- Русский консерватизм XIX - начала XX века. Отличие от Западноевропейского. Русский консерватизм – комплексное, чисто национальное явление. Включает в себя политическую идеологию, систему Православных социально-культурных ценностей. Сохраняет, поддерживает исторически сложную национальную Самодержавную форму государственного управления, строго контролируемую общественную жизнь.. Религиозные, правовые и основания проникли в национальную культуру, законы, брак, семью, собственность. Этот консерватизм чисто национальный: несет своеобразие, сохраняет самобытность. Отстранить его нельзя от мировой, всеевропейской истории. Русский консерватизм даже не стремится к самоизоляции: наполнен элементами ценностей Западной Европы – сразу консервативных и либеральных направлений. Много зависит от исторических условий, политического момента - консерватизм обретает твердые и мягкие оболочки, манеры поведения. Политический консерватизм Русского помола позаимствовал, впитал в себя "индивидуализм, элементы классического либерализма: принципы свободной конкуренции". Для убежденного консерватора самое важное - интересы государства, нации, общества. Важное направление консерватизма развил Э.Берк в книге «Размышления о революции во Франции», Э.Берк считает: «Нельзя приступить к реформе с его (государства. — А. Г.) свержения. Реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с благочестивым благоговением и трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить старого родителя на куски и положить его в котел волшебников в надежде: своими ядовитыми сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь». Для него Английская революция – Славная. Французская революция себя проявила, «отвратительным, неестественным чудовищем»: изменила, извратила «естественный нравственный порядок вещей». Многие просветители того периода (Дж. Толанд, Шефтсбери, Болингброк, Д. Юм, У. Годвин), Берк, отрицая идеи естественного права (в ее локковской интерпретации), общественного договора. Э.Берг верит в "бессознательную мудрость предков". Считал: "следует очень бережно сохранять богатые наследия: наследственное право собственности, мораль, религию, законы, семью. Использовать приоритет общественного над индивидуальным, консервацию прежних устоявшихся структур, старых порядков, предпочтение эволюционных форм изменения общественной жизни". Э. Берг писал: "Мы безопасно продвигаемся вперед. Медленно, основательно поддерживаем прогресс». Э. Берк писал: «разум составляет только часть человеческой природы и ни в коем случае не самую большую». . В «Рассуждениях о Франции» и «Санкт-Петербургских вечерах» воспринял некоторые руссоистские положения о «коллективной воле» суверена, он отверг идею верховной власти народного представительства. В противовес демократическим идеям Руссо. де Местр развил просветительскую идеологию. "национальное государство -живой организм, с естественным чувством самосохранения своего единства: основано на незыблемости языка, духа и традиции. Государство — это аналог церкви, коллективная воля выражена разумной волей монарха, соединяется в единое целое - нацию. Монархия - сверхъестественный дух нации: выражен в иррациональном патриотическом чувстве человека, чуждого всякого расчета, воплощение Отечества в одном человеке, священном в качестве выразителя национального суверенитета, носителя и представителя идеи Родины». «Национальная идея» у Французских консерваторов - альтернатива сторонников руссоизма. Усвоили их демократическую идею о верховной роли нации в политике, консерваторы наполняли ее религиозно-монархическим содержанием - противопоставили себя демократии". де Местр: «человек может в сфере своей деятельности все изменить, но он ничего не создает: таково его и физическое, и нравственное право». В.Водовозов: «Консерватизм — это стремление отстаивать существующее против всякого новшества, господствующие политические и социальные формы — против стремлений к глубоким и широким преобразованиям, в особенности, если они имеют революционный характер». Гегель: государство «не механизм, а разумная жизнь самосознающей свободы, система нравственного мира, а также и осознание его в принципах» Гегель: революция «как молния, сразу устанавливает образ нового мира», новый порядок. «Принцип… оковы могут быть сброшены с права и свободы без освобождения совести, революция возможна без реформации, ошибочен». По А.Токвилю: "основные причины революционного кризиса, уничтожения революцией старых учреждений: а. чрезмерная централизация, единообразие административного управления в условиях полного отстранения от власти безграмотной и неимущей части народа; б. разрыв между привилегированными группами прошлого и нового общества, их неспособность прийти к соглашению о методах управления страной: «потребует вмешательства повелителя»; в. вредна роль писателей, публицистов, философов: подвергают острой критике существующую систему политического правления, но и друг друга. Передают революционному народу «свой темперамент, свое настроение», свои абстрактные теории, свое «желание переделать сразу весь общественный строй по правилам логики, в соответствии с единым планом – не усовершенствовать его по частям»; г. врожденное безбожие, проявилось у значительной части Французской нации. Французская революция явилась не простой случайностью, а неизбежным фактором: направлен на уничтожение демократическим движением учреждений старого режима". де Токвиль первую считает самым впечатляющим событием - Французскую революцию 1789: наделила человеческий дух «ясностью, живостью, свежестью эмоций молодости…на земле есть только один народ: мог поставить такой спектакль». де Торквиль:-люди «погрязли в узком индивидуализме, заглушающем всякую общественную добродетель». «Деспотизм не только не противодействует этой склонности, он делает ее непобедимою, он отнимает у граждан всякую общую им страсть, всякую надобность друг в друге, всякую необходимость взаимного понимания, всякий повод к совместной деятельности; он, так сказать, закупоривает их в частной жизни. Они уже стремились разделиться; он совершенно разобщает их; они начали охла¬девать друг к другу; он их обращает в лед». М. В. Ломоносов признавал Русская власть получило свое начало от «первых князей варяжских», затем пришло самодержавие - единственно возможная форма правления для России. Вело от «внутреннего несогласия, ослабившего отечество», к «новому совокуплению под единоначальство». Россия часто «гибла от разновластия, спасалась мудрым самодержавием. «Разномысленною вольностию, - Ломоносов в предисловии к своей “Древней Российской истории: ”едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством сначала усилилась, после несчастных времен умножилась, укрепилась, прославилась. Имеем благонадежное уверение о благосостоянии нашего отечества, во владении единоначальном имеем залог нашего блаженства, доказанного столь многими и столь великими примерами». М.Щербатов, родоначальник традиционалистской Российского консерватизма отдавал первое место моральному состоянию общества, миросозерцанию Щербатов разработал основные принципы идеального правления «страны совершенства»: защита сословной монархии, по принципу: а. «не народ для царей, а цари для народа»; б) власть в руках дворянского сословия, олицетворяющего народ; в) верховенство закона и равенство всех перед законом; г) приоритет закона и власти, обязанностей и порядка над индивидуальной свободой; д) разработка законов с общим народным согласием, с беспрестанным их совершенствованием, с почитанием формулы «добродетель–закон–власть»; е) организация немногочисленного правительства (20 человек из дворян); ж) жесткий правительственный и церковный контроль в духовной сфере за общественными нравами; з) сохранение крепостнических порядков; е) неприятие насильственных потрясений; пресечение разномыслия. Главное назначение государства — обеспечение «всеобщего блага». Государство и «общее благо» стоят в иерархии ценностей выше человеческой личности. С 30–40-х XIX. носители консерватизма – славянофилы. Особенность "славянофильской консервативной идеологии, при всем ее различии с либерализмом в оценке западных духовных ценностей - она сочеталась с умеренным либерализмом, исходила из организмической совместимости коллективистского начала с личностным, государственного — с общинным. Духовный исток их консерватизма - Русская Православная традиция с ее идеями великодержавности, национально-культурного своеобразия, социокультурной самобытности развития России, охранения духовно-нравственных ценностей. Их традиционализм выражался в сочетании рассудочности с религиозностью, веры со знанием, самобытности с открытостью". |