Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9702 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг "Щенок"
Шокирующий текст. Заставляющий остолбенеть. Попирающий заповеди. Социальный гротеск на границе с абсурдом. И вопрос автора: насколько психологически достоверно?
Правда вообще — суть шокирующая субстанция. Верить хочется обычно как раз тому, чего нет, но чем бы «сердце успокоилось». Обычно люди страстно хотят быть хорошими, правильными, хотят успешно вписываться в социальную норму, а еще лучше быть примером, а то и образцом, ни много ни мало. Да, лучше... И держаться за милые сердцу образы любой ценой: хоть плюй в глаза — божья роса...
Но герои Марии Гринберг из другого теста... Они словно идут в противоположную сторону. Либо чтобы проверить себя («Маша Хари»), либо желая выжить любой ценой («Здравствуй, Ваня», «Ивушка»), либо, как в рассказе «Щенок», ступая следом за идеалами, подчиняясь им абсолютно, и не важно, что попирают их ноги. А что они могут попирать? Вслед за идеалами они идут по идеалами же вымощенной дорожке.
Так и случилось с безымянным пятиклассником. Двенадцать лет... Поражает полная изначальная деморализация ребенка. Впрочем, судя по тексту, этот бездельник при натуральном хозяйстве, разве что исполняет прилежно уроки, которые кажутся ему пустыми (мотив изначального подчинения в творчестве Марии), а мать, которую «мамой» назвала лишь неземной красоты незнакомая девушка, мать, которая на кирпичном заводе исполняет работу ломовой лошади (На заводе она весь день катала вагонетки в четверть тонны — под руку ей было лучше не попадаться), с натуральным хозяйством справляется вполне самостоятельно. Семья зажиточная — есть корова. Любовь к сыну, судя по всему, выражалась рукоприкладством. Любить, видимо, полагалось силу. Но это — явление обычное. Дети часто растут как подзаборная трава, по меткому выражению Салтыкова-Щедрина. Агутагава в «Словах пигмея» писал, что родители хозяйственных животных любят гораздо больше детей. Это удел довольно многих во все времена. Однако не все, далеко не все из детей лишены человеческих чувств изначально, как показано в рассказе. Скорее, подобная лишенность есть врожденная аномалия. Так как самой природой заложено любить мать, какой бы ограниченной она ни была, во всяком случае, стремиться к этой любви. В христианстве проблема невозможности искренной любви к родителю решается через двуотцовство.
В голове ребенка сидит странная мечта (генезис ее неизвестен) о совершенно другой жизни, другом мире, других людях, мечта о сверхчеловеке. От одного её выстрела словно сразу рухнул весь мир, в котором я жил, ничто уже не имело значения, только она… Мальчик встретил. То, что это — девушка, эпикированная как комсомолка при штабе времен Октябрьской революции, разве что избыток серебряных бляшек несколько выбивает образ – не имеет никакого значения. Разве что эксплуатируется еще и сексуальный образ.
Сверхчеловек... Попрание ли человеческого имел ввиду Ницше в своей доктрине? Конечно, нет. Он имел ввиду, во всяком случае, так я его для себя прочла, преодоление в себе, как раз, животного начала. Лени преодоление, прежде всего. Поскольку страх, лень и надежда суть одно — упование на то, что как-то где-то оно, даст бог, без меня и сложится, и меня не коснется, а мне и так сойдет. Но коснется, конечно.
Вот и мальчика коснулось. Но что из себя представляет явленная нам красотка? Молодец на овец. Расстрелять безоружных женщин, надругаться над беззащитной девочкой, растлить мальчика — «великий подвиг» – “за жизнь» учеба... Чувства человеческие (высокие) отсутствуют в каталоге ее треб. Разве что чувство превосходства «высшего существа» - человеком эту особь назвать язык не поднимается.
Может ли такое быть в жизни? Да запросто. Только маскируется. А в рассказе — без прикрас, что называется – зеленая улица. Упоение властью абсолютной с изощренно-извращенной демонстративностью. Как бы ...между делом. В порядке должностных инструкций. На то оно и фикшн. Просто о жизни...
Собственно, а что ждало мальчика в его родном мире? Чинка вагонеток (потолок отца — лучший механик), которые катала его мать... Ибо по месту рождения он не «белая кость», а тут вдруг приобщился, когда позвали. Ну и что, что «щенком». Он готов ради своей «любви» великой (садомазохизм чистой воды по Э. Фромму) ноги мыть и воду пить — это походя... Впрочем, и в мире мальчика «не без греха» - разорвали, привязав к двум берёзам. Превзошли, что уж там...
Мне сложно представить, о чем говорить с «таким сверхчеловеком»... Наверное, он может поведать свое миропредставление. Картинка еще та... От физиологических описаний натуральной истории отличается разве что разнузданной фантазией при установлении господства и отправлениях жизненных треб. Поскольку животные умысла не имеют и сильный пожирает слабого не потому, что плохой, а потому, что так ему дано. Животное — не человек. Человеку дано человеческое — разум, способность мыслить и чувствовать. Но у каждого это «человеческое» своей дорогой движется. У кого-то вверх и оно беспричинно. А вниз всегда оправдано.
Рассказ формально сделан мастерски. Содержательно непрост. Заключен между цитатами Экзюпери и Ницше. Неоднозначными для восприятия — каждый вносит в них свой смысл. Человек — не животное, чтобы его приручать. Это прирученные животные без хозяина, считай, беззащитны. Человек должен не приручаться, а взрослеть — сам возводить свою картину мира, добывая свет изнутри и снаружи, самостоятельно стоять, на своих ногах. Человек — когда свободный, когда решает сам, а не берет готовое. Ницше, на мой взгляд, он именно об этом. Впрочем, читала «Заратустру» давно, как обычный читатель, впечатление о книге — мое послевкусие. У меня — такое.
Содержание... Оно какое есть, такое и есть. Как уже сказала, вполне правдоподобное — ну, чего не бывает: что ждал мальчик, того дождался:
и теперь смерть повинуется тебе!
Голова кружилась.
Чья смерть повинуется? Людей, которые не могут себя защитить? Невелика победа. Но для многих желанна. Каратели – имя им. Обычно они прикрываются какой-то «высокой», в их понимании, идеей. Идеей-фикс. Ибо надо быть фанатиком. В общем-то, в рассказе и показан путь фанатика, который видит все вокруг лишь в своем свете.
Я помню всё.
Но говорить мне больше не с кем.
Если «всё» - это как ведут себя люди, прижатые к стенке и абсолютно беззащитные, когда снесены все социальные преграды и без одежд — желание выжить, то тема-то узкая в своей конкретике. Действительно, о чем говорить фанатику, кроме как о своем фанатизме... В нем — вся его жизнь. Прочее — пыль сапог и не может быть сколько-то значимым. Он обречен на одиночество - полную потерю смысла, когда хозяина-солнце убивают. Впрочем, новый всегда появляется. Но не факт, что окажется столь же «солнцелик». Я к тому, что «всё» в реале — это много шире. Это не только желание выжить, но еще и желание ЖИТЬ, творить жизнь по образу и подобию. Чудо — в этом месте.
Содержание дано от первого лица. Автор полностью прикрыт героем. Мы читаем однобокие картины в голове мальчика. Великолепие «героики» относится к миру победителей, к миру неземной красавицы. Грязь, навоз, серость и унылая будничность перешагиваются через труп матери. Доброволец-отец канет в небытии. Что было дальше? Да зачем вам это? Впрочем, казнь уровняла миры абсолютно — две стороны одной медали. Если где и нашел герой красоту, то у карателей, «красоту» их обертки по праву власти и богатства. Не вагонетки девица катала... И в черную(!!!) кожу была великолепно упакована.
В понимании мальчика красота не создается — никто из его среды не был замечен в подобном, некем было ему восхищаться. Красота для него — принадлежность «сильных». И любить, по его понятиям, можно лишь тех, кто «сильный». Они «прекрасны».
Герой не пытается сам ничего создать — отдыхает и учится. В мире родителей идет лишь воспроизводство заданного уровня. Живут как живут. В мире карателей — тоже, но там сама обертка красивше (потребление) и власти не в пример больше.
А света нет. Нет света ни в одном из миров. Нет точки, из которой в рассказе исходит добро для героя. Мальчик, по замыслу автора, ее — эту точку зарождения добра – злокачественно не наблюдает. Интересные, увлеченные, образованные, элементарно добрые, душевные люди вне досягаемости. Но они не у многих в досягаемости, скажем прямо. Но если человек тянется к добру, он добро находит. Кто к чему тянется, тот то и находит. И это совершенно не мешает видеть мир, как он есть. Мир недалек в подавляющей массе своей. Но это не значит, что все обречены на деградацию и повиновение силе. Внешние обстоятельства сплошь и рядом сильнее, но то, что внутри, оно диктует свое. И только движением изнутри можно преобразовать мир. Не только добро изнутри. Зло тоже оттуда. Борьба с собой — Ницше, он об этом.
Сильный рассказ, будоражащий. Однозначно автор оставляет читателя один на один с безжалостным содержанием, предоставляя ему осмыслить увиденное. Расчет на читателя, способного иметь свою точку зрения, не потребителя манной каши в усладу. Недетская литература.
Ну, а если недетская, то тут сразу всплывает аллюзия к жизни как таковой. Мальчик — это человек. Взрослый. Его мать — родина его. Пришлая красавица — мечта о лучшей жизни, которую, якобы, поднесут победители, если их «любить», отрекшись. Идут к мечте, понятно, если прямиком, то по трупам и в качестве рабов. Потом придут «партизаны» - сотворят та-а-кое... В результате мальчику опять не рыба ни мясо — то хоть была иллюзия приобщиться к сильным мира сего. И поговорить отныне не с кем. А потому автор отсылает по умолчанию к вечным истинам: все в тебе и ничто внешнее счастия не подарит.
Впрочем, вчитать можно что угодно во что угодно. Так устроено. Мария, по большому счету, дала форму, которую можно наполнить любым содержанием. Респект автору!
Дата публикации: 30.01.2016 19:20
Предыдущее: Это не небо даёт светСледующее: Тумана в белёсое небо серебряный выдох

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта