Чему может нас научить «Гамлет»... Вопрос риторический, поскольку пьеса обращена ко взрослым зрителям-читателям. Вот уж точно, для чего не читаю литературу, так это учебы ради. Учит, и превосходно, сама жизнь, причем, учит необратимо, если, действительно, учит. Для меня литература, это, прежде всего, разговор по душам, исповедание, предельная искренность. И не важно, сколько, в том числе и тысяч лет назад, была написана книга. Сей-Сенагон у меня, считай, настольная. Она меня чему-то учит? Скорее, я по ней поверяю свои чувства. А женщина, она какой была в древние времена, такой она и осталась. Кто родился, например, стяжателем, тот им и живет, и лишь жизнь сможет «переучить». Конечно, гендерные различия не имеют никакого значения. Человек есть человек. Он живет и чувствует, как умеет. Как умеет, умирает. Характеры вечны. И то, что описал Бальзак и другие великие литераторы, будет столь же актуально и через много тысяч лет. Критерий единственный - искренность автора, точность в этой искренности. Лишь она - крылья, которые несут прекрасное художественное произведение сквозь века и страны (переводы). Сафо переписывали, потому что то, что она написала, выразила - вечно. И другие лучше сказать не могли в том, что она чувствовала. Какая разница, кто где положительный герой. Оценка должна быть только в сердце, лишь оно зряче. Гамлет таков, каков он и есть. Он вернулся на родину и видит что видит, а не то, что внушает ему муж матери и остальные. Он видит по-своему. По своему он и прав. В то время было принято выхватывать шпаги по любому поводу, затрагивающему честь. Хорошо это или плохо... Так было. Ныне нравы «окультурены». Плюнут тебе в лицо, и ты ...в общем, много вариантов на сегодня, кроме как шпага! А кто сказал, что раньше их было мало? Просто шпага всегда при себе. Ум не особо был защитником для большинства, получается. А Гамлет стремился понять - что происходит, почему он видит не так, как остальные. Но от судьбы не уйдешь, от Шекспира - тем более. Гамлет не списывает свои чувства с кого-то. У него свои чувства. Он любит Офелию. Для меня - любит. Для кого-то любовь совсем не в том месте живет. Но закрутилась мясорубка, а Гамлет из тех, кто сдвигает пласты, именно потому, что видит иначе и активно видение свое проводит в жизнь. Ему хочется вывести мать «на чистую воду» ради чести отца, ради своей чести, ради матери чести, но матери этого совсем не хочется. Противоречие, ничего не поделаешь. Казалось бы, уезжай, чего ты здесь пытаешь разложить по полочкам - все как везде: было, есть и будет. Но лично его коснулось, и теперь дело чести - разобраться. И герой идет до конца, по судьбе, не сворачивая. Хорошо это или плохо? Оно так и не иначе. В том смысле, что мы видим - и так тоже бывает. И так вполне может быть. Удел человеческий: куда не ступить, ты уже на кого-то наступил. Так устроено. И место под солнцем, хотим мы того или нет, достается по сверчку. Каждому свой шесток. И шесток Гамлета - вовсе не крошечный. Множество режиссеров во все времена будут находить в этой пьесе отголоски своего сердца, искать новый взгляд. Ведь Шекспир кинул молодого горячего Гамлета в самое крошево семейных, самых крепких и кровавых отношений, где слишком многое табу, где все режет по-живому. |