Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алексей Карелин
Объем: 33877 [ символов ]
«Древнерусская литература» ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Им. А.М. ГОРЬКОГО
 
Контрольная работа по дисциплине «Древнерусская литература»
ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
 
Выполнил студент 1 курса Карелин Алексей Анатольевич.
 
Москва 2004 г.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1. Вступление………………………………………………………. ..Стр. 2
2. Возрождение русской культуры………………………………….Стр. 4
3. Великая песнь………………………………………………………Стр. 5
4. Образ автора………………………………………………………..Стр.6
5. Образ русской земли ……………………………………………...Стр.8
6. Поэтический язык…………………………………………………Стр.9
7. Князья Игорь и Всеволод…………………………………………Стр.10
8. Образ Ярославны…………………………………………………..Стр.12
9. Образ Всеволода Святославовича……………………………….Стр.12
10. Содержание «Слова…» и его идеи………………………………Стр.13
11. Заключение…………………………………………………….... …Стр. 14
12. Выводы………………………………………………………………Стр. 15
13. Литература………………………………………………………. …Стр. 16
 
ВСТУПЛЕНИЕ
 
“Слово о полку Игореве” - художественный величайший памятник древней Руси. Оно свидетельствует о творческом гении восточных славян XII века - в период татаро-монгольского завоевания. Возникшее на почве общей культуры русских, украинцев и белорусов, ”Слово” служит как бы символом братства этих народов. Открытое в конце XVIII века, „Слово" поразило поэтов, композиторов, художников своей замечательной силой и красотой.
Есть и более точные указания в «Слове о полку Игореве» на то, что оно написании вскоре после описываемых событий. В 1196 году умер Буй Тур Всеволод, в 1198 году Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове, не раз ходил перед тем вновь на половцев, но все это осталось без упоминаний. Не упомянуты и другие события русской истории, случившиеся после 1187 года. Но «Слово» не могло быть написано и ранее 1187 года, так как оно воспевает славу молодым князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, вернувшемуся в 1187 году из плена. Поэтому можно думать, что это произведение написано в 1187 году.
«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий. Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. «Слово» соткано из намеков, из напоминаний на что было, еще живо в памяти каждого читателя – современника.
«Слово» очень близко к народной поэзии по своей идейной сущности и стилистическому строю; в нем используются образы, которые уже существовали в феодальном быту, в военной лексике, в народной речи.
Но в отличие от народного фольклора, поэма посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу на половцев северского князя Игоря Святославича. На примере последнего автор показывает несчастные последствия отсутствия единения. Князь Игорь действует по феодальной формуле: «мы собе, а ты собе».
«Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению.
Это одно из немногих произведений древнерусской литературы, которое повествует о походе в чужую землю, однако поход князя Игоря не был победоносным. Удивительно, что автор «Слова» темой своего произведения избрал поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Эти обстоятельства давали возможность неизвестному автору гениального творения XII века не только выразить свое гражданское отношение к происходящему, но и нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, сражавшихся далеко от родной земли, в «степи незнаемой» с противником, превосходящим его силою, и дать выразительные характеристики русским князьям той эпохи.
 
"Усобица довела князей
до губительной низости.
Вон уже обращается
брат к брату:
"Это мое, а то мое же"
И начали князья
про малое
"это великое" молвить,
а сами на себя
крамолу ковать"
 
Во второй половине XII века на Руси буйствовал эгоцентризм удельных князей. Едва ли не каждый состоятельный провинциальный властелин считал своим долгом закончить жизнь в великокняжеском тереме в Киеве. Судите сами, если за всю историю киевского княжества от легендарного Аскольда до Батыева погрома, за 270 лет в городе сменилось около сорока князей, то за пятьдесят лет, с 1150 по 1200 год, Киев переходил «из рук в руки» 20 раз! Лишь при князе Святославе Всеволодовиче, правившем в Киеве с 1176-го по 1194 год, в городе и во всей Руси восстановилось относительное спокойствие. В «Слове» «...Святослав грозный великий киевский, будто грозою прибил своими сильными полками и стальными мечами, наступив на землю Половецкую, притоптав холмы и овраги, возмутив реки и озера, иссушив потоки и болота». Тридцатого июля 1184 года объединенное русское войско, возглавляемое Святославом Всеволодовичем, разгромило половцев, забрав в плен 7000 воинов с 417 ханами. Такой победе радовались не только на Руси, но и немцы, и венецианцы, и греки, и чехи пели славу Святославу.
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
Впервые после многовекового забвения о существовании древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве" напомнил Н.М. Карамзин в журнале французских эмигрантов "Spectateur du Nord", издававшемся в Гамбурге.
Тогда, в 1797 году, Россия только что вернула свои древние земли, отвоеванные у Турции, Польши и крымских татар. Предстояла длительная борьба с начинающейся французской агрессией. Для этого фельдмаршал А.В. Суворов готовился к далеким походам в итальянские Альпы.
В среде дворян "золотого века" предпочитали говорить по-французски. Родной русский язык хоть и оставался официальным государственным языком, но в общении превращался в язык дворовой челяди, крепостных крестьян и намуштрованных солдат. В России действовал церковный запрет называть детей исконно русскими именами. Такими как Святослав, Ярослав, Мстислав, Всеволод или Олег, обладающими колоссальной энергетикой творчества и созидания! Новорожденным россиянам в то время давались исключительно библейские имена.
Возрожденные к жизни памятники древней русской культуры способствовали духовному подъему всех сословий, росту национального самосознания и могущества государства. Поэма, созданная в XII веке, сразу заняла достойное место среди шедевров мировой культуры, оттеснив на второй план немало произведений европейской литературы из модного чтива тогдашних книголюбов. Высочайшая поэтическая проба "Слова..." подняла престиж русского языка у франкоязычных русских, сделалась предметом пристального изучения национальными писателями и поэтами, крупными исследователями, среди которых мы находим немало имен передовых людей России.
Идеи возрождения народных традиций в культуре, в музыке и литературе, неразрывно связанные с идеями народного просвещения и отмены крепостного права, были продиктованы жизнью не только под влиянием военных побед или необходимостью экономических реформ. Россия вдруг вынесла из монастырских древлехранилищ на свет божий свое едва сохранившееся наследие в забытых летописях, житиях, хождениях и словах, которым в забытую старину восхищались предки. Неожиданно для самих себя благородная и "подлая" (как называли крепостных) части населения страны вдруг поняли, что имеют общую древнейшую историю и самобытную культуру.
 
ВЕЛИКАЯ ПЕСНЬ
Первые строфы "Слова о полку Игореве" сразу вызвали бурю восторга. Под сводами княжеского златоверхого дворца к концу трапезы витал лишь один вопрос, как объединить Русь? Решили переженить своих малолетних отпрысков, породниться, укрепить родственные связи. Получилось так, что за три года надо было готовиться к пяти свадьбам подряд. Собирая деньги на свадьбы, князья собирали необходимую сумму и постепенно выкупали русских воинов из неволи.
Естественно, самым желанным гостем на всех свадьбах с 1186-го по 1188 год был Владимир Ярославич Галицкий. Всем хотелось услышать его Слово. Некоторые части приходилось повторять по нескольку раз под одобрительные возгласы. Особенно часто просили «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны». Отцы и матери плакали...
Поэт не мог не обратить внимание на гостей, среди которых больше было совсем юных князей. Самим женихам и невестам недавно исполнилось от восьми до шестнадцати лет. Юным предстояла нелегкая жизнь. Половина весело пляшущих и поющих мальчишек, будущих князей, погибнут в схватке с татарами на реке Калке в 1223 году. Им в первую очередь предназначалось Слово.
С осени 1187 года Владимир Ярославич становится великим князем Галицким. С той поры появляется в поэме вставка или небольшое изменение, указывающее на неназванное, но сразу узнаваемое имя автора, читающего свое произведение:
 
«Начнем же, братья, повесть эту
От старого Владимира до нынешнего...»
В первом варианте поэмы он называл свое имя рядом с именем былинника Бояна:
«Говорили Боян и Ходына,
Святослава песнотворцы,
Старого времени Ярослава,
Олега-князя любимцы:
«Тяжко тебе, голова, без плеч,
зло тебе, тело, без головы»,-
Русской земле без Игоря».
Похоже, Ходыной он называл себя сам или так прозвали его за долгие скитания по Руси после многочисленных раздоров с отцом.
 
ОБРАЗ АВТОРА
 
Кто же он, создатель «Слова...»? Загадка его личности веками притягивает человечество. Стремление узнать о нем неодолимо.
Безусловно, автор в «Слове...» многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что «Игорь-князь соберет дружину ратную и прогонит с земли русской врагов». На протяжении всего «Слова...» меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину, то упрекает в безрассудстве. Автор рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным сопоставления с соколом. Отношение поэта к его герою полнее всего выражено в знаменитом «Златом слове» Святослава. Автор, несмотря на лаконизм, описывает не только весь двенадцатый век, но и захватывает еще и домонгольскую Русь.
Авторские отступления - выражение авторского отношения к событиям и размышление над случившемся. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входивших в состав Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени и подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княжеская власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова основная идея автора.
Девятый век неизвестный поэт призывает своих современников, русских князей, отказаться от тщеславных устремлений, объединиться для защиты Родины. Поколение за поколением, вчитываясь в трагические строки, хорошо понимали их смысл. Восемьсот пятнадцать лет на Руси восхищаются «Словом», ни разу при этом, не называя имени поэта! Справедливо ли?
Надежда угадать среди сохранившегося в летописях весьма небольшого количества имен автора «Слова о полку Игореве» не покидает энтузиастов. Его искали на площадях древнерусских городов, в тиши монастырских келий, в княжеских и боярских теремах; он оказывался то княжеским дружинником, то скоморохом, то птицеловом, монахом, профессиональным певцом, ученым греком, заезжим скальдом, тысяцким, крещеным половцем, боярином, самим князем Игорем и даже Ярославной!
Историки полагали его причастным к летописанию; филологи указывали на его высокую образованность и приводили устрашающий по величине список книг, из которых он якобы черпал свои образы и свое вдохновение. Правда, именно филологи оказывались более осторожными и, воссоздавая образ автора «Слова» на основании его поэтики, отказывались от попыток определить его имя.
Но не праздное занятие - попытаться отыскать во мгле веков гениального певца, сложившего эту песнь, гордость всей мировой поэзии. За двести лет со дня нахождения «Слова» среди полусгнивших фолиантов в Спасо-Ярославском монастыре исследователи не сошлись во мнении, кого считать автором поэмы. Этот спор мог бы продлиться еще сотни лет. Но, наконец, собраны и систематизированы неопровержимые факты, чтобы упразднить обычное приложение к "Слову о полку" - "безыменный автор"...
Наверное, автору важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому мы «Слово...» рассматриваем не как исторический документ, а как художественное произведение.
И главное – это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. «Слово...» содержало в себе ростки будущей русской литературы.
 
ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
 
Образ русской земли - центральный в этом произведении. Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове...» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова...» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове...» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя.
Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути. Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь все наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со «Словом...» по поэтической мощи, красоте, мудрости. Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с настоящим. В круг повествования автора введены огромные географические пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы: немцы и венецианцы, греки и Моравы. Огромность Русской земли подчеркивается в «Слове…» одновременностью действия в разных частях страны: "Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле", девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзаж Ветер, солнце, грозовые тучи, в котором трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце... тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор, тем не менее, наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приемах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «СЛОВА…» становится вся Русская земля.
 
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
В языке «Слова…» встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтическая традиция. Эти художественные приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминология (он характерен для жанра воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё преломити" - одержать победу. При помощи военной терминологии даётся оценка нравственных качеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода, уряне "под трубами спеленаты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного народного творчества связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как "борзые кони", «чистое поле", «мечи булатные". В нём используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида - Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной народной традицией связаны сравнения: «кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные". Ярославна, следуя древним народным верованиям, обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами костьмы была посеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками: « зелёное дерево", « черные тучи", «серебряные струны", "синее море", «кони ржут", "лисицы лают на красные щиты", «трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы: «Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущается общая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаются повторы, которые роднят его с песней. Например, "О, русская земля, ты уже за холмом!"
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.
 
КНЯЗЬЯ ИГОРЬ И ВСЕВОЛОД
Автор воспевает их мужество и храбрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения: «Лучше нам убитыми быть, чем пленными!"
"Буй Тур» Всеволод - идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат "поганые головы половецкие". В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу", «свету ", «соколам", а врагов-половцев - "тьме", «тучам", «черным воронам". «Тьма свет покрыла", когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, которые хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали: "...прошлую славу похитим, будущую между собою поделим". В результате - поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Своим выходом в степь Игорь, бесспорно, настроил против себя большинство князей. Он обрек себя и своих единомышленников на гибель, а их семьи на лишение имений и на обездоленную жизнь. Родственники Игоря хорошо помнили страдания его сестры после смерти мужа Владимира Дорогобужского. На второй день она была выгнана из города с гробом и более двадцати дней зимой пыталась найти на Руси город, в котором ей разрешили бы похоронить мужа. Некому было взять под уздцы лошадь с санями и княжеский стяг в руки, как того требовал древний обычай!
Обо всем этом передумал поэт, оказавшийся на ступенях лестницы восточной башни замка в Путивле, где каждое утро в ожидании мужа, причитая, рыдала его сестра Ярославна. Плач Ярославны и нависшая над семьей угроза трагедии создали тот порыв души, который поэт воплотил в поэму «Слово о полку Игореве». Перемешав нежность и дерзость, элитарную и былинную поэзию, свет и тьму, виновность и беззащитность, этот гениальный человек мобилизовал смысл сюжета на защиту чести своей сестры и ее мужа. Фабула поэмы, выбранная для защиты любимой сестры, легко приобрела размах призыва: «Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоревы». При этом обвинения достались не Игорю, а всем без исключения русским князьям:
 
«Ярослава все внуки и Всеслава!
Уже приспустите стяги свои,
вонзите свои мечи поверженные.
Уже ведь выскочили
из славы предков.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
На землю Русскую,
на наследие Всеслава.
Коварством ведь вызываете
Насилие от земли Половецкой!»
 
Древняя летопись сообщает, что Владимир Ярославич Галицкий прибыл в Путивль как раз перед походом князя Игоря к Дону. По причине слабого зрения Владимир Галицкий был обречен на устранение от государственных дел и военных походов. Этим и объясняется, почему Владимир Ярославич не участвовал в походе князя Игоря в 1185 году, а находился в Путивле на городской стене, где вместе с Ярославной ожидал вестей из степи. Мы знаем, что автор «Слова» осуждал нечестный поход своего зятя, но едва ли из-за этого он не пошел бы с человеком, которому многим был обязан.
Его несомненное участие в борьбе с нахлынувшими на семью сестры несчастиями — серьезный аргумент в пользу предполагаемого авторства поэмы. Присутствие князя Владимира не позволило Олегу Святославичу прибрать к рукам владения Игоря. Владимир Ярославич руководил обороной Путивля от нападения хана Гзы. В дни обороны поэт-воин брался то за меч, то за перо.
Вернувшийся из плена Игорь в сопровождении Владимира отправляется за помощью в Киев. Там на панихиде по жертвам своего бесславного похода, в церкви святой богородицы Пирогощей, Игорь признает свою вину, покается перед Русью, перед воинами, оставшимися в плену. Чтобы собрать огромный выкуп, надо было как-то уговорить князей раскошелиться.
 
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С.(вопреки ист. факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев (столицу Руси), признавая этим свою вину перед Русской землей.
 
ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ
 
Сильнейший лирический образ русской женщины. Каждый из нас хранит в своей памяти прекрасный образ Ярославны: на крепостной стене, увенчивающей высокий берег Сейма, стоит русская женщина, перед ней расстилается необъятная степная равнина, на другом конце которой томятся в плену побежденные русские воины…. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего "ладу". Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к далекому мужу, это олицетворенная Русь, призывающая к себе своих защитников.
 
ОБРАЗ ВСЕВОЛОДА СВЯТОСЛАВОВИЧА
 
Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.
 
Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Благодаря этому, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв, объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
О Всеволоде Святославовиче «Слово» говорит особо уважительно, как о рыцаре без упрека. Он чужд каких-либо своенравных расчетов, стремления к личной выгоде, свято верен своему долгу перед старшим братом – Игорем Святославовичем. Когда Игорь задумал поход против половцев, Всеволод сразу же проявил готовность прийти к нему на помощь. И в каких трогательных словах выражена эта готовность:
Один брат, один свет светлый ты, Игорь!
Сделай же, брат мой, своих борзых коней,
А мои-то готовы, оседланы под Курском заранее.
 
В “Слове о полку Игореве” князь Черниговский Буй-Тур Всеволод описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, подсвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
В грозной сече Всеволод ведет себя, как подобает храброму и опытному воину: не думает ни о ранах своих, ни о славе, ни о богатстве, ни об отцовском престоле в Чернигове, не вспоминает и о милой, желанной красавице своей Глебовне. Весь он поглощен битвой.
Ярый Тур Всеволод!
Стоишь ты в самом бою,
Прыщешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечами булатными.
Куда ты, тур, поскачешь,
Своим золотым шлемом подсвечивая,
Там лежа поганые головы половецкие, -
 
восхищенно, непосредственно от себя говорит автор «Слова». И в заключительной части произведения, славя князей, вырвавшихся из плена, поэтическим эпитетом «буй тур» он награждает лишь одного Всеволода.
«Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова» любит своих мужественных и смелых героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, и осуждает, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалам для него остается благо его родной земли и народа.
 
СОДЕРЖАНИЕ «СЛОВА» И ЕГО ИДЕИ
В «Слове о полку Игореве» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий – русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей хищных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как грустно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками – затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц – он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше. Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря, но его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Автор «Слова» напоминает русским князьям, как они сильны, как сильна их дружина, и просит их 1 ступить в стремя за землю Русскую, за раны Игоревы. Обращаясь к Ярославу Галицкому, автор говорит, что он подпер горы венгерские своими железными полками, загородив путь венгерскому королю, затворив ворота Дунаю. Автор «Слова» видит русских князей могущественными и славными.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несколько раз в течение 9 веков «Слово...» то исчезало на много десятилетий, то вновь возвращалось из забвения, с новой силой поражая красотой и величием.
У потомков, услышавших поэму после монгольского вторжения, она могла вызвать только озлобленность и неприятие. Лишь после победы на Куликовом поле брянский боярин Софоний, перелистав события и героев «Слова», посвятит победе Дмитрия Донского над Мамаем поэму, названную Задонщиной.
Во второй раз она случайно будет найдена в монастырской библиотеке перед войной с французами, которую начнет Суворов, а закончит Кутузов в 1813 году. Все лучшие поэты посвятят героям "Слова" сотни замечательных стихов и поэм.
Познакомившись с содержание «Слова о полку Игореве», осмыслив его сюжет и композицию, поступки действующих лиц, размышления автора и его героев, можно сказать, что все произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли. И разгром Игорева войска, и тяжелые беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – все это изображено с целью убедить русичей, что единение общих усилий необходимо. Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.
 
Автор «Слова» одаренный и мужественный человек, способный посмотреть далеко вперед, заставил многие и многие поколения сопереживать русским XII века. Он провозгласил истины: дороже Родины ничего нет, самое большое богатство страны – народ, долг человека, стоящего у власти – служить ему, священнее и почетнее обязанностей для главы государства нет.
До сих пор «Слово о полку Игореве» поражает нас своей формой и поэтической стройностью. Автор создал не плач о поражении Игорева войска, не радостную песнь о возвращении князя из плена, хотя, элемент того и другого присутствует, а глубоко поэтическую повесть о русской земле, о ее судьбе. «Слово» содержит в себе как элементы устного народного творчества в язычестве, так и элементы книжного стиля.
Тут и рассуждения о стиле повествования - даже с показом примерных образцов; тут и речи князей и причитания женщин; тут и картины природы, от степи до горных кряжей и перевалов, от земли до неба; тут боевые схватки и пророческие сны, воспоминания о великом и невозвратимом прошлом и сожаление о недостатках современности. И все это проникнуто одной идеей - любовью к Русской земле и заботой о ее благополучии.
Невозможно здесь перечислить имена замечательных и даже великих людей, которых обаяло, пленило "Слово о полку Игореве"! Здесь представлены люди самых разнообразных творческих призваний, различных областей высшего духовного творчества. Достаточно будет назвать хотя бы эти имена: Пушкин, Карл Маркс, Гоголь, Бородин, Васнецов...
Необозримо количество трудов, посвященных "Слову о полку Игореве". Ему посвящаются международные съезды. Множатся переводы на многие иностранные, а также и на современный русский язык. Не будет отнюдь преувеличением сказать, что "Слово о полку Игореве" - это святыня народная.
Я думаю, еще многие поколения не перестанут восхищаться глубиной и совершенству произведения «Слова о полку Игореве», бесконечной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.
 
ВЫВОДЫ
 
ВЫВОД ПЕРВЫЙ:
Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова» становятся, еще более ощутимы в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в «Ипатьевской» летописи. Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительным для Руси оказались последствия поражения Игорева войска. Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове», летописная повесть документальна, точна, объективна в описании.
 
ВЫВОД ВТОРОЙ:
Лирический характер «Слова о полку Игореве», пронизывающие весь его текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли. И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простым людям, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья в войсках, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрей «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы, между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов». Плач Ярославны благодаря силе выраженных в нем чувств во все времена, и в Древней Руси, и в нашем веке, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний. Эти черты «Слова о полку Игореве» - воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о людских судьбах, сочувствие горю жен и матерей, - найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.
 
ВЫВОД ТРЕТИЙ:
Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
 
ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ
Слово о полку Игореве" великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века - не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. «Слово о полку Игореве» Л. Дмитриева, 1985.
2. «Повести ратной Славы Древней Руси» Л.А. Дмитриева и В.И. Охотникова, 1986.
3. Н.К. Семенова «Русская литература», 1980.
4. Полное собрание русских летописей. Т. 2. 1962, с. 643.
5. Лихачев Д.С. «Золотое слово русской литературы». – В кн.: «Слово о полку Игореве» М. – Л., 1961, с. 37.
Дата публикации: 29.02.2016 19:52
Предыдущее: «ИСТОРИЯ РОССИИ XIX – XX ВЕКОВ» «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (происхождение и судьба славян. Происхождение Руси)Следующее: «Введение в славянскую филологи» «Представление о мироустройстве времени и пространстве».

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта