Я пробудился. Был, как осень, тёмен Тягучий сон. Метался по кровати в полудрёме, Искал Сион. Сквозняк вернул убогую реальность – Скрипела дверь. Вот воскресенье: на обоях пальмы Да ветви верб. Сандалиями шаркал в коридоре Среди белья, Туда, где запах сигарет и хлора, Медь и фаянс. Там, окропив лицо водой с-под крана, Припомнил сон: Искал ворота и кричал: "Осанна!", Тому, с ослом. Я – сопричастный, следствие, причина! Свинья – не съест! Пост медсестры – Великий Пост отныне, В нём жизнь и крест. В стихотворении вижу старика (хотя возраст ЛГ не указан, но чисто по-человечески (Свинья – не съест!) ему хочется дать долгую жизнь...), одинокого, никому не нужного, гордого — видит окружающее без прикрас, не прячется в грезы Сиона и в ветви пальм с обоев. Хотя, как желанен ему сон-Сион! Убогую реальность и ЛГ, и читателю возвращает сквозняк и скрип двери. Как лист перед травой встает коридор (больницы, дома престарелых, хосписа...): кучи белья, запах сигарет и хлора, Медь и фаянс. Пост медсестры – Великий Пост отныне, В нём жизнь и крест. - фраза, заставляющая задуматься: что подразумевается под жизнью и крестом? На первый взгляд, физиологическое существование, безусловно... Но ЛГ - поэт, кто бы спорил... Страдания — благодатная почва поэзии, особенно если уже мастер. Название стихотворения - «Вербное» - отсылает к религиозной символике вечной жизни и победы над смертью. Писание стихов может статься этой самой жизнью и победой. Так что именно последняя болезнь может стать источником возрождения вечной жизни. Что в этом месте искупается? Гордыня? Вполне возможно, именно здесь она и искупается, ибо человек одинок, под призрением общества. Но в стихии Поэзии. Невесело, казалось бы, читать, о телесной слабости всегда читать невесело. Но! Именно из этого места рождается сила! Не только у ЛГ, но и у читателя, он тоже становится сопричастным: Я – сопричастный, следствие, причина! Дух и вера возвышают ЛГ, и перечитывать хочется! Да и написано красиво — немногословно, ярко, по существу. Картина в цвете, звуках, запахах, разноплановая — сон и явь, в сравнении с прекрасным временем года — с осенью, с обращением к вечному... Сниженный и возвышенный лексические планы непрерывно и мастерски полифонируют, раскрывая образ ЛГ как человека образованного, но, видимо, никогда не счастливого — по большому счету, перед лицом смерти ему вспомнить не о чем, кроме картин Писания. Хотя и это, кто бы спорил, немало. Кольцевая композиция стихотворения проста и величава одновременно: объединяет стихию (осень) и искусство (религию как сознательное отражение иррационального в человеке). Стихотворение написано пятью графически разделенными катренами перекрестной рифмовкой аБаБ, чередованием пяти- и двухстопного ямба. Безусловно, разностопность украшает произведение! Хотелось бы выделить следующие рифмы: тёмен — полудрёме (краткое прилагательное — существительное), сон — Сион (нарицательное существительное — имя собственное), с-под крана — Осанна (авторская рифма), съест — крест (глагол — существительное, оба односложные). Остальные рифмы ассонансные, непритязательные, но исключительно точные - без дополнительного усилия стихотворение запоминается наизусть! Замечательное стихотворение! |