда пострадавший от грехов твоих был ублаготворен тобою" (Иова 8:9). - Нелепо,- считает Игорь, - даже смешно отношение Иисуса к злым людям. Учил: "Не оказывай сопротивления злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую" (Евангелие от Матфея 5'38-9) "Возлюби врагов твоих и молись за твоих притеснителей" (Евангелие от Матфея 5:44). - Иудаизм, - уточняет Аркадий, - призывает оказывать сопротивление пороку и злу. Яркий пример в Торе - поведение Моисея: Египетского рабовладельца: тот издевался над рабом-Евреем" (Исход 2:12). Заповедь:Иудаизма: "Рука свидетелей должна быть на нем (злом человеке, творящем зло перед очами Господа Бога) прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды своей"(Второзаконие 7:17). В Иудаизме нет призыва возлюбить "врагов людей". - Евангелист Матфея, - отмечает Игорь, - "новую религию" на утверждении строит:: Призывает Иудаизм "ненавидеть врагов" (Евангелие от Матфея 5:43). - Ни одна община и государство, считает Ицхак, - за многие века истории Христианства в политике и быту не выполняли принципа "непротивления злу" в повседневном поведении. - "Принцип непротивления злу" – считает Игорь: пример "дипломатической манеры", "тактического поведения", а вовсе не форма нравственного идеала". - "Свидетели Иеговы", - отмечает Игорь. - эта единственная Христианская группа верна "принципу". Иисус считал: люди, общества, народы –только через Него придут к Б-гу. "Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть "(Евангелие от Матфея 11:27) …..- Иудаизму, - отмечает Аркадий. - Не нужны посредники: для каждого человека – открыта прямая дорога к Б-гу. - "Б-г с теми – ответил Игорь. - кто взывает к Нему" ("Псалтирь 145:18). Доступ к Б-гу Христианство ограничивает: только верующий в Иисуса допущен к Б-гу. |