Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 8966 [ символов ]
Рецензия на рассказ (сказку) Джона Маверика «Карусельные лошадки»
John Maverick, “Карусельные лошадки». Произведение №59 на страничке автора. Рецензировалось в Английском Клубе в Гостиной №3 Проза на заседании №41 от 10.04.2015
 
Идея рассказа, как и все вечное, не нова. Чтобы жило, пересказывать на новый лад приходится вновь и вновь — жизнь требует продолжения. Джон поведал историю о том, что было, есть и будет, и поведал, как всегда, по-своему.
Рассказ продолжает вариации темы, поднятой в миниатюре «Можно я вырасту деревом?» Дети подсознательно стараются, чтобы выжить и жить, соответствовать ожиданиям родителей и наставников. А ожидания эти сплошь и рядом диктуются иррационально, из глубин подсознания. Конечно, дети должны и обязаны быть воспитаны социально, кто бы спорил. Но обычно к ним предъявляются требования реализовать жизнь, которую не прожили сами родители или, что еще страшнее, а именно эта ситуация и показана в рассказе «Карусельные лошадки» — дети расплачиваются неизлечимыми болезнями за несложившуюся жизнь взрослых.
Идея рассказа, конечно, в том, что дети, за очень редким исключением особо сильных от рождения личностей, подобны зеркалу, отражающему подноготную родителей, они всегда итог рода, не много ни мало. Понятно, что общество не признает столь нелицеприятной и бесконечно ужасной истины — она отторгается, совершенно невыносима. В этом смысле дети как страшный суд, и не всегда даже опытный психоаналитик способен дотянуться до источника порчи — люди о себе хотят думать и вещают лишь лицеприятное, это естественно, да и многое, не умея назвать — не чувствуют, а то и просто не знают. Брать на себя ответственность, самому нести судьбу, искупать грехи — к этому человек мало способен - так будет всегда. Общество поддерживает это свойство натуры, нивелируя его различными институтами, в первую очередь религией. Человек слаб, но... не посылается крест не по силам. Однако крест этот обычно перекладывается (кто везет, на том и возят), в том числе на плечи детей ложится, и далее — до исчезновения рода. Тема метафизическая поднята в рассказе — тема дления жизни.
Именно искусство способно показать истинное положение вещей — в этом миссия вечного искусства – показывать священный ужас реальности. Реальность страшна, истина всегда глубже, дана на мгновение и тут же ускользает, теряется во мраке веков (семнадцать колен...). Вечное искусство способно отражать пойманные мгновения озарения, расширяя их до читабельных произведений. Талант и труд для воплощения требуется немеряный.
 
По большому счету, все герои рассказа вызывают сочувствие. Безвольные, несчастные, безинициативные взрослые, обиженные на жизнь заложники ограниченных представлений и отравленной среды — богом забытого шахтерского городка среди бесконечных болот. И, конечно, невинные дети, которым горести даны полной мерой, которым не досталось ни глотка ни детства, ни полноценной будущей жизни. Хайниц Лорк для меня как читателя — герой положительный. Этот Вечный Ребенок подарил детям, пусть ненадолго - жизнь, пока его не изгнал Закон — аллегорическое отражение взглядов взрослых на результат излечения. Но, изгнав, цена была заплачена. Исход детей — вечная тема Крысолова, тема расплаты за неискупление грехов, за выбор зла, а не добра. Перекликается вариативно, но в иной проблематике, с интереснейшим рассказом Джона Маверика «Серое небо Йоника».
Дети не захотели возвращаться в прежнее безрадостное состояние, в котором без Вечного Ребенка шансов на счастье не оставалось – взрослые и окружающая жизнь такого шанса не давали. И кони вместе с детьми прыгали с обрыва. В этом месте, читая текст, мурашки по коже. Неожиданный, как взрыв, катарсис, который окутывает дымом все ранее прочитанное и создает устойчивое послевкусие чуть не на физическом уровне — разъедает нос и глаза, оглушает – требует живого состояния для осознания. Мудрый текст. Из категории вечных.
Так, когда-то глотнув свободы и счастья, на всю жизнь в теле сохраняются их вкус и запах, и если вдруг вновь встречаешь страстно желанное, то, уже зная, каково оно, запросто шагнешь за ними даже в пропасть. Финал аллегоричен и логичен — дети в любом случае вернулись бы к исходному и уже навсегда, то есть из живого в мертвое.
 
Курсив... Это сердце произведения. Если прочитать выделенные участки текста отдельно, получится пронзительный рассказ о старом фонарщике Томасе, который встретился с Вечным ребенком, о внучке Томаса Яне, история спасения детей и отношение к этому событию взрослых. Курсивные абзацы составляют цельный текст и также завершены катарсисом. Старый Томас плачет над детскими рисунками Вечного ребенка. Будто плачет над своими собственными рисунками, на которых изображена его жизнь.
Основным шрифтом повествователь описывает события из жизни жителей городка Эленда. Это — дополнение, помогающее глубже прочувствовать ситуацию.
Интересны детали-символы, отсылающие к сказкам Андерсена: фонарь, тростниковая дудочка. Инструмент фонарщика - длинный чугунный шест с крюком, возле вешалки, у стены — наследие прадедов. Он стоит в прихожей убогого домика фонарщика Томаса. Ассоциативно этот инструмент у меня перекликается с длинными крюками, которыми орудовали во время эпидемий, вытаскивая трупы из домов, перемещая их на погребальные костры. Чумной город... И человек с шестом, переболевший, справившийся с болезнью, выживший и теперь взявший на себя миссию очищать от заразы оставшихся. Последний... В парке горит одинокий фонарь...
Скучно у вас! Дети не играют. Никто не смеется. Все хмурые, злые. Собаку — и ту не встретишь. Только и сделал, что тростник сорвал для дудочки. Хочу организовать у вас детский клуб, - рассказывает Яне таинственный герой.
Кто такой этот Вечный ребенок, Хайниц Лорк? На прогулке в парк под луной Девочку словно вел за руку старший брат, а то и дед. А может, это был прадед — безумный фонарщик, таинственный персонаж семейных преданий. Фонарщику Томасу ясно одно: все непоседливое и живое непременно должно сидеть под замком.
Девочка еле плелась, вслепую, наугад. И все-таки ни за какие блага в мире она не отказалась бы от этой прогулки. Такой убогой, крохотной, душной казалась сейчас затемненная комнатка, в которой Яна провела неполные шесть лет своей маленькой жизни. В коротенькой истории маленькой Яны мы читаем участь всех детей Эленда, разве что с вариациями.
Необыкновенно живо описаны образы детей. Каждый из них наделен каким-то талантом, так и не замеченным измученными жизнью взрослыми. Хайниц застыл, восхищенный. Он как будто вознесся на звездное небо. И девочка с льняными волосами до плеч, со щеками, румяными от странного света, со скорбным, доверчивым лицом и глубокими, словно ночные озера, глазами, девочка в длинном белом платье, блестящем у подола, была не иначе, как ангелом. Яна всегда поет песни. Звук почти не выходил на поверхность, а большей частью проливался вовнутрь, наполняя тело радостной дрожью. Тише мышиного писка и воркования горлинки — пела Яна.
Моряк Патрик в три года сам выучился читать. Вечный ребенок каждому ребенку рассказывает причину его болезни.
Ты заболел потому, что отчим все время звал тебя «хромым уродом». И чем чаще называл, тем сильнее ты хромал.
Нет, - возразил Патрик, но что-то в нем точно щелкнуло и сказало — да
Так излечивают знахари — называя начало болезни. Если оно названо,
подсознательно есть, на что опереться и больной начинает излечиваться иррационально, болезнь изнутри - выходить. Найдена причина, значит, она может быть искоренена, вырвана, подцеплена крюком. Нет ничего сильнее детской веры — дети верят всей душой, насквозь, беззаветно. Верой умирают, верой и выздоравливают. Вечный ребенок дает им эту веру.
- Мы, дети, - проговорил Хайниц, и голос его сделался мягким и вкрадчивым, - слишком верим взрослым и все, что они нам бросают в сердцах, воспринимаем, как безусловную правду. Получается, что мы — это то, что наши родители о нас подумали. Но ведь так не должно быть, правда? Ты — это ты, умный маленький мальчик. И ты имеешь право быть самим собой, быть здоровым.
Когда у Патрика излечилась нога и мальчик стал весело бегать, Хайниц наблюдал за ним с улыбкой, как счастливый отец за проказами сына.
Однако фонарщика Томаса Хайницу Лорку излечить не удалось. Нет, дедушка, не получается. Старая она, твоя болезнь. Не уходит. А как она уйдет, если старик уверен, что болеть должен?! И с гордостью рассказывает о своей болезни своему сменщику — дворнику Герхарду. Однако после сеанса лечения болезнь уже не скручивает старика всякий раз в бараний рог.
Дети и кони — вот кого еще можно спасти, - цедил Хайниц сквозь зубы. - Их еще можно освободить. А этих — нельзя. Взрослые, - бросил он презрительно, - они все мертвые, от них даже смердит.
Так положительный или отрицательный персонаж Хайниц Лорк? Старый Томас не решился его судить.
Что ж! - сказал он, наконец, глубоко вздохнув. - Пусть тебя судит Бог, если ты преступник, и пусть хранит, если ты невиновен. Иди!
Дата публикации: 18.04.2015 09:52
Предыдущее: Мрачной кожей диван обитыйСледующее: Рецензия на перевод Андрея Блинова «Ночь» (пер. с англ. Эмили Бронте)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта