Казацкое ремесло – походная добыча… В 1492 хан Менгли-Гирей писал-жаловался Ивану III: возвращалось его войско из под Киева с добычею – "праведным грабежом" добыли. Но его "без основания и права" в бескрайней степи ограбили "ордынские казаки". Промышляли и такие! Это только первый, известный возмутительный случай. Русские летописи с того времени часто упоминают об этих ужасных разбойниках: "ордынцах" ("азовцах"). "Поле не чисто от азовских казаков". Они казаки-татары. Часто промышляли безнаказанно. Мешали мирной торговле, всем другим отношениям Московского Государства с Крымом. Русские и Татарские вольные казаки не признавали над собой ничьей власти. Временами они поступали на службу к Москве, Речи Посполитой… Блюли выгоду. Король Речи Посполлитой Сигизмунд-Август держал на службе "белгородских (аккерманских) и перекопских казаков". Вместо денежного довольствия - посылал им сукно. У Крымского хана на службе много казачьих отрядов. Пространство на юге - обширное. Многие казачьи отряды разбойничали на просторах никому не принадлежавшей Украины. Польские летописи сообщают: в татарской степи промышляют пять татарских орд: заволжская, казанская, астраханская, перекопская и казацкая. Запорожскую Сечь характеризовали казацкие усы, чуб, шаровары… казаки "розбивали по Черному море християнске купецтво заодно с бесурменским, а дома плиндрували руськи свои городи татарским робом". "Были в Швеции казаки запорожские, числом 4.000,- сообщила Польская летопись, - над ними гетманом Самуил Кошка, там этого Самуила и убили. В Швеции казаки ничего доброго не сделали, ни гетману, ни королю не пособили, только на Руси Полоцку великий вред сделали, и город славный Витебск опустошили, золота и серебра множество набрали, мещан знатных рубили и такую содомию чинили, что хуже злых неприятелей или татар". В 1603 совершили похождения казаки в Боркулабовской и Шупенской волостях с неким Иваном Куцкой: обложили население данью в деньгах и натуре. "В том году в городе Могилеве Иван Куцка сдал гетманство: в войске великое своевольство. Что кто хочет, то делает. Приехал посланец от короля и панов радных, напоминал, грозил казакам: пусть они никакого насилия в городе и по селам не делали. К этому посланцу приносил один мещанин на руках девочку шести лет, прибитую и изнасилованную, едва живую; горько, страшно глядеть: все люди плакали, Богу Создателю молились: таких своевольников истребил навеки. А когда казаки назад на Низ поехали, великие убытки селам и городам делали, женщин, девиц, детей и лошадей с собою брали; один казак лошадей вел 8, 10, 12, детей 3, 4, женщин или девиц 4 или 3". Эта картина внешне не отличается от вида крымской орды:возвращается с ясырем из удачного набега. Разница: Татары в плен не брали, не продавали в рабство единоверцев и единоплеменников. Запорожские "лыцари" не считались с "условностями". Себя не обременяли угрызениями совести. Хватали все подряд! Запорожцы вели особого типа "образование" казаков. Попадали к ним холопы, крепостные скоро перерождались - мало отличались от казаков. Иначе не выжить! В Сечи уже утвердились традиции, нравы, разбойное мировоззрение. Объединял всех дух "профессиональных добычников". "Жен не держат, землю не пашут, - сообщает источник о форме жизни казаков.-питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись". Метод их добывания средств к существованию: казакование. Воспел казаков Папроцкий – признал: в низовьях Днепра "больше хозяйства - сабля приносила барышей". В казачество шли даже знатные шляхтичи – не только простолюдины. Самуил Заборовский думал о казацком походе на Московское Государство. Но Сечь его отрезвила: готовит поход в Молдавию. Появились Татары: предложили поменять маршрут: отправиться на юг, грабить Персию. Заборовский раздумывать долго не стал: охотно согласился. Запорожцев манила выгода: не становилась мораль поперек дороги. "Не на Низу ищут славной смерти, - провинившимся шляхтичам коронный гетман Ян Замойский сказал, - не там возвращаются утраченные права. Каждому рассудительному человеку понятно туда идут не из любви к отчеству: для добычи" Булавин на Дону восстал против Царя Петра I, Великого. Пополнить банду он решил в Запорожье. Мало нашлось желающих крупно рисковать. Только сменили кошевого и старшину. Булавин в Самарских городках обратился к запорожцам с призывным кличем: "Атаманы молодцы, дорожные охотники, вольные всяких чинов люди, ВОРЫ и РАЗБОЙНИКИ! С военным походным атаманом Кондратием Афанасьевичем Булавиным кто похочет? С ним погулять по чисту полю, красно походить, сладко попить да поесть, на добрых конях поездить, то приезжайте в черны вершины самарские!" "Казак" обозначает особый образ жизни. "Ходить в казаки": удаляться в степь за пограничные охраны, жить наподобие Татарских казаков… ловить рыбу, пасти овец, грабить… Казаки – люди гулящие, нетрудовые, ведут разбойную жизнь… Казачество возникло стихийно – по причине беспрерывных войн. Немец Г. Штекль считает: первые Русские казаки обрусевшие, крещенные Татары. От них пошло развитие восточнославянского казачества. Мало убедительна легенда: вроде запорожцы защищали Славянский восток Европы - от Татар и Турок. Казацкую службу на окраине Дикого поля создали Поляки, властители Речи Поспорлитой. |