Произведение |
|
Объем: 2980 [ символов ]
|
|
|
|
Черновик. Хорес - Сазонов. Попытка №2 |
b]АНЖЕЛИКА ХОРЕС Водопад «Е-гор… Е-гор-ка… Е-го-руш-ка…», – слова, будто мятные драже, перекатываются на языке и тают. Егор не слышит моего беззвучного шёпота. Я сижу за крепкой мужской спиной, прильнув к ней, но не от страха, нет. Напротив, чувствую себя уверенно и спокойно, полностью доверившись водителю. Мы летим на мотоцикле «Иж-Юпитер» по пустой асфальтированной дороге. Тёплый ветер бьёт в лицо так, что трудно дышать. А вокруг тайга, тайга, тайга… Егор решил показать мне наикрасивейшие места, расположенные окрест его родного посёлка. Первая остановка… Идём по еле заметной тропинке сквозь лесную чащу. Вот он, водопад! Вода в нём настолько ледяная, что, кажется, падая со скалы, с хрустальным тонким звоном разбивается о камни. Осколки стеклянно-водной пыли создают тончайшее зыбкое облако; оно рассеивается при каждом нашем движении. Сквозь густые ветви деревьев с трудом пробивается солнце. И когда его лучи прошивают воздух золотыми нитями, мельчайшие капли влаги переливаются всеми цветами радуги. Небольшой бассейн, созданный силой воды, голубым блюдцем лежит на мягкой зелёной ладони – уютной полянке. Воздух, какой здесь воздух! Чистый, прозрачный и такой освежающий в этот жаркий летний день. День, превратившийся в сказку… …А ночь наполнена любовью, ароматами и звуками лета. Просыпаюсь оттого, что солнечный луч нагрел мою щёку и осторожно коснулся сомкнутых век. Ощупываю рукой постель; Егора рядом нет. Вслушиваюсь и вслушиваюсь в тишину. Дома его тоже нет. Волнение смешивается с недоумением – на будильнике пять утра. И лишь сейчас замечаю на подоконнике огромный букет свежих цветов – жарки, ромашки, саранки, незабудки. Водопад чувств – лёгкости, блаженства, любви и нежности обдаёт меня. Новый день просыпается вместе со мной… ВАДИМ САЗОНОВ Свободное такси Был дождливый октябрьский вечер. Он стоял на ветру, пытаясь укрыться от хлесткого дождя поднятым воротником. Он торопился на день рождения к приятелю, должна была состояться отличная пьянка. Первым остановилось такси, на заднем сиденье которого сидела женщина. Следом ехало пустое такси. Решив, что терять время на то, чтобы сначала довезти попутчицу, даже если это окажется дешевле, не стоит, и махнул первому водителю рукой, мол, езжай. Он так никогда и не узнает, что, если бы он сел в первое такси, то выяснилось бы, что водитель словоохотливый и уже ведет разговор с пассажиркой, что он бы и сам втянулся в разговор, повернувшись к ней с переднего сиденья, что вышел бы вместе с ней, что через год у них родился бы первый ребенок, что всего у них было бы трое детей, что после положенного количества лет появились бы внуки, что умерли бы они в отведенный судьбой срок, что их могилы были бы всегда ухожены и убраны, а память о них жила бы. Но он сел в свободное такси. Жизнь металась между случайными связями и приятелями. Умер он в отведенный одиночеством и водкой срок. Через пару месяцев никто его уже не вспоминал, а могила поросла сорняками. |
|
|
Дата публикации: 10.02.2017 14:48 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Это уже теплее. Водопад - можно еще поработать над языком. Стоит на стыке между короткои рассказом-зарисовкой и миниатюрой. Можно доделать (пройти по семи этапам конкурса и из каждого внести по чуть-чуть и будет то, что надо). Свободное такси - если бы эта работа участвовала в 1 туре, в Тетради, в которой мы будем работать над смыслом миниатюры, то эта работа была бы принята. Хорошая идея, хотя и достаточно избитая - именно ее "замыленность" должна была бы вас заставить пойти по особому пути метафор и символов. Т.е. идея старая, а форма ее преподнесения - новая, авторская. Очень тяжело и психологически громоздко показывает себя ваша форма "если бы да кабы" - если бы он сел в такси, если бы то да сё - об это "бы" спотыкаешься и тонешь в нем. Лучше было БЫ взять повествование от противного: нарисуйте красивую картинку того, что могло БЫ случиться и преподнесите читателю, как реальность, а вот в финале идите на противопоставление - НО гл.герой так не сделал и его могила поросла сорняками (даю схему). Тогда БЫ: 1. Сохранилась интрига 2. Динамичность украсила действие 3. Удался бы неожиданный финал 4. Усилилась бы сама идея - мы пропускаем мимо предоставляющиеся нам возможности. | | Какие-то знаки... Еще раз: ...Хорошая идея, хотя и достаточно избитая - именно ее замыленность должна была заставить вас пойти по особому пути метафор и символов. Т.е. взять старую идею и дать в новой авторской форме, новом решении. Затрудняюсь оценивать, т.к. первая работа на шажок ближе к форме миниатюры, но проще по замыслу. Вторая работа интереснее по замыслу, но тяжелее и корявее (простите) в исполнении. | | "Хорошая идея, хотя и достаточно избитая" Вот это меня удивило. В попытке № 1 тоже была избитая идея - автор пишет об одном, а каждый читатель в этом видит свое. Почему же попытка № 1 не воспринята, как способная участвовать в конкурсе? | | Вадим, дело то не совсем в избитости идеи или не избитости, а , скорее, в форме ее подачи. Дело в том, что глобальных идей в литературе вообще очень ограниченное кол-во. Судите сами: война и мир, отцы и дети, богатство и бедность, любовь и ревность, производственная тема... - около пяти, ну м.б. больше. Дальше идут ветви этих тем - о них-то мы и говорим, что напр. тема упущенных возможностей, конечно, избита, но! Важно ее заново преподнести. Представьте себе, что вы пишете не рассказ ( пока не говорим о миниатюре), а хотите показать тему упущенных возможностей в кинематографе. Так будет понятнее. Что вы покажете? Вы, скорее всего, покажете картинку - визуальный образ - чего? Решайте сами! Наверное того, ЧТО эти возможности вам дали. А потом даете короткую картинку, что на самом деле. Ну и такси ваше... уже уехало со всеми мечтами :) Как-то так. В миниатюре мы не разъясняем старые идеи, не разжевываем, а создаем визуальный образ старой мысли. Ну как-то так. | | Чем же Вас не устроила в попытке № 1 форма подачи такой же избитой идеи, как и попытке № "? Я этого не понял. О том, что все уже давно придумано и не раз описано, я прекрасно знаю. |
|
| | "Водопад" Эта работа несомненно ближе прежней к обсуждаемому жанру. Язык художественный, интересный. Так ли нужна была описательность в таком количестве? На мой взгляд, ее здесь больше, чем собственно решения некой сверхзадачи. "Свободное такси" Здесь, действительно, выраженно присутствует идея, и преподносится она символично, динамично, самодостаточно. Повествование чуть потеряло в динаминке вот здесь: "...терять время на то, чтобы сначала довезти попутчицу, даже если это окажется дешевле..." - это объяснение, показалось, уводит в сторону, мешает сконцентрироваться на идее. Разве только автор имел целью показать, что для ЛГ принципиальнее не терять время, чем сэкономить. Но потом-то оказывается, что "Жизнь металась между случайными связями и приятелями". Хотя оба пояснения указывают на суетность героя, различны смысловые оттенки, поэтому хватило бы одного, любого. Не относящиеся к теме блохи, тем не менее, притягивают внимание: "Был... должна была..." Ну почему не "в предвкушении отличной пьянки", к примеру? Или еще лучше и короче. :) 0-1 после некоторых колебаний. | | Обе миниатюры не плохи. В них есть не сюжетная динамичность, настроение и мысль. Но хотелось бы более сильной и яркой эмоциональной динамики и более чёткой смысловой. Прочтите свои мини вслух. Попробуйте убрать слова, без которых эмоции не обеднеют и смысл не исчезнет. Их достаточно много здесь. Миниатюра не только не потеряет, наоборот станет более совершенной, приобретет законченную форму. | | Оба произведения соответствуют жанру. "Водопад". Впечатления одного дня. Как три картинки. Много света и ощущения счастья. Букет - жарки и саранки цветут совершенно в разное время. Жарки - ранниие цветы, где-то в начале июня, даже в конце мая. А саранки и ромашки уже в июле. Особенно ромашки. "Свободное такси" в этой миниатюре мне не хватило логики. Обоснования. Герой был "наказан". А за что, собственно? Он же поступил как нормальный человек, сел в свободное такси. Зачем подсаживаться к кому-то, если следом идет свободное такси? Тем более, сидящей в нем женщине может быть неприятно, что кто-то подсел к ней. Ведь может это ей придется делать крюк, все зависит от маршрута. Вот если бы она стояла на обочине и ловила машину, а Он (герой) проехал мимо, подумав при этом, что надо бы захватить ее, но нет времени, да и сзади вроде бы едет свободное такси, тогда было бы оправдано, что он потерял свое счастье. А так, никакого морального выбора у героя не было, поэтому совершенно непонятно, почему он лишился своего счастья. В жизни каждый шаг приносит что-то, но и лишает чего-то. Поэтому интересно, когда читатель понимает, что послужило причиной, почему герой был не прав, за что и поплатился. А в данной миниатюре Он поступил логично и порядочно. В чем же его вина? 1-0 | | Мари, а причем здесь наказание? Никто никого не наказывал. Он выбрал экономию времени вместо экономии денег. Вот и все. Он сам сделал свой выбор. Никто его не наказывал. | | Тогда в чем смысл? Для чего это написано? Я пошла в магазин по одной улице, а могла бы по другой - поэтому произошли такие события, а не другие. Вася Пупкин заболел и не пошел на работу, а пошел бы, встретил свою любовь. Даже перечислять не буду - триллион сюжетов. Километры бумаги придется исписать. Вся наша жизнь так устроена. Но читать интересно про то, что выходит за рамки привычного известного жизненного сюжета. Иначе это лишино смысла. | | Мари. Наказание - это лишение человека чего-либо, ограничение в чем-либо. Здесь же человек живет себе так, как ему хочется и знать не знает, что жизнь могла сложиться по иному. Как он может почувствовать себя наказанным? Что Вы имели ввиду, говоря про наказание? | | Наказание, это вовсе не лишение чего-то. Это некие меры воздействия. А еще бывает моральное наказание. Это когда ни тюрьма, ни лишения, но человеку не есть хорошо. Кстати, я взяла это слово в кавычки. Именно потому, что наказание было весьма условным. Но в том-то и дело, что ваш герой живет не как прежде. "Как прежде" вообще не бывает. "Как прежде" - это день сурка. Все течет, все меняется. Произошло событие, благодаря которому жизнь героя пошла именно так, а могла пойти по-другому. Лучше или хуже? Вопрос открытый. Может, это была награда:) жены бывают разные. Так в чем смысл Вашей миниатюры? Оказалось, я его не уловила. Так поясните, несведующей:) | | Мария, смысл тот, который видит каждый для себя. )) | | Кстати, моральное наказание - это лишение душевного покоя. Наказание - это лишение. | | Вадим, Ваши слова мне напоминают акулу в формальдегиде, или новый лозунг современного искусства "а я так вижу". К сожалению, я не доросла до этого искусства. Но у меня все впереди:) Я не хочу искать смысл там, где его нет. В то же время в любом "нет" можно найти смысл. Если очень постараться. Кстати, лишение душевного покой - это вовсе не моральное наказание. Вот любовь, например, - лишение душевного покоя. А еще поиски смысла лишают душевного покоя:) философского, я имею в виду. А моральное наказание не просто лишает душевного покоя, оно приводит к душевным мукам и страданиям. Ваш герой не мучается, не страдает. Но я увидела в Вашем эссе нечто большее, чем рассуждение, некое последствие. А его, как выяснилось, и не было. Просто могло случиться так, а случилось так, не хуже, не лучше, а именно так. И это все. Так можно описать любой момент жизни. А на эту тему написано и снято огромное множество произведений. Правда, в них есть мораль. Например, у Бредбери "И грянул гром". | | Мари. Согласен, я слишком кратко охарактеризовал моральное наказание. Я просто хотел сказать, что и оно связано с лишением, например, душевного покоя. Это в ответ на Ваше утверждение, что "Наказание, это вовсе не лишение чего-то". "Но я увидела в Вашем эссе нечто большее, чем рассуждение, некое последствие. А его, как выяснилось, и не было." Почему же не было? Вы же увидели, значит было. | | Я бы увидел другой смысл: порой гонясь за сиюминутным удобством (в данном случае - поскорее добраться) люди упускают что-то очень важное в жизни, сиюминутное не позволяет увидеть, ощутить, понять, выбрать что-то большее. Это чаще всего происходит неосознанно. | | Именно этот смысл я и хотела увидеть. Но увидела его с натяжкой. Именно эту "натяжку" мне бы и хотелось убрать. В данном случае Ваш герой не гнался за сиюминутным удобством, а просто поступил разумно. Вот этой "погони" у Вас и нет. Собственно, об этом я сразу и написала. | | Трудно сказать, что разумнее - экономия времени или денег. | | Ваш герой сыкономил и время и деньги:) | | С попутчицей дешевле, без нее быстрее. Это очевидно. | | Иногда и мотивировка важна - например, когда мы делаем осознанный шаг с какой-то нетривиальной целью: кому-то помочь, кого-то спасти, пожертвовать собой и т.д., при этом мы что-то меняем в своей судьбе, может в худшую сторону, но это вызывает не сочувствие, а скорее уважение. А когда все это ради сиюминутного удобства, сомнительного удовольствия и т.д. - тогда другое отношение к потерянным возможностям. |
|
| | Водопад Анжелика! Взгляните пожалуйста на фотографию с названием и подписью под ним. (это своеобразная фотоминиатюра) http://www.proza.ru/2015/12/09/1698 К чему я? Последний абзац Вашего рассказа практически о том же (о любви, о раскаивании) Всё предыдущее до этого абзаца можно хорошо подрезать и причесать Свободное такси Вадим! Только не обижайтесь, прошу! Мне рассказ Ваш так и показался некой готовой юмореской для выступления замечательного артиста Михаила Евдокимова, который бы её закончил, как обычно заканчивал: - СУДЬБА! Если бы, если бы, если бы… Не люблю сослагательного наклонения. Нет изюминки в рассказе, нет каких-то авторских находок, хотя тема весьма жизненная, хоть и изъезженная вдоль и поперёк. | | Ян, на что ж тут обижаться. У каждого свое мнение. Эту заметку я писал лет десять назад в "ВКонтакте", когда состоял в группе, где было модно такими заметками отвечать на обсуждаемые вопросы. |
|
| | Написал обоим по короткому отзыву. Пока писал, пропала авторизация. В результате текст отзывов унесся в никуда. Расстроен. Больше тратить время не хочу. Но авторы не виноваты. Поэтому даю каждому бонус. Предлагаю почитать, а еще лучше прослушать, миниатюры актера и певца Игоря Растеряева. Между песнями он читает свои миниатюры. Все это есть в Инете. | | Миниатюра Вадима тронула :-) вот это то что надо! 0:1 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |